Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет с ЗПР при ознакомлении с художественной литературой
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тепаева Ирина Геннадьевна

Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет при ознакомлении с художественной литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

Современные технологии и методы работы с детьми  5-7 лет с ЗПР  при ознакомлении  с художественной литературой

  ФГОС, ФОАП     предлагают следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой

1.Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;

2. Развивать литературную речь;

3.Приобщать к словесному искусству,  развивать художественное восприятие и эстетический вкус

Для того, чтобы сформировать у детей целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений необходимо :

  • Развивать у детей интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
  • Обогащать литературными образами игровую, изобразительную и конструктивную деятельность детей.
  • Учить различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение.
  • Понимать главную идею произведения,  оценивать поступки героев;
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
  • Развивать у детей чувство юмора.

       Чтобы  развить литературную речь нужно:

  • Обращать  внимание  детей на выразительные средства,  прививать чуткость к поэтическому слову, выразительности языка произведения.
  • Продолжать совершенствовать   навыки выразительного рассказывания детьми  сказок и стихотворений.

        Для  приобщения к словесному искусству и   развития художественного восприятия  и эстетического вкуса мы должны- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников и

3  слайд

Дети с ЗПР имеют особенности развития

1.Низкая познавательная активность  

2.Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы

3.Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире, сниженный объём памяти, недостаточный уровень   сформированности мыслительной  деятельности, внимания, восприятия, творческого воображения.

4.Негрубое  недоразвитие речи

И в связи с этим у них   есть  и особенности восприятия художественных произведений.

 1.Из-за низкой  познавательной активности  у детей недостаточный интерес к чтению художественной литературы

2.Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы приводит к тому что дети не умеют  сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков

3. Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире, сниженный объём памяти, недостаточный уровень   сформированности мыслительной  деятельности, внимания, восприятия, творческого воображения приводят к тому, что у детей появляются трудности при восприятии и понимании текста, зависимость понимания текста от личного опыта.

4. Негрубое  недоразвитие речи выражается в  низком  уровене речевой активности, отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, в формировании связной речи.

4 слайд

Для эффективного построения работы я  проанализировала методическую литературу, опыт других  педагогов по данной теме

  • Р. М. Ревнивцева  предлагает  использовать во время чтения художественной литературы  ИКТ, что   позволяет  в доступной форме, Давыдова Светлана Алексеевна рекомендует в целях повышения  познавательной активности и интереса к чтению художественных произведений использовать игровые задания и  элементы соревнований.
  • ярко, образно, преподнести дошкольникам материал.
  • Волкова И.Н., Цыпина Н.А. предлагают задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному общему развитию разных сторон психической деятельности

       ребёнка.

  • Дудина Т.Ф и Иванова Е. говорят об использовании на занятиях театрализованных игр для развития интонационной выразительности, воображения, памяти, мышления, умения согласовывать свои действия с партнёром.
  •  Гнедова О.Л., Майданюк А.Е. , Антипина Е.А. считают,  что театрализованные игры  способствуют формированию умений отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами, развитию выразительности речи.
  • Бардышева Т. Ю. указывает на то, что пальчиковые игры и упражнения помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение.
  • Такие авторы   Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, И.Я.Гуткович, О.Н.Самойлова, И. Н. Мурашковска отмечают, что  система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий обеспечивает не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, помогает   обучить        ребенка кратко и точно излагать сюжетный смысл литературного произведения        на фоне формирования у него устойчивого желание работать с текстом, развивает        творческое   воображение.

5 слайд

В методической литературе предлагаются   следующие типы и виды занятий

  • Чтение и рассказывание одного  произведения.
  •  Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой  
  •  Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
  •  Чтение как часть занятия по развитию речи:

6 слайд

Учитывая задачи, которые ставит перед нами ООП, особенности детей с ЗПР и опыт  других педагогов, я поставила перед собой цель и задачи.

Цель: повысить эффективность работы при ознакомлении с художественной литературой через использование современных технологий

Задачи

  • Определение перечня и содержания литературных произведений с  

    учётом требований к ним.

  • Отбор технологий (методов и приёмов).
  • Использование в работе над художественным произведением

   технологий и методов, направленных на

        -развитие интереса;

        -развитие психических процессов;

          -развитие речи;

           -развитие эмоционально-волевой сферы.

  • Интеграция образовательных технологий в НОД по ЧХЛ.
  • Мониторинг

7 слайд

 На первом этапе было необходимо определить  перечень и содержание литературных произведений с учётом требований к ним

  •   Художественный уровень
  •  Воспитательное значение
  •  Учёт возраста и особенностей развития  детей,
  • Учёт текущей воспитательно-образовательной, коррекционной  работы с детьми
  • Учёт  времени года
  • Соответствие лексической темы
  • Выбор методов работы с книгой
  • Простота и четкость ритма
  • Простота и ясность знакомых детям образов,
  •  Объем стихотворения: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших
  •  Доступное содержание;
  • Разнообразие жанров;
  • Четкость композиции;
  • Простота, но богатство языка;
  • Размер произведения или отрывка для пересказа.

8 слайд

Далее я отобрала методы и приёмы различных технологий

ИКТ Цель: преподнесение  материала в яркой, образной, доступной форме,  

Это звуковые и беззвучные, слайд-фильмы,  диафильмы,  анимации,

 игровые задания

Игровые технологии Цель: поддержание  интереса и развитие психических процессов.

 Это дидактическая игра,  игры-соревнования,  игры-драматизации, настольно-печатные игры, словесные игры

Коррекционные  технологии

Цель: Коррекция речи и  развития.

 Это речевые игры, психогимнастика, игры на развитие мелкой моторики,

игры на основе кинезиологических упражнений

Методы ОТСМ-ТРИЗ

Цель: развитие мышления,  воображения, речи

Это игровые тренинги :«Мои друзья», «Круги Луллия», «Я еду на север и беру»,   «Четвёртый лишний», «Назови героя» ,«Метод каталога»,  моделирование, схематизация текстов

Проектная технология

Цель:  развитие личности ребёнка,  его познавательных  и творческих способностей

 Проекты: исследовательские,  информационные, творческие, игровые,

 практико-ориентированные

9 слайд

Технологии и методы были разделены.

На технологии и методы  направленные на развитие интереса

ИКТ:  приход на занятие под клип  на песню « Сказки гуляют по свету»,

 вместо чтения  просмотр озвученного диафильма «Чудесные лапоточки»,

слайд-фильма «Серебряное копытце»  - Биневская Т.Н.,

анимированных слайдов со звуковым сопровождением, презентации сказки

«Теремок» с заданиями для детей, викторины по сказкам, звукозаписи без

видеосопровождения –автор Виктория Кузнецова

Игровая ситуация: «Мы сможем расколдовать героев сказки, если назовём

волшебные  предметы из сказок» игра-соревнование-«Кто быстрее назовёт  

рифмы в стихотворении».

Проблемная ситуация: Разложите по порядку иллюстрации к сказке (рассказу ), но одной  не хватает. Как быть? (нарисовать самим)

Сюрпризный момент: письмо из сказочной страны, посылка от героев литературных произведений, приход персонажа литературного произведения.

Мотивация: «Ворота в сказку откроются тогда, если вы назовёте волшебные слова из сказок» , «Чтобы узнать название рассказа (стихотворения) нужно отгадать загадку, решить кроссворд»

Методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ

«Мои друзья»-Мой друг тот, кто герой сказки «Колосок»; тот, кто  найдёт  рифму к слову «мак», Мой друг тот , кто в рассказе грустный

«Всё в мире перепуталось»-  перепутались сказочные герои (герои рассказов), разложи их по сказкам (рассказам), а теперь  раздели на добрых и злых

« Я еду на север (в путешествие) :  Я еду в путешествие и беру с собой Дюймовочку  (дети должны назвать героев сказки «Дюймовочка»)

«Назови героя»-Назовите героев-девочек(женщин)

10 слайд

Технологии и методы, направленные на развитие  психических процессов

 Для развития внимания и памяти  мы используем:

«Зашумлённые картинки» (найди под штриховкой посуду из сказки «Федорино горе»)

«Что изменилось?» - воспитатель меняет в ряду место или количество героев, а дети определяют, что изменилось)

«Дорисуй героя или сюжет»-дорисуй недостающее

«Найди хозяина дома»- среди предложенных домов найти, в каком доме

 живёт Баба-Яга

«Повтори за мной»- повтори за мной строчку стихотворения

«Пересказ по кругу»  перескажите рассказ(сказку, стих)  друг за другом,

 по часовой стрелке (Анна Гудзик)

 Схематизация стихотворения-опыт работы Шашловой Н.В.

 Бурмистровой О. В. (д\с 42 г.Саров)

 Мнемотаблицы  для пересказа  (Любовь Орлова , Е. Тыняная С.Петербург, Чертова Т. В.

 Мышления

-«Раньше-позже» (Назови, что в рассказе (сказке, стихотворении)было раньше, что произойдёт позже)

«Теремок»( войдёшь в домик если назовёшь, чем на меня похож   (не похож герой) ОТСМ-ТРИЗ

 Воображение 

«Метод каталога» (сочинение сказки с помощью наугад выбранных слов или картинок из книги),

«Круги Луллия» (на кругах располагаются герои сказок, место,время года, предмет,

соответствующий герою; дети сами передвигают стрелочки, выбирают героев, место действия и т.п. )  

«Овощной салат»-детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений.

 Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку,

и описать их приключения в лесу)

11 слайд

Технологии и методы, направленные на развитие  речи  

Для развития речи мы используем  такие речевые игры:

Сосчитай»-сосчитай сколько героев в сказке

 «Какой-какая»-скажи какой Бармалей? (по характеру, внешнему виду)

 «Скажи наоборот»- Рукадельница трудолюбивая, а ленивица-ленивая

  «Скажи где?»- скажи, где висел сундукеи(на дубе), откуда выскочил заяц (из сундука)

  «Скажи ласково»-назови ласково посуду из сказки «Федорино горе»

 «Что делает?»-назови, что умеет делать Петушок из сказки «Колосок»

 «Слова - родственники» -назови слова родственники (лень-ленивица, злой-злодей)

«Мой-моя-моё - мои», «Твой-твоя-твоё-твои» - чей волк?-мой (твой) волк, чья Дюймовочка-моя (твоя) Дюймовочка

«Маленький – большой - большущий»-самовар-самоварчик-самоварище

«Рифмы»- подбери к слову рифму –ушат-кишат

12 слайд

Технологии и методы, направленные на развитие

Для развития эмоционально-волевой сферы используются:

Игры –драматизации – дети инсценируют игровые

 ситуации: «Лисичка прислушивается», «После дождя»,

«Отгадай кто , мы» (А.Е Антипина)

  Пантомимы, этюды по произведениям –покажи как…

«Котька и Павлик срывают огурцы»;  «Летят листья»;  

«Круть и Верть весёлые, грустные» «Поросёнок в луже»,

«Принцесса капризная, величественная»  - А.Е Антипина

Психогимнастика- «Изобразите злого Карабаса», грустное настроение осенью», жадного пса , (Е.А Алябьева М.И. Чистякова ), «Скажи весело, грустно, сердито, как мышонок, как слон..»  Антипина А.Е «Театрализованная деятельность в д\с»

Пиктограммы (условные фигурки для изображения эмоционального состояния). Покажите картинку настроения героя или настроения, которое вызвало само произведение- М.И. Чистякова «Психогимнастика»

13 слайд Проектная технология

Имеются следующие виды проектов по чтению художественной литературы

 Исследовательский

 «Откуда азбука пошла»

 Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представления об истории возникновения азбуки.

Информационно-творческий

«По страницам произведений В. Сутеева»

Цель знакомство детей с произведениями и изобразительным творчеством В. Г. Сутеева;

Творческий

  «Здравствуй, Сказка!» 

Тема: Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы

  Познавательно-игровой

 «Стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского»

 Цель: использование театрализованной деятельности по теме как средства коррекции и разностороннего развития детей с задержкой психического развития.

Познавательно-творческий

«Сказка ложь, да в ней намек»

Цель: проекта:  приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

Познавательно-практический

«Сказки и краски».

 Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы.

14 слайд

  По итогам работы за первое полугодие можно сделать следующие выводы:

  • У детей появился интерес  к чтению художественной литературы.
  • С помощью взрослого могут  давать  элементарную характеристику героям произведений и оценку их поступков.
  • Улучшилось восприятие и понимание текста.
  • Дети научились различать жанры художественных произведений.

15 слайд

В ходе  использования различных технологий на занятиях по ЧХЛ мы увидели, как успешно они между собой могут интегрировать

Я предлагаю  вам познакомиться с интеграцией  образовательных технологий в НОД по ЧХЛ.

Игровые технологии представлены в виде игровой мотивации, дидактических игр, игры-эстафеты, речевых игр.

ИКТ представлены в виде слайдов с заданиями для детей,  музыкального клипа.

Технология ОТСМ-ТРИЗ представлены в виде тренингов.

16 слайд

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Помочь родителям осознать  ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприя...

Использование метода сторителлинга в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Цель  сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.Задачи :1. Развитие п...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожале...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, н...

«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...

«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, ...