«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Утинова Ольга Сергеевна

консультация для воспитателей от логопедда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утинова О.С.

Консультация для воспитателей

7.12.2023

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память, мышление и речь.

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей, который хорошо решает различные задачи речевого развития.

Сюжетно-ролевая игра способствует:

– развитию словаря;

– воспитанию звуковой культуры речи;

– формированию грамматического строя речи;

– развитию связной речи;

– формированию диалогической речи;

– формированию монологической речи.

В сюжетно ролевой игре:

1. Совершенствуется диалогическая речь.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность.

2. Возникает потребность в связной монологической речи. Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате чего речь становится связной.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Но не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Ролевая игра, хотя и активизирует речь, но не всегда сопутствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых ранее складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого. Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Эффективным средством формирования связной речи является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная. Важно сделать сюжетосложение центром внимания детей в совместной игре со взрослыми. Это можно сделать в  игре-придумывании, протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволит взрослому ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Начинать надо не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного рассказывания уже известных. Наиболее удобным для такого являются сюжеты знакомых сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Красная шапочка».

Преобразовывать сказку достаточно легко, сохраняя общую последовательность событий, надо лишь изменить самих персонажей, выполняющий в сказке те или иные действия и получится новая сказка. При преобразовании сказки можно использовать весь арсенал известных детям персонажей и сюжетов – сначала из других сказок, затем из реалистических историй, кинофильмов и тому подобное.

Как конкретно начинать игру? Это можно сделать «вспоминая» всем известную сказку. «Кусочек расскажет Даша, кусочек расскажет Тимофей». Пересказ происходит и свободной обстановке. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл сказки. Через один-два дня педагог мотивирует детей на придумывание новой сказки, похожей на сказку…….., только немного не такую. Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумываю кусочек, потом Даша, потом Тимофей.

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, волшебного средства. Таким образом, сказка доводится до конца. Дети обнаруживают желание продолжить его. С этими детьми в следующий раз можно придумывать новую сказку, опять отталкиваясь от сказки…. Не такую как в прошлый раз, но тоже немножко похожую на сказку про… Или взять в качестве опоры любую другую по желанию участников. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придуманную сказку, по сравнению с уже известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя реалистические и сказочные элементы.

Игра-придумывание занимает 10-15 минут. Большое число нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета – в результате интерес к игре пропадает.

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события педагог может стимулировать детей к соединению творческого настроения сюжета с ролевым воздействием. С этой целью педагог включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам.

В дальнейшем педагог продолжает проводить с детьми игру-придумывание и предлагает придумывать не сказки, а «настоящие» истории. Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших группах (4-5 человек). Таким образом, характер игры-придумывания педагога с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

– совместный пересказ сказки;

– частичное преобразование известной сказки;

– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

– развертывание нового сюжета с разнотекстными ролями в процессе «телефонных» разговоров;

– придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3х раз на каждом из этапов, за исключением первого. Всю работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада. Завершая разговор об организации сюжетной игры дошкольников, напомним, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим» партнером и «самостоятельной» единицей для игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия.

Как итог мы видим очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи, что позволяет использовать их как универсальное средство диагностики и коррекции становления речи. Они позволяют подтолкнуть ребёнка к использованию речевых средств, показать их актуальность и разнообразие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Дидактическая игра, как средство развития связной речи и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...

совершенствование лексико-грамматического строя речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Речь является одним из важных показателей развития. При коррекции звукопроизношения большое внимание уделяется развитию лексико-грамматическому строю речи, что поможет ребенку в дальнейшем обучении в ...

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

Методические подходы к использованию беседы для развития связной речи в педагогической работе с детьми дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольного образования с целью совершенствования развития речи у дошкольников в детских садах активно применяется большое количество различных методов и приёмов развития...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....