Когнитивно-поведенческий тренинг для детей с СДВГ. Консультация
консультация по коррекционной педагогике

Гуренко Наталья Ивановна

Хотя первоочередными и наиболее эффективными вмешательствами в работе с детьми с СДВГ являются обучение педагогов и родителей эффективным способам взаимодействия с такими детьми, но когнитивно-поведенческая терапия и тренинг социальных навыков с ними являются достаточно эффективным способом сделать поведение ребенка более функциональным и упорядоченным. Но стоит отметить, что основная проблема при СДВГ не в неосведомленности ребенка, а в нейрофизиологической трудности обработки информации. Именно поэтому работа с созданием благоприятной среды через обучение педагогов и родителей является более эффективной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для детей с СДВГ обычно основывается на когнитивно-поведенческой терапии, которая использует подтвержденные научными данными методы работы с поведением, эмоциями и мышлением.

Занятия проводятся в группе. Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог осваивать новые формы поведения и мышления в среде приближенной к естественной и переносить приобретенные умения в школу и семью. При этом важно, чтобы родители и педагоги были осведомлены о процессе тренинга и помогали ребёнку использовать полученные знания с помощью поощрений.

С целью надежного освоения навыков и возможности их применения в естественной среде тренинг продолжается достаточно долго и интенсивно. Сначала проводится еженедельно 20-25 занятий длительность 1,5- 2 часа. Затем количество занятий снижается до 1 раза в 2 недели, в один месяц, в два месяца, в шесть месяцев. В период возрастных кризисов тренинг может повторяться с учётом новых требований окружающей среды. В группе должно быть не более 8 человек. При большем количестве участников группой сложно управлять.

Желательно, чтобы во время групповой сессии присутствовало два специалиста для облегчения процесса обучения. Возможно проведение параллельно занятий с родителями, с последующим общим занятием родителей и детей. В группу набираются дети приблизительно одного возраста и развития. Разница в возрасте не должна превышать двух лет. С детьми дошкольного возраста тренинг проводится на игровой площадке и во время других повседневных занятий без отрыва от естественной среды.

Занятие должно соответствовать основному принципу когнитивно-поведенческой терапии: быть структурированным. Также оно должно быть интерактивным и выглядеть привлекательно для детей. Основная цель группы — это опыт пребывания в коллективе, в ходе которого ребёнок получает возможность освоить правила поведения в обществе и приобрести навыки самоконтроля и соблюдения границ.

Постепенно на занятиях вводятся различные навыки, которые отрабатываются в ходе ролевых игр, обсуждений, а также творческих заданий и игр. Многие задание направлены на развитие командной атмосферы, в которой дети приучаются к солидарности и взаимовыручке. Завершается цикл занятий праздником, на который приглашаются родители.

Темы, которые осваиваются в ходе занятий. На родительских группах отрабатываются аналогичные темы. При необходимости с ребёнком проводится индивидуальное занятие. Могут проводиться тренинги совмещенной группы детей и родителей. Ряд тем могут отрабатываться во время тренинга с отдельно взятой семьёй.

Навыки общения

Это прежде всего тренинг коммуникативных навыков. Отрабатываются следующие умения:

-невербальное взаимодействие

-установление зрительного контакта

-умение слушать

-умение ясно высказываться

-умение давать обратную связь

Используются в основном ролевые игры и видеозапись тренинга с последующим анализом совместно с детьми и родителями.

Умение выстроить отношения

Здесь используются обсуждения таких тем, как дружба, манипуляции в общении, отличие искреннего общения от манипулятивного.

Умение разрешать конфликты

Обсуждаются и проигрываются различные конфликты. В ходе работы дети понимают, что конфликт — это часть общения. Осваивается способность отстоять свои интересы тактично и конструктивно с учётом интересов различных сторон.

Развитие прочих социальных навыков

В ходе моделирования различных житейских ситуаций дети учатся проявлению симпатии и уважения. Осваивают различные формы решения проблем, в том числе с помощью коллективных усилий.

Развитие эмпатии

Так как дети с СДВГ часто испытывают проблемы с пониманием других людей, то частью тренинга являются ролевые игры, где ребёнок встает на место другого человека. Это позволяет увидеть различные аспекты ситуации, которые ребенком не осознавались ранее.

Решение проблем

Часто дети с СДВГ действуют импульсивно и не подумав. Поэтому в ходе занятий они приучаются к тому, чтобы чаще останавливаться, подумать и выбрать из нескольких альтернативных действий.

Контроль над гневом

Гнев и агрессия-одно из частых проявления СДВГ.  В ходе занятия используется психологическое просвещение, осознание последствий и причин агрессивного поведения.

Противостояние групповому давлению

Дети вообще, а особенно с СДВГ, склонны подвергаться влиянию группового мнения. Обучение иметь собственное мнение, высказывать его является важным компонентом тренинга

Самопринятие

Ребёнок обучается оценивать негативные мысли о себе, воспринимать себя безоценочно, избегая крайностей идеализации и обесценивания. Он учится оценивать свои поступки, не перенося оценку на собственную личность.


Осознание эмоций

Ребёнок обучается различать эмоции между собой, отличать их от мыслей. Оценивать выраженность и адекватность эмоции, ее связь с мыслями и оценкой ситуации.

Самоорганизация

 Сначала ребёнок осознает наличие проблемы с самоорганизацией, а затем осваивает когнитивные техники работы с мыслями, приводящими к прокрастинации, избеганию дел. Он вырабатывает стратегии работы с этой проблемой, используя вспомогательные средства: записные книжки, таймер, напоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т.А. Кудаш,  Руководитель ГБОУ Школа № 1349, структурного подразделения № 1 (г. Москва), cad437@mail.ruА.И. Мелёхин, Клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий психотерапевт...

Тренинг с детьми с СДВГ в сенсорной комнате.

Цель: Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка.Задачи:- развитие навыков самоконтроля и произвольности;- развитие внимания и воображения;- развитие координации движений и моторных навыков;- сн...

Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении

Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего назва...

Консультация для педагогов на тему:" Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов".

             Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели сущест...

Консультация для педагогов ДОУ "Особенности детей с СДВГ"

Консультация поможет педагогу отличить шумного ребенка баловня от ребенка с особенностями в развитии, познакомит с признаками гиперактивного ребенка, причинами гиперактивности. данный материал поможет...

Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...

Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...