КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
консультация на тему
Т.А. Кудаш,
Руководитель ГБОУ Школа № 1349, структурного подразделения № 1 (г. Москва), cad437@mail.ru
А.И. Мелёхин,
Клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий психотерапевт ГБОУ Школа № 1349, структурное подразделение № 1 (г. Москва), clinmelehin@yandex.ru
О.В. Мелёхина,
Учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1349, структурное подразделение № 1 (г. Москва)
В повседневной работе в дошкольном образовательном учреждении педагогам (воспитателю, клиническому психологу, логопеду, дефектологу) часто приходится сталкиваться с детьми, которые перенесли психологическую травму. Например, сексуальное насилие, насилие в семье, физическое насилие. Детей у которых наблюдается травматическая реакция горя после потери близкого человека (родителей, брата, сестры).
Дети дошкольного возраста, часто не могут полностью понять, что произошло, они начинают винить себя, у них появляются сильные отрицательные эмоции, которые часто могут сочетаться с расстройством сна, приема пищи, синдром раздраженного кишечника, сопровождаться мутизмом, заиканием и другими проблемами психогенного характера. Родители стараются не говорить про перенесенную травму как с ребенком, так и с специалистами. У самого ребенка искажаются мысли и чувства по поводу перенесенного травматического опыта. Появляется поведенческие и эмоциональные проблемы: отречённость, избегание общения с взрослым и сверстниками, падает интерес к игровой деятельности, занятиям, ребенок начинает часто болеть простудными заболеваниями.
В связи с этим возникает вопрос: как возможности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения могут помочь ребенку с психологической травмой?
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
При психотерапевтической работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всем мире золотым стандартом, является когнитивно-поведенческая психотерапия ориентированная на работу с психологической травмой (Trauma-focused cognitive behavioral therapy). Это директивное направление психокоррекционной работы зарекомендовало себя во всем мире и позволяет преодолеть последствия различных психологических травм, поведенческих и эмоциональных проблем.
Первоначально данное направление психотерапии было разработано для лечения монофобий, тревоги, депрессивных эпизодов у взрослых людей (Wolpe, 1969; Beck, 1976). Далее оно применялось при лечении взрослых людей которые стали жертвами изнасилования в последствии которого развивались симптомы посттравматического стрессового расстройства (Foa,Rothbaum, Riggs, Murdock, 1991). Совсем недавно это направление психотерапии было применено и адаптировано для детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков с эмоциональными и поведенческими проблемами. Например, страхами, чрезмерной тревогой, расстройством приема пищи, расстройствами сна (Beidel, Turner, 1998).
Когнитивно-поведенческая психотерапия не только хорошо зарекомендовала себя для решения проблем в следствии перенесенной психологической травмы, но и для преодоления трудностей в обучении у детей (Patterson, 2005; Forehand & Kotchick, 2002). Особенно стоит отметить отдельное применение этого направления в помощи родителям в решении поведенческих проблем со своими детьми.
Когнитивно поведенческая психотерапия – это кратковременная психокоррекционная работа, которая включает в себя 12-18 сеансов от 20-30 минут до 50-90 минут в зависимости от возрастных особенностей ребенка, потребности в психотерапевтической помощи, степени психологического состояния ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kudashta_1.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Т.А. Кудаш,
Руководитель ГБОУ Школа № 1349, структурного подразделения № 1 (г. Москва), cad437@mail.ru
А.И. Мелёхин,
Клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий психотерапевт ГБОУ Школа № 1349, структурное подразделение № 1 (г. Москва), clinmelehin@yandex.ru
О.В. Мелёхина,
Учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1349, структурное подразделение № 1 (г. Москва)
В повседневной работе в дошкольном образовательном учреждении педагогам (воспитателю, клиническому психологу, логопеду, дефектологу) часто приходится сталкиваться с детьми, которые перенесли психологическую травму. Например, сексуальное насилие, насилие в семье, физическое насилие. Детей у которых наблюдается травматическая реакция горя после потери близкого человека (родителей, брата, сестры).
Дети дошкольного возраста, часто не могут полностью понять, что произошло, они начинают винить себя, у них появляются сильные отрицательные эмоции, которые часто могут сочетаться с расстройством сна, приема пищи, синдром раздраженного кишечника, сопровождаться мутизмом, заиканием и другими проблемами психогенного характера. Родители стараются не говорить про перенесенную травму как с ребенком, так и с специалистами. У самого ребенка искажаются мысли и чувства по поводу перенесенного травматического опыта. Появляется поведенческие и эмоциональные проблемы: отречённость, избегание общения с взрослым и сверстниками, падает интерес к игровой деятельности, занятиям, ребенок начинает часто болеть простудными заболеваниями.
В связи с этим возникает вопрос: как возможности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения могут помочь ребенку с психологической травмой?
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
При психотерапевтической работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всем мире золотым стандартом, является когнитивно-поведенческая психотерапия ориентированная на работу с психологической травмой (Trauma-focused cognitive behavioral therapy). Это директивное направление психокоррекционной работы зарекомендовало себя во всем мире и позволяет преодолеть последствия различных психологических травм, поведенческих и эмоциональных проблем.
Первоначально данное направление психотерапии было разработано для лечения монофобий, тревоги, депрессивных эпизодов у взрослых людей (Wolpe, 1969; Beck, 1976). Далее оно применялось при лечении взрослых людей которые стали жертвами изнасилования в последствии которого развивались симптомы посттравматического стрессового расстройства (Foa,Rothbaum, Riggs, Murdock, 1991). Совсем недавно это направление психотерапии было применено и адаптировано для детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков с эмоциональными и поведенческими проблемами. Например, страхами, чрезмерной тревогой, расстройством приема пищи, расстройствами сна (Beidel, Turner, 1998).
Когнитивно-поведенческая психотерапия не только хорошо зарекомендовала себя для решения проблем в следствии перенесенной психологической травмы, но и для преодоления трудностей в обучении у детей (Patterson, 2005; Forehand & Kotchick, 2002). Особенно стоит отметить отдельное применение этого направления в помощи родителям в решении поведенческих проблем со своими детьми.
Когнитивно поведенческая психотерапия – это кратковременная психокоррекционная работа, которая включает в себя 12-18 сеансов от 20-30 минут до 50-90 минут в зависимости от возрастных особенностей ребенка, потребности в психотерапевтической помощи, степени психологического состояния ребенка.
Цели когнитивно-поведенческой психотерапии
- Снижение отрицательных эмоциональных и поведенческих реакций, которые могут носить реактивный характер в следствии перенесённых психологических травм.
- Обеспечить поддержку, и обучить навыкам эффективного совладания с эмоциональным дистрессом, депрессивными эпизодами у родителей.
- Обучить родителей навыкам оптимального реагирования на проблемы детей и поддержки своих детей.
Специфика когнитивно-поведенческой психотерапии детей
Вся работа с ребенком дошкольного возраста носит адаптированный к возрастно-психологическим особенностям ребенка характер.
Используются наглядные схемы, игрушки (особенно полезны игрушки бибабо), активно используется интерактивная доска для рисунков, планшетный компьютер с установленной программой (Triangle of Life). Занятия проводится индивидуально. Включают в себя занятия с ребенком и родителем (опекуном), или совместные занятие с ребенком и родителем вместе. Каждый сеанс предназначен для построения терапевтических отношений, а также психообразования, обучения навыкам эффективного совладания с напряжением, организации безопасной среды для решения и переработки травматического опыта.
Совместные «детско-родительские сессии» направлены, чтобы помочь родителям и детям на практике использовать освоенные техники для снижения напряжения, тревоги, страхов. Также направлены на содействие эффективной связи родитель-ребенок для обсуждения, переживания перенесенной травмы.
Когнитивно-поведенческая психотерапия психологической травмы включает в себя три направления работы:
- Когнитивную психотерапию – направленную на изменение поведения. Работу с негативными автоматическими мыслями, образами, убеждениями, верованиями.
- Поведенческую психотерапию – направленную на изменение привычных неадаптивных ответов (гнев, страх, тревога). Выявление ситуаций, стимулов которые вызывают эти ответы.
- Семейную психотерапию – направленную на исследование закономерностей взаимодействия между членами семьи и помогает выявить и решить проблемы.
Работа воспитателя, клинического психолога, дефектолога строится на выстраивании безопасной среды, в которой ребенок может вербально (рассказ) или не вербально (рисунок, ролевая игра и др.) рассказать о своем травматическом опыте. Работа с убеждениями, негативными (деструктивными) эмоциями ребенка с применением поведенческих и когнитивных техник.
Для начала работы с психологической травмы с одной стороны важно формирование безопасной среды взаимодействия специалиста и ребенка, а с другой научить ребенка «набору инструментов», стратегий для управления беспокойством, напряжением. Например, техника контролируемого дыхания, прогрессирующей мышечной релаксации и др. Все эти техники не просто осваиваются по подражанию за специалистом, но и проигрываются совместно ребенком в ролевой игре, чтобы он знал, в каких ситуациях лучше использовать эти техники. Обязательно дается домашнее задание. Например, делать упражнение раз в день. Также дополнительно можно попросить ребенка показать это упражнение родителям. В родительских сессиях, родителя ребенка обучают этим техникам и просят совместно с ребенком делать их каждый день уделяя этому определенное время.
Работа с родителями в когнитивно-поведенческой психотерапии
Как было сказано выше психокоррекционная работа строится не только с ребенком, но и с родителями, которые не могут справиться с тем, что их ребенок оказался в ситуации психологической травмы. Родители часто испытывают «родительских дистресс» т.е. чрезмерное нервно-психическое напряжение сопровождающееся развитие функциональных расстройств со стороны различных систем органов. Это состояние сопровождается катастрофизирующими, дихотомическими (черно-белыми) негативными мыслями, которые усиливают напряжение)
Специалисты работают с негативными мыслями носящими тревожно-руминирующий характер в их основе темы самообвинения, катастрофизации, должествование («я должна», «кто если не я»), тревога («а если», «а вдруг»). Обучает родителей техникам совладания со своим неадаптивным состоянием.
Одного из родителей просят также отслеживать эмоциональное состояние своего ребенка на протяжении хода психокоррекционной работы. Фиксировать по определенной аналоговой шкале (0-10 баллов) уровень тревожности, агрессивность, напряженности, замкнутости и показывать специалистам динамику.
Психообразование
Перед тем как подключить родителей к психотерапии обязательно нужно провести психообразование, которые включает в себя:
- Обсуждение результатов психологического (нейропсихологического) обследования (когнитивной, эмоциональной и волевой сферы) ребенка с выделением мишеней-терапии и построением рекомендаций.
- Обоснование и обзор психокоррекционной работы (психотерапии). Предоставление алгоритма, четких шагов. Например, сначала ребенка обучают навыкам совладания с дискомфортом, напряжением. Говорить о травмирующем событии с ребенком будет в специально организованных формах, медленно, с большей долей поддержки со стороны специалиста.
- Поговорить о детских психологических травмах, симптомах. Делать акцент на раннее начало психотерапии для предотвращения долгосрочных проблем у ребенка.
- Важность разговора с ребенком непосредственно о травме, чтобы помочь начать справляться со своими переживаниями о случившемся.
- Помочь родителю понять роль в психотерапии ребенка. Важно донести до родителя, что эта модель лечения подчеркивают важность совместной работы в команде. Любая инициатива родителя, вопросы, предложения приветствуются на всех этапах психотерапии.
- Разработка плана безопасности ребенка (навыки личной безопасности родителя и ребенка).
Основные стратегии используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии
Основные техники используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии психологической травмы, можно сокращенно представить в форме аббревиатуры практика («PRACTICE»)
- П – Психообразование и обучение навыкам распознавания. Обсуждение с родителями, воспитателями о жестоком обращении с детьми. Типичные эмоциональные и поведенческие реакции в следствии психологической травмы. Обучение родителей эффективным стратегиям управления поведением и эффективному общению с ребенком, который перенес психологическую травму.
- Р – Методы релаксации. Обучение техникам осознанного дыхания, управляемому дыханию, прогрессирующей мышечной релаксации, релаксации с использованием визуальных образов.
- А – Аффективное (эмоциональное) выражение и регуляция этого выражения. Помогать ребенку и родителям управлять своими эмоциональными реакциями, увеличивать эффективность выявлять негативные эмоции, выражать их менее дезадаптивно. Участие в успокаивающих видах деятельности.
- К – Когнитивные модель «Негативная автоматическая мысль – эмоции- поведение». На практике помочь понять связь между тремя этими компонентами. Изучение и исправление негативных автоматических мыслей, убеждений, верований приводящих к дезадаптавным реакциям.
- Т – Повествование (рассказ) о травме и обработка этой информации. Постепенное изложение событий, выяснение неточных, негативных автоматических мыслей о произошедшем событии.
- И – Контроль эмоциональных реакций в естественных условиях. При напоминании в окружении ребенка о травме использовать техники совладания с напряжением.
- К – Совместные родитель-ребенок сессии, чтобы улучшить связь и создать возможности для терапевтического обсуждения перенесенной травмы.
- А – повышение личной безопасности, обучение навыкам безопасности, межличностного общения, стратегиями совладания с стрессом и воспоминаниях о перенесенной травме.
Заключение
На основе большого количества исследований данное направление психотерапии эффективно при психокоррекционной работе с детьми перенесших психологическую травму, у которых есть эмоциональные и поведенческие трудности. Однако в нашей стране специалисты в области детской психотерапии, психокоррекции не знакомы с данным краткосрочным, директивным направлением работы с детьми и родителями перенесшими психологическую травму. Отсутствую русскоязычные источники, программы переподготовки специалистов для ознакомления с данным направлением детской психотерапии.
Применение когнитивно-поведенческой психотерапии может способствовать повышению результатов в оказании психологической помощи детям различных возрастов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
Поактическое исследование организации воспитательной работы в современном ДОУ...
«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении». ПАМЯТКА для педагогов.
«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении»...
«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовл...
Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...
Структура государственного - общественного управления дошкольного образовательного учреждения
Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач восп...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...
Статья "Системная модель маркетинговой службы в дошкольном образовательном учреждении"
В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетинговой системы дошкольного образования, что обусловлено изменением ее нормативно-правовой базы, демографической ситуацией, запросам...