Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Помощь в работе с детьми для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»
Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.
Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.
Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.
Поэтому, очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.
Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА –ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т. д. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых, например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а -п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь,щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребёнка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха.
Фонематический слух дает возможность научиться правильно произносить звуки. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой- то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, все время сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих).
По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребенка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.
Часто вместе с понятием «фонематический слух» специалисты употребляют и понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический анализ и синтез».
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое - то конкретное слово (например, возьмем слово "кот"-оно состоит из звуков:"к», «о»,"т»). Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т. д.).
Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко - слоговой структуры слова (которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста "паса», марка-"мара», куртка- курка»; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта»; в перестановках звуков: утка-"тука» в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата- лотапа.
Фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребенку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и не стеснялся лишний раз высказать свое мнение.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Играя, лечим! Дыхательная гимнастика»
Веретельник Лидия Владимировна
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Играя, лечим! Дыхательная гимнастика»
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого.
Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины обследуемых детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин. Установлена связь между способом дыхания и успехами обучения. От того правильно ли дышит ребенок, или нет,зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они ине очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становиться таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинае гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, котрые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интанационной выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо дышат, говорят, кричат и и поют не потому, что болеют, а потому, что неумеют правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика является прекрасным общеукрепляющим средством, а также просто жизненно необходима и преназначена всем людям при следующих патологиях:
1. Неврозы и неврогенные заболевания:
-кардионеврозы;
-гипетония и другие заболевания сердечнососудистой системы;
-язвенная болезнь;
- снятие нервного напряжения, головокружения, ощущения тяжести в голове;
-заикание.
2. Астма и хронические заболевания бронхих и легких.
3. Сахарный диабет и его осложнения.
4. Потеря голоса.
5. Пристрастие к никотину.
Дыхательная гимнастика оказывает парадоксальное воздействие на организм человека:
-положительно влияет на обменные прцессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-способствет рассасыванию воспалительных заболеваний, устранению местных застойных явлений;
-налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
-исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
-повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.
Правильное дыхание, как уже говорилось, очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергитическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание,а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно исползовать упражнения- как физминутки. А сделать упражнения интересными помогут стихи.
Упражнения для формирования диафрагмального дыхания.
Упражнение «Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот приэтом неиного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение «Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исжодное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнения для дифферениации носового и ротового дыхания.
Упражнение «Вдох- выдох».
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом.
Упражнение «Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть,
Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть,
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть,
Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).
Упражнение «Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружаться над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Упражнение «Пила».
Выпоняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.
Пила, пила пили живей,
Мы строим домик
Для гостей.
Упражнение «Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,
влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Упражнение «Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
Упражнение «Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках,
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх,
Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
Упражнение «Одуванчик».
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
Упражнение «Пропеваем звуки».
Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки:
а, о, у, и, э.
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.
Игра «Колобок»
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
Игра «Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.
Игра «Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает
Игра «Муравейник»
Кто такой построил дом?
Мы осмотрим все кругом.
Можно внутрь заглянуть,
Если на него подуть.
Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.
Игра «Акробат».
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.
Игра «Лодочки».
Дуть на лодочку из пенапласта.
Игра «Футбол».
Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Игра «Горка».
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.
Игра «Черепашки».
Черепашки -малыши
Очень слабы и малы.
Нужно очень постараться до воды помочь добраться.
Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.
Игра «Автомобили».
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться в перед.
Как нада ездить покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
Игра «Хорошая погода».
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь.
Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»
Цель:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе МБДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и речевому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), мячики.
Ход мероприятия
В мире развитых компьютерных технологий наблюдается такая тенденция – мы перестаем общаться между собой вживую. Наши дети становятся более молчаливыми. А малыши 2 – 3 лет не спешат радовать родителей вопросами – почемучками. А ведь ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Её развитие возможно только в тесной связи с взрослым. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. На выходе из раннего детства большинство детей должны владеть активной речью, понимать речь взрослого, обращаться к нему с вопросами и просьбами. Молодые родители имеют колоссальную возможность к доступу информации о том, как помочь ребенку заговорить: рекомендации логопедов, психологов, различные пособия, замечательные помощники - «говорящие» игрушки, которые стимулируют детей к повторению простых звуков, слов. Но, проблема развития речи остается актуальной! Как вы думаете почему? Назовите основные причины, на ваш взгляд, почему современные дети в большинстве своем отстают в речевом развитии. (ответы педагогов)
Известно, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений рук, как говорил В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, если движения рук достигают достаточной точности, ребенок начинает разговаривать. Огромное значение имеет использование кинезиологических упражнений.
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений. Американский ученый Джордж Гудхард является основателем прикладной кинезиологии. Кинезиологические упражнения способствуют созданию новых нейронных связей в межполушарном пространстве, которое является основой развития интеллекта, а значит закладывают фундамент для речи, памяти.
Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:
- Речь
- Внимание
- Моторику
- Снижает утомляемость
- Повышает интеллектуальные и познавательные способности
Кинезиологические упражнения несложные, необычные и очень интересные. Я их включаю как в индивидуальные занятия, так и в подгрупповые. Мы их делаем во время динамических пауз и физкультминуток. Так же имеется очень много кинезиологических упражнений, которые логопеды адаптировали под свои основные задачи, а именно автоматизацию звука на всех этапах и их дифференциацию. В своей практике я широко использую занятия Коняхиной «Цветные дорожки», «Классики» работаем над автоматизацией звука изолированно, в открытых и закрытых слогах. Не оставляем без внимания и рисование двумя руками, упражнение «Елочки» очень нравится детям, так же проговаривая слоги выполняют заданное действие. На автоматизацию звука в словах использую нейроигру «Веселые пальчики», на дифференциацию нейроигру «Назови и покажи».
Кинезиологические упражнения так же широко может использовать любой специалист ДОУ. Сейчас я вам предлагаю поиграть в некоторые нейроигры.
1. «Ожерелье»
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2.«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение.
Речевое сопровождение: Села на нос мне, и на ухо – черная муха.
Снова на нос, и на ухо – черная муха.
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
(Усложнение - это упражнение выполняем с хлопками.)
3. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Одновременно менять положение рук.
(Это упражнение выполняем произвольно)
4. Упражнение с мячиком. Объединяемся в пары. Первый игрок передает мяч из правой руки в левую, затем соседу в правую руку, он перекладывает в левую и снова возвращает мяч первому игроку, и так по кругу. Затем направление меняется из левой в правую ….
5. Артикуляционная гимнастика с элементами кинезиологического упражнения «Спрячь конфетку»
Кинезиологические упражнения можно использовать и для развития младших дошкольников, упражнения разучиваются сперва
- одной рукой, затем второй, а далее соединяются и при необходимости подключается речевое сопровождение.
Роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Предлагаю вам немного отойти от проблем дошкольного детства и выяснить для себя, какое полушарие головного мозга доминирует именно у вас.
Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,
то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»,
то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений логопедического массажа
(в помощь коллегам, родителям воспитанников)
Подготовила:
учитель-логопед
Веретельник Л.В.
Введение
Я, учитель-логопед МБДОУ № 383, использую в работе с детьми массаж рук в игровой форме. Предлагаю детям на выбор упражнения, с которого начнем массаж. В мешочек спрятаны предметы для осуществления массажа. Ребенок сам, опуская руку в мешочек, выбирает предмет, вспоминает название упражнения и начинает самомассаж.
Массаж рук улучшает кровообращение всего организма, в частности головного мозга, способствует расслаблению - возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие.
Ранняя стимуляция моторного развития способствует предупреждению речевых нарушений у детей с ранним органическим повреждением ЦНС.
Исследования показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, а их тренировка ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга. Разрабатывать пальчики, делать массаж, можно начинать с первых недель жизни ребенка.
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения.
У детей с особенностями психофизического развития отмечаются патологическое состояние кистей рук. Ослабленная функция разгибания и разведение пальцев кисти, а также их противопоставление большому пальцу. У многих детей школьного возраста нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Комплексы упражнений для развития мелкой моторики с использованием предметов.
1. Для выполнения логопедического массажа понадобится зубная щетка.
(Дети растопыривают пальцы и поглаживают их щеткой по очереди круговыми движениями).
Упражнение: «Мышка-чистюля»
Мышка мылом мыла лапку
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла про «указку»,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был, наверно,
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла.
Е. Баринова
2. Использование прищепок в работе с пальчиками активизирует работу клеток коры головного мозга.
(Ребенок берет прищепку и зажимает ею кончики пальцев).
Упражнение: «Черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.
Кусь, кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.
3.Для выполнения упражнения можно использовать: бусы, пуговицы, фасоль, горох.
(Дети собирают бусинки на леску или зажимая бусинки пальцами передвигают их по столу).
Упражнение: «Бусинки»
На балу у Люсеньки
Рассыпались все бусинки.
Надо их помочь собрать,
Что же, будем помогать!
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
4.Для выполнения массажа можно использовать: карандаш, фломастер,
(Большим и указательным пальцем правой руки держать карандаш и стучать по пальцам левой руки лежащей на столе. Руки меняются.
Упражнение: «Дятел».
Дятел, дятел, постучи.
Где сидишь ты? Покажи!
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
Б. Визирова
5. Для выполнения упражнения можно использовать: колечки, пробки от пластиковых бутылок.
(Указательный и средний палец ставят на пробку и «шагают» то левой, то правой рукой).
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Вот как пальчики шагают
Указательный и средний
Бодрым шагом мы идем.
6. Для выполнения массажа понадобятся: шишки.
(Между ладонями крутят шишку в разных направлениях).
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Мишка с шишкою играет.
Между лап её катает
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
Л. Орлова
7. Для выполнения массажа понадобится: губка для мытья посуды (грубая сторона), гофрированный картон, тактильные коврики.
(Водить каждым пальчиком по картону левой рукой затем правой рукой).
Упражнение: « Пальчики».
Этот пальчик маленький,
Мизинчик – маленький удаленький.
Безыменный кольцо несет.
Этот пальчик самый длинный
Он как раз по середине
Пальчик указательный
Самый замечательный
Этот пальчик хоть не длинный
Среди пальцев самый сильный
Пальчики не сорятся
Дело быстро спорится.
8. Для выполнения массажа понадобится: игольчатый мяч (мячик су-джок).
(Перекатывать мяч между ладонями круговыми движениями. Перебирать пальцами. Катать мяч по пальцам).
Упражнение: «Ежик».
Катится колючий ежик –
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошкам он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда! Мне щекотно?
Да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В темный лес, где ты живешь!
Е. и С. Железновы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...