Методические подходы к использованию беседы для развития связной речи в педагогической работе с детьми дошкольного возраста
статья по развитию речи

Яликова Ольга Вячеславовна

На современном этапе развития дошкольного образования с целью совершенствования развития речи у дошкольников в детских садах активно применяется большое количество различных методов и приёмов развития связной речи детей дошкольного возраста посредством беседы. Для начала хочу определить, чем методы отличаются от приёмов. Для всего многообразия методов и приёмов развития связной речи у детей дошкольного возраста беседа будет неотъемлемой их частью. Целостное, взаимосвязанное применение методов и приемов может гарантировать высокое дидактическое, развивающее влияние на развитие связной речи дошкольников. Воспитатель, используя в своей работе все вышеперечисленное, имеет огромный арсенал способ организации образовательной деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические подходы к использованию беседы для развития связной речи в педагогической работе с детьми дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольного образования с целью совершенствования развития речи у дошкольников в детских садах активно применяется большое количество различных методов и приёмов развития связной речи детей дошкольного возраста посредством беседы. Для начала хочу определить, чем методы отличаются от приёмов.

Таблица 3.

Отличии методов от приёмов.

Методы

Приёмы

  1. общее направление педагогической деятельности

  1. в отличии от метода один из частного направления, т.е. элемент практической организации образовательного процесса
  1. всегда учитывает цели и задачи, присущие той или иной форме педагогической деятельности
  1. один и тот же приём применяется как универсальный практический инструмент для разных методов.
  1. всегда научно обоснован и апробирован

  1. еще одно отличие от метода – это гибкость и варьирование педагогических задач

Предлагаю начать с методов развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Первая группа методов – это методы, где используются различные средства наглядности. Она делится на три подгруппы:

Наглядные – для данного метода развития связной речи воспитатель должен тщательно продумать и подготовить:

  • как и где будет проходить процесс наблюдения;
  • какой наглядный дидактический материал будет использован во время проведения беседы;
  • показ наглядного действия;
  • использование видеофильмов;
  • использование медиа технологий.

Словесные методы:

  • чтение и рассказывание литературных произведений, ориентированных на возраст дошкольников;
  • заучивание наизусть стихотворений или небольших текстов;
  • пересказывание текстов или литературных произведений с опорой на наглядный материал или без неё;
  • обобщающие беседы;
  • расказывание без опоры на наглядный материал.

Практические методы:

  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хоровые);
  • драматизация;
  • инсценировка;
  • дидактически упражнения.

Следующая группа методов напрямую зависят от характера речевой деятельности.

Продуктивные – основываются на собственных речевых высказываниях и напрямую зависят от ситуации общения:

  • обобщающие беседы;
  • рассказывание;
  • пересказывание с перестановкой частей текста;
  • дидактические игры, направленные на развитие связной речи;
  • моделирование.

Репродуктивные же наоборот, основываются на готовых речевых образцах:

  • наблюдение и его разновидности;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • пересказы;
  • заучивание наизусть;
  • игры (дидактические, драматизации по мотивам литературных произведений).

        При всём многообразии методов различают только три основных приёма развития связной речи у дошкольников:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. игровые.

Не будем забывать, что все выше перечисленные методы и приёмы будут различаться в зависимости от возрастных особенностей детей, которые обязательно должен учитывать педагог.

Таблица 4.

 Методы и приёмы, применяемые для разных возрастных категорий детей дошкольного возраста.

Возрастная категория

Методы и приёмы

Младший дошкольный возраст

  • преобладание в речи простых предложений;
  • договаривание небольших стихов и потешек;
  • пересказ коротких текстов с помощью взрослого.

Дети дошкольного возраста 4 -5 лет

  • короткие пересказы литературных произведений;
  • сочинение рассказов с помощью игрушек и иллюстраций;
  • самостоятельное придумывание загадок.

Старший дошкольный возраст

  •  пересказы литературных произведений;
  • самостоятельное придумывание загадок.
  • проявление интереса к собственному сочинительству на различные темы.

Для всего многообразия методов и приёмов развития связной речи у детей дошкольного возраста беседа будет неотъемлемой их частью. Целостное, взаимосвязанное применение методов и приемов может гарантировать высокое дидактическое, развивающее влияние на развитие связной речи дошкольников. Воспитатель, используя в своей работе все вышеперечисленное, имеет огромный арсенал способ организации образовательной деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

Методическая разработка "Использование комплекта "Речь:плюс" в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по развитию речи уже много лет является приоритетной. Все больше воспитанников имеют особенности в речевом развитии, в связи с чем педагоги вынуждены искать новые способы повысить эффективность...