Методические подходы к использованию беседы для развития связной речи в педагогической работе с детьми дошкольного возраста
статья по развитию речи
На современном этапе развития дошкольного образования с целью совершенствования развития речи у дошкольников в детских садах активно применяется большое количество различных методов и приёмов развития связной речи детей дошкольного возраста посредством беседы. Для начала хочу определить, чем методы отличаются от приёмов. Для всего многообразия методов и приёмов развития связной речи у детей дошкольного возраста беседа будет неотъемлемой их частью. Целостное, взаимосвязанное применение методов и приемов может гарантировать высокое дидактическое, развивающее влияние на развитие связной речи дошкольников. Воспитатель, используя в своей работе все вышеперечисленное, имеет огромный арсенал способ организации образовательной деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические подходы к использованию беседы для развития связной речи в педагогической работе с детьми дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольного образования с целью совершенствования развития речи у дошкольников в детских садах активно применяется большое количество различных методов и приёмов развития связной речи детей дошкольного возраста посредством беседы. Для начала хочу определить, чем методы отличаются от приёмов.
Таблица 3.
Отличии методов от приёмов.
Методы | Приёмы |
|
|
|
|
|
|
Предлагаю начать с методов развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Первая группа методов – это методы, где используются различные средства наглядности. Она делится на три подгруппы:
Наглядные – для данного метода развития связной речи воспитатель должен тщательно продумать и подготовить:
- как и где будет проходить процесс наблюдения;
- какой наглядный дидактический материал будет использован во время проведения беседы;
- показ наглядного действия;
- использование видеофильмов;
- использование медиа технологий.
Словесные методы:
- чтение и рассказывание литературных произведений, ориентированных на возраст дошкольников;
- заучивание наизусть стихотворений или небольших текстов;
- пересказывание текстов или литературных произведений с опорой на наглядный материал или без неё;
- обобщающие беседы;
- расказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы:
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хоровые);
- драматизация;
- инсценировка;
- дидактически упражнения.
Следующая группа методов напрямую зависят от характера речевой деятельности.
Продуктивные – основываются на собственных речевых высказываниях и напрямую зависят от ситуации общения:
- обобщающие беседы;
- рассказывание;
- пересказывание с перестановкой частей текста;
- дидактические игры, направленные на развитие связной речи;
- моделирование.
Репродуктивные же наоборот, основываются на готовых речевых образцах:
- наблюдение и его разновидности;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- пересказы;
- заучивание наизусть;
- игры (дидактические, драматизации по мотивам литературных произведений).
При всём многообразии методов различают только три основных приёма развития связной речи у дошкольников:
- словесные;
- наглядные;
- игровые.
Не будем забывать, что все выше перечисленные методы и приёмы будут различаться в зависимости от возрастных особенностей детей, которые обязательно должен учитывать педагог.
Таблица 4.
Методы и приёмы, применяемые для разных возрастных категорий детей дошкольного возраста.
Возрастная категория | Методы и приёмы |
Младший дошкольный возраст |
|
Дети дошкольного возраста 4 -5 лет |
|
Старший дошкольный возраст |
|
Для всего многообразия методов и приёмов развития связной речи у детей дошкольного возраста беседа будет неотъемлемой их частью. Целостное, взаимосвязанное применение методов и приемов может гарантировать высокое дидактическое, развивающее влияние на развитие связной речи дошкольников. Воспитатель, используя в своей работе все вышеперечисленное, имеет огромный арсенал способ организации образовательной деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
Презентация "Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по данной теме...
«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...
«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...
Методическая разработка "Использование комплекта "Речь:плюс" в работе с детьми дошкольного возраста
Работа по развитию речи уже много лет является приоритетной. Все больше воспитанников имеют особенности в речевом развитии, в связи с чем педагоги вынуждены искать новые способы повысить эффективность...
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
консультация для воспитателей от логопедда...