Тренинг для воспитателей "Дети с СДВГ"
материал по психологии

Ольга Владимировна Ерёмина

Как показывают исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем другие дети. И очень часто выявляется, что ребенок, который не может усидеть с книгой в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить большой объем материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley_deti_s_sdvg.odt33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ход    тренинга

Здравствуйте, уважаемые воспитатели. Любое тренинговое занятие начинается с разминки. Давайте узнаем друг друга поближе и настроимся на приятную работу:

Упражнение «Дай пять». Установление контакта с участниками

Цель: настрой на работу, активизация участников тренингового занятия.

Упражнение «Инструкция»

Цель: формировать умение слушать друг друга, развитие концентрации внимания

Содержание упражнения:

Инструкция: возьмите лист бумаги в руки и закройте глаза. Сейчас вы будете выполнять определенные действия с данным листом бумаги. Вы должны точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

  • Согните лист пополам
  • Еще раз пополам
  • Оторвите верхний правый угол
  • Оторвите нижний правый угол

Что у вас получилось? (участники разворачивают свои листы)

Вывод таков: в процессе общения одинаковая информация воспринимается по-разному, потому что все мы разные.

Сегодня поговорим о детях СДВГ или синдром дефицита внимания

Упражнение «Ассоциации»

Предлагаю вам небольшое упражнение «Ассоциации» (по очереди называют ассоциации к слову гиперактивный ребенок)

(Энергичный, активный, сверхактивный, сверхэнергичный, заводной, неугомонный, живой, неутомимый, реактивный, шустрый, высокоэнергичный, энерджайзер, высокоэнергичный, подвижный, непоседливый, беспокойный, импульсивный, вечный двигатель).

Этих детей называют по-разному - гиперактивными, импульсивными, расторможенными.

Можно привести еще ряд медицинских диагнозов, которые им ставили на всех этапах развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на понятии «гиперактивный - синдром дефицита внимания» (СДВГ), синоним «гиперкинетическое расстройство, ММД-малая мозговая дисфункция.

Видимо, все хотя бы частично знакомы с такими детьми благодаря известным персонажам детского мультфильма - Пете Пяточкину и Маше из популярного мультфильма «Маша и медведь» у них присутствуют типичные признаки этого расстройства - они гиперактивные, находятся в непрерывном движении. Именно чрезмерная активность Пети и Маши создает разные проблемы вокруг них. У Пети также присутствует и импульсивность, характерная для детей с СДВГ, видя на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, и не оглядываясь по сторонам, несмотря на опасность и пренебрегая правилами поведения на дороге, перебегает улицу. А еще мы имеем возможность наблюдать проблемы с вниманием. Мультсериалы точно указывает на то, что может помочь Пете и Маше - мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении и понимании.

Впрочем, к сожалению, в жизни изменения настают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания.

Гиперактивность - органическое поражение мозга, а не, согласно распространенным мифам, плохое воспитание, главным проявлением которого является нарушение способности контролировать и регулировать свое поведение, проявляющееся моторной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью. Суждение о том, что эта активность является отклонением, делается на основе наблюдения за детьми того же возраста, за их поведением и интеллектуальным развитием.

Гиперактивность указывает на превышение нормы. Такой диагноз ставят неврологи, если эти проявления наблюдаются в течение длительного периода в различных сферах жизни ребенка: дома, в детском саду, в больнице. Вовремя пролеченные дети до 12 лет ничем не отличаются от своих сверстников.

Симптомы эмоциональных нарушений у детей старшего возраста.

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:

  • неуравновешенность;
  • возбудимость;
  • бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
  • негативизм;
  • упрямство;
  • неуступчивость;
  • конфликтность;
  • жестокость; - устойчивое негативное отношение к общению; - застревание на отрицательных эмоциях;
  • отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
  • эмоциональная холодность;

2. Особенности внутреннего мира:

  • острая восприимчивость; 
  • впечатлительность;
  • болезненная чувствительность;
  • наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
  • тревожность;
  • мнительность.

Чем же отличается активный ребенок от гиперактивного?

Итак, Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность:

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.)

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.

 «Причины гиперактивности»

Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной  до сих пор не существует.

1.  Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена. Родители этих детей часто болеют алкоголизмом, асоциальными психопатиями и аффективными расстройствами. Мальчики чаще, чем девочки - 4:1. Преимущественно эти дети светловолосые, голубоглазые.

2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.

3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.

4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.

5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме. Симптомами дефицита является постоянное чувство жажды, сухие волосы, сухость кожи, частое мочеиспускание.

6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.

7. Упражнение «Запрещенное движение»

Цель: способствовать развитию быстроты реакции, эмоциональному подъему, сплоченности.

Участники стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто его повторит, - выбывает из игры.

Вместо показа движения можно называть цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры 3. Когда участники ее услышат, они должны хлопать в ладони (или кружиться на месте).

Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком»

Цель: дать возможность участникам тренинга побывать в роли гиперактивного ребенка, почувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Подготовительный этап

Один из участников (он будет ведущим) получает карточку с абстрактной картинкой и уходит в соседнее помещение. Он должен составить четкую и понятную инструкцию для группы, которой предстоит по этой инструкции нарисовать картинку.

Все остальные члены группы разбиваются на тройки, каждая из которых будет моделировать поведение одного гиперактивного ребенка.

Один представитель тройки моделирует поведение ребенка с дефицитом активного внимания. Его задача на следующем этапе упражнения сосчитать все предметы, имеющие острые углы.

Второй участник тройки играет роль импульсивного ребенка – он должен постоянно выкрикивать такие фразы, как: «Здорово!», «Замечательно!», «Ура!», «Ой, как мне нравится!», «Боже, как это скучно», «Ничего не понятно», «А кто догадался такую картинку придумать?»  При этом нельзя повторять слова и фразы, сказанные ведущим

 Третий представитель тройки должен ходить по аудитории и молча здороваться - дотрагиваться до всех столов и стульев в комнате – он моделирует поведение ребенка с двигательным беспокойством.

«Как помочь гиперактивному ребенку?»

Перед занятием желательно провести индивидуальную беседу, обсудив правила поведения, за выполнение которых ребенок получит награду.

Не нужно подавлять активность таких детей! Поскольку энергия, которая не имеет выхода, будет накапливаться внутри ребенка и когда-нибудь «взорвется». Нужно направить ее в позитивное русло. Работа с такими детьми проводится совместно с психологом, воспитателями и родителями.

Гиперактивные дети могут быть талантливы и успешны!

Как показывают исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем другие дети. И очень часто выявляется, что ребенок, который не может усидеть с книгой в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить большой объем материала.

Такие дети часто становятся талантливыми актерами, танцорами и спортсменами. Считают, что гиперактивность наблюдалась у многих известных людей прошлых лет,  Моцарта, А. Македонского, Авраама Линкольна, Бернарда Шоу, Пушкина, Достоевского, Ньютона, Эйнштейна, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и .т.д.

Следует знать о том, что такой ребенок может продуктивно работать не более 5-15 минут, по истечению которых он теряет контроль над умственной деятельностью. Его мозг должен «отдохнуть» 3-7 минут. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова взрослых не реагирует.

- повышенная утомляемость делает невозможной работу в общегрупповом режиме;

- у таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах;

- у таких детей неадекватная самооценка.

Советы воспитателям по работе с гиперактивными детьми

- Поддерживать ребенка, быть терпеливыми.

- Не сравнивать его с другими, а только с самим собой.

- Давать короткие, четкие инструкции.

- Повторять задачу спокойным тоном, не делать замечаний слишком часто.

- Использовать зрительный, тактильный контакт, хвалить ребенка, когда сидит спокойно.

- Менять виды деятельности, давать возможность двигаться.

- Создавать ситуации успеха, поддерживать тесный контакт с родителями.

Всем известно, что гиперактивный ребенок слишком подвижен, возбужден, непоседлив, поэтому он быстро устает, становится невнимательным, растерянным и нервным. Восстановить его «энергетические силы» поможет следующее упражнение, которое называется «Очищение сознания». Ребенку предлагают в течение определенного времени сконцентрировать внимание на каком-то конкретном предмете. В нашем случае - это цветные палочки. Возьмите их, и держите перед собой и в течение ЗО секунд смотрите на них. Постарайтесь ни о чем не думать. Специалисты считают, что таким образом ребенок отвлекается от того, что его беспокоит и угнетает.

Еще формы работы с такими детьми :

- релаксационные и медитационные упражнения;

- занятия хатха-йогой;

песочная терапия;

- музыкальная терапия;

сказкотерапия

арт-терапия  и др.

Какие приемы и методы работы использовать с гиперактивным ребенком?

1. Сказкотерапия(применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности).

2. Прием тактильного контакта (гиперактивные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же как и взрослый устают от потока своей энергией)

3. Техники дыхания (несомненно, нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения.)

4. Метод смены деятельности(в работа с гиперактивными детьми это важный метод, потому что они часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность/ переключение с монотонной деятельности на активную).

5.Прием поощрения/ легкое наказание (поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, создайте материальную систему поощрение: жетон,наклейка и т.д.).

Психологи советуют:

1.        Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например ложиться спать после прочитанной сказки.

2.        Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких-либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3.        Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных секций и занятий.

4.        Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.

5.        Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую-либо утомительную работу.

Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

9. Вывод, Рефлексия

Психолог. Гиперактивность - это не страшная болезнь, а небольшое отклонение от нормы, и при этом махать на нее рукой, мол, сама пройдет, - тоже не выход. К сожалению, не всегда проходит. Такой ребенок может столкнуться с проблемами в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, удержать его под заботливым маминым крылом также вряд ли удастся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей с СДВГ

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже прини...

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Тренинг для воспитателей «Игры с детьми СДВГ на развитие познавательных процессов»

Цель:  целью данного тренинга является формирование у воспитателей навыков работы с детьми СДВГ по развитию познавательных процессов.Задачи: 1. Познакомить педагогов с особенностями проявления си...

Тренинг с детьми с СДВГ в сенсорной комнате.

Цель: Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка.Задачи:- развитие навыков самоконтроля и произвольности;- развитие внимания и воображения;- развитие координации движений и моторных навыков;- сн...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Когнитивно-поведенческий тренинг для детей с СДВГ. Консультация

Хотя первоочередными и наиболее эффективными вмешательствами в работе с детьми с СДВГ являются обучение педагогов и родителей эффективным способам взаимодействия с такими детьми, но когнитивно-поведен...