«Как влияет мелкая моторика рук на активизацию речи детей с РАС»
консультация по коррекционной педагогике

Влияние мелкой моторики рук  на активизацию речи детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Как влияет мелкая моторика рук  на активизацию речи детей с РАС»

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

         Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, мы манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть.

        Иногда в процессе отработки графических навыков ребенку уже не нужна физическая поддержка, но он требует, чтобы его локоть держали или просто дотронулись до него для того, чтобы он мог «включиться» и начать выполнять задание.

        Можно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: гимнастику и специальные игры для пальчиков; лепку, рисование, вырезание из бумаги и аппликацию; нанизывание бусинок, конструирование и др. Естественно, что при этом мы учитываем состояние ребенка и никогда не даем ему иглу или ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; не работаем с пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот...

        Мы должны помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными:

- всегда сначала следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем;

- по возможности надо использовать сюжетный комментарий, что помогает более длительное время удерживать внимание ребенка на задании;

- обязательно нужно эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, ставить его работу «на выставку, чтобы все полюбовались» или дарить ее маме.

         Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление

 Целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

    Систематичность проведения игр и упражнений;

    Последовательность в проведении игр и упражнений  «от простого к сложному».

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.

1.Массаж и самомассаж.

2. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.

Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу.

Цели:

► выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка дошкольного возраста и степень соответствия возрастным нормам;

► определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.

Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики.

Разминка «Согреем ладошки»

Руки крепко прижимаем

И ладошки растираем.

Сильно, сильно, сильно трем,

Разогреться им даем.

    Разминание ладони

1) поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка;

2) упражнение „Дорожки на ладошке“.

Растираю я ладошку. Вниз спускаюсь по дорожке. Как ладошку разотру, На другой руке начну.

    Сгибание и разгибание всех пальцев руки одновременно (за исключением большого пальца).

    Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, вбок, по кругу.

    Точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой

фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию.

Ласковое поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) — это „лучи солнца“

«Пиление» ладони одной руки гребнями пальцев другой руки.

Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Принялась она за дело, Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. С. Маршак

Круговое разминание ладони одной руки подушечкой большого пальца другой руки.

• Массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком

• Массаж с бигудями-липучками (расческой-щеткой) Катание бигудей между ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

как влияет развитая мелкая моторика на речь детей...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Перспективное планирование развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Перспективное планирование развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста подобран с учетом возрастных и индивидуальных возможностей....

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...