Консультация для родителей "Игры с водой для детей с ограниченными возможностями здоровья, значение и особенности организации"
консультация по коррекционной педагогике

Климова Наталья Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley._igry_s_vodoy.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игры с водой

для детей с ограниченными возможностями здоровья,

значение и особенности организации»

«…вода является началом всего,

всё происходит из воды всё …превращается в воду»

Фалес Милетский

 

Вода – основа всего живого на Земле. Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Игры с водой или «акватерапия» используются человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям, и взрослым.

Но это не только развлечение. Занятия с водой очень полезны для здоровья. Посмотрите с каким удовольствием детки плещутся в воде, переливают ее, брызгаются, играют с игрушками в емкостях, наполненных водой. Все это благоприятно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Игры с водой развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику и координацию движений. Играя дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами воды и предметов, с геометрическими предметами и формами, с количеством предметов, с цветами радуги.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игры с водой имеют особое значение. Они способствуют развитию ощущений и восприятия, становятся первыми шагами в познании ребенком окружающего мира.

С помощью водных игр значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенней и весенней перестройки организма.

   Игры с водой способствуют развитию сенсорного восприятия, координации движения рук и зрения. Показывая малышу шлепок по воде, взрослый рассказывает о движении воды и предмета, положенного на воду.

А использование предметов разной формы и плотности сделают игру более разнообразной. Во время таких игр дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от изменения внешних воздействий. Появляются представления о таких понятиях, как «мокрый — сухой», «тяжелый — легкий», «полный — пустой», «грязный — чистый», «наливать — выливать» и так далее.

Благодаря проводимым играм развивается речь детей. Этот процесс происходит как непроизвольно, за счет развития мелкой моторики, так и целенаправленно, при помощи взрослого, который постоянно комментирует деятельность ребенка.

          Во время игр с водой у детей формируются и личностные качества, а именно: аккуратность, опрятность, терпение, выдержка, трудолюбие.

 

       При выборе игр необходимо учитывать интересы ребенка, его индивидуальные особенности: способность сохранять позу и использовать руки; умственное развитие в целом, способность понимать речь и концентрировать внимание.

Поэтому при проведении игр необходимо использовать особые подходы:

1.     Создать такие условия, чтобы у ребенка было устойчивое положение тела и надежная опора.

2.     Принять удобную позу, положение кистей и рук свободно.

3.     Во время игры необходимо убрать предметы, которые могут отвлекать ребенка. Можно негромко включить знакомую, спокойную музыку.

4.     При выборе игр желательно учитывать предпочтения ребенка.

5.     Предложить самостоятельно выбрать темп игры и самому исследовать предметы.

 

При подготовке игр с водой необходимо правильно организовать игровое пространство, обеспечить безопасность и комфортные условия детей во время игр. Вода должна быть теплой или немного прохладной. Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см. Обязательно необходимо иметь «под рукой» салфетки, полотенца.

 

Для игр с водой вам потребуются различные игрушки (резиновые, пластиковые, деревянные и т.д.), сачок, черпачок, лейка, ведерко, разноцветные пластиковые шарики, удочки, камушки, ракушки, ложки. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из-под майонеза и т.д. – все это вам пригодится для игрушек – самоделок. И поверьте, с такими игрушками дети играют не с меньшим удовольствием, чем с покупными.

 

         Знакомя ребенка со свойствами воды можно организовать следующие упражнения и игры. Для первых знакомств можно взять тазик, ведерко, большую тарелку и т.д.

 

1. «Хлопни ладошкой» – предложить ударить ладошкой по поверхности воды, но прежде показать, как это надо сделать.

2. «Веселые капельки» — опускаем руки в емкость с водой, потом вынимаем и видим, как капает «дождик».

3. «Здравствуй водичка» — опускаем руки ребенка в тазик с теплой водой и шевелим пальчиками, соединяем пальчики по очереди с большим пальчиком «здравствуй пальчик», проводим пальчиковую гимнастику.

4. «Тепло — холодно» – понадобятся два тазика один с прохладно водой, другой с теплой. По очереди надо опускать ручки то в один тазик, то в другой.

5. «Тонет — не тонет» — помещаем в воду игрушки с разной формой, поверхностью, и плотностью. Наблюдаем за ними. Сначала вылавливаем предметы, которые плавают, потом которые утонули. Можно вылавливать только круглые предметы, или только желтые и т.д.

6. «Кораблики» – делаем из бумаги кораблики и помещаем их в емкость с водой. Чтобы они поплыли надо подуть. Объяснить ребенку, чтобы он набрал воздуха и подул на кораблик.

7. Игры с заводными плавающими игрушками.

8. «Достань камушки» – необходимо достать камушки со дна со дна емкости с водой. 

9. «Налил — вылил» – предлагаем малышу различные емкости для переливания воды. 

10.  «Фонтанчики» — наливаем воду в стакан, в котором сделано много дырочек.

11. «Налей воду в бутылочку» — наливаем воду в бутылочку ложечкой или маленькой емкостью (стаканчиком, баночкой) с помощью взрослого.

12. «Выжми губку» — набираем губкой воду и сильно её отжимаем.

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребёнок, пролив, сможет убрать за собой. Сначала научите ребёнка переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на

поднос и покажите, как убрать воду с помощью губки. 

13. «Взбиваем крем»

Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Дайте ребёнку венчик и покажите, как надо правильно взбивать: левой рукой придерживать миску, а правой – совершать движения по часовой стрелке. Обратите внимание ребёнка на то, что получилось – пена. После игр ребенок должен научиться убирать за собой, аккуратно вытирать лужицы.

14. «Бурлящая вода и мыльная пена».

Возьмите соломинку для коктейля, опустите ее в воду и попросите ребенка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить мыльный раствор и подуть в трубочку, начнет образовываться пышная мыльная пена. Можно положить ее на ладошку, представив, что это пушистый снег или облачко, и попробовать сдуть.

15. «Рыбалка» – учимся вылавливать игрушки из воды сачком, ситечком, удочкой.

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко или игрушечный дуршлаг, удочку. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они помогут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком игрушки. Можно попросить его выловить, какие – нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий мячик, красную рыбку и т.д.»

16. «Окрашивание воды»

Покрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее.

16. «Бульбочки» — дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха. Булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»

 

      Играя с малышом с водой, можно сопровождать игру небольшими потешками, стишками, песенками, загадками, шутками – прибаутками:

 

Любят слоники купаться и водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны, но с водой и мы дружны!

 

Водица-водица, бежит, искрится,

Птичек поит, малышку моет!

 

Ах, свежа водица, хочется умыться,

Мы, водицу не боимся, хоть мокра она и быстра!

 

Тра-та-та, тра-та-та, льётся с крана вода,

Холодная, горячая, и вся она приятная!

 

Кто тут будет куп-куп, по водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг, в ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.

 

17. «Брызгалки».

Для этой игры подойдут специальные брызгалки или водяные пистолеты, которые можно приобрести в магазинах. Но можно их сделать и самим из подручных средств: флаконом из-под жидкого мыла с дозатором, резиновой грушей, пластиковой бутылкой с пробкой, в которой проделаны дырочки. Но не забудьте про «мишень», в которую должен стараться попасть малыш при помощи брызгалки. А мишенью может быть, все что угодно, и картинка, и баночка, и игрушка. Но и конечно же в эту веселую игру можно поиграть летом на даче или на природе, брызгаю друг в друга водичкой!

    Играя с малышом, проявляйте больше выдумки и фантазии, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

Сенсорные игры с водой для детей с ограниченными возможностями здоровья

Работая с ребенком с расстройством аутистического спектра, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной.Составляя список игр для занятий с аутичным ребенком, следует помнить, что ...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...