Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет с ЗПР при ознакомлении с художественной литературой
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет при ознакомлении с художественной литературой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет с ЗПР при ознакомлении с художественной литературой
ФГОС, ФОАП предлагают следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой
1.Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;
2. Развивать литературную речь;
3.Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус
Для того, чтобы сформировать у детей целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений необходимо :
- Развивать у детей интерес к художественной и познавательной литературе.
- Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
- Обогащать литературными образами игровую, изобразительную и конструктивную деятельность детей.
- Учить различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение.
- Понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
- Развивать у детей чувство юмора.
Чтобы развить литературную речь нужно:
- Обращать внимание детей на выразительные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, выразительности языка произведения.
- Продолжать совершенствовать навыки выразительного рассказывания детьми сказок и стихотворений.
Для приобщения к словесному искусству и развития художественного восприятия и эстетического вкуса мы должны- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников и
3 слайд
Дети с ЗПР имеют особенности развития
1.Низкая познавательная активность
2.Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы
3.Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире, сниженный объём памяти, недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, восприятия, творческого воображения.
4.Негрубое недоразвитие речи
И в связи с этим у них есть и особенности восприятия художественных произведений.
1.Из-за низкой познавательной активности у детей недостаточный интерес к чтению художественной литературы
2.Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы приводит к тому что дети не умеют сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков
3. Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире, сниженный объём памяти, недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, восприятия, творческого воображения приводят к тому, что у детей появляются трудности при восприятии и понимании текста, зависимость понимания текста от личного опыта.
4. Негрубое недоразвитие речи выражается в низком уровене речевой активности, отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, в формировании связной речи.
4 слайд
Для эффективного построения работы я проанализировала методическую литературу, опыт других педагогов по данной теме
- Р. М. Ревнивцева предлагает использовать во время чтения художественной литературы ИКТ, что позволяет в доступной форме, Давыдова Светлана Алексеевна рекомендует в целях повышения познавательной активности и интереса к чтению художественных произведений использовать игровые задания и элементы соревнований.
- ярко, образно, преподнести дошкольникам материал.
- Волкова И.Н., Цыпина Н.А. предлагают задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному общему развитию разных сторон психической деятельности
ребёнка.
- Дудина Т.Ф и Иванова Е. говорят об использовании на занятиях театрализованных игр для развития интонационной выразительности, воображения, памяти, мышления, умения согласовывать свои действия с партнёром.
- Гнедова О.Л., Майданюк А.Е. , Антипина Е.А. считают, что театрализованные игры способствуют формированию умений отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами, развитию выразительности речи.
- Бардышева Т. Ю. указывает на то, что пальчиковые игры и упражнения помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение.
- Такие авторы Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, И.Я.Гуткович, О.Н.Самойлова, И. Н. Мурашковска отмечают, что система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий обеспечивает не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, помогает обучить ребенка кратко и точно излагать сюжетный смысл литературного произведения на фоне формирования у него устойчивого желание работать с текстом, развивает творческое воображение.
5 слайд
В методической литературе предлагаются следующие типы и виды занятий
- Чтение и рассказывание одного произведения.
- Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой
- Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
- Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
- Чтение как часть занятия по развитию речи:
6 слайд
Учитывая задачи, которые ставит перед нами ООП, особенности детей с ЗПР и опыт других педагогов, я поставила перед собой цель и задачи.
Цель: повысить эффективность работы при ознакомлении с художественной литературой через использование современных технологий
Задачи
- Определение перечня и содержания литературных произведений с
учётом требований к ним.
- Отбор технологий (методов и приёмов).
- Использование в работе над художественным произведением
технологий и методов, направленных на
-развитие интереса;
-развитие психических процессов;
-развитие речи;
-развитие эмоционально-волевой сферы.
- Интеграция образовательных технологий в НОД по ЧХЛ.
- Мониторинг
7 слайд
На первом этапе было необходимо определить перечень и содержание литературных произведений с учётом требований к ним
- Художественный уровень
- Воспитательное значение
- Учёт возраста и особенностей развития детей,
- Учёт текущей воспитательно-образовательной, коррекционной работы с детьми
- Учёт времени года
- Соответствие лексической темы
- Выбор методов работы с книгой
- Простота и четкость ритма
- Простота и ясность знакомых детям образов,
- Объем стихотворения: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших
- Доступное содержание;
- Разнообразие жанров;
- Четкость композиции;
- Простота, но богатство языка;
- Размер произведения или отрывка для пересказа.
8 слайд
Далее я отобрала методы и приёмы различных технологий
ИКТ Цель: преподнесение материала в яркой, образной, доступной форме,
Это звуковые и беззвучные, слайд-фильмы, диафильмы, анимации,
игровые задания
Игровые технологии Цель: поддержание интереса и развитие психических процессов.
Это дидактическая игра, игры-соревнования, игры-драматизации, настольно-печатные игры, словесные игры
Коррекционные технологии
Цель: Коррекция речи и развития.
Это речевые игры, психогимнастика, игры на развитие мелкой моторики,
игры на основе кинезиологических упражнений
Методы ОТСМ-ТРИЗ
Цель: развитие мышления, воображения, речи
Это игровые тренинги :«Мои друзья», «Круги Луллия», «Я еду на север и беру», «Четвёртый лишний», «Назови героя» ,«Метод каталога», моделирование, схематизация текстов
Проектная технология
Цель: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей
Проекты: исследовательские, информационные, творческие, игровые,
практико-ориентированные
9 слайд
Технологии и методы были разделены.
На технологии и методы направленные на развитие интереса
ИКТ: приход на занятие под клип на песню « Сказки гуляют по свету»,
вместо чтения просмотр озвученного диафильма «Чудесные лапоточки»,
слайд-фильма «Серебряное копытце» - Биневская Т.Н.,
анимированных слайдов со звуковым сопровождением, презентации сказки
«Теремок» с заданиями для детей, викторины по сказкам, звукозаписи без
видеосопровождения –автор Виктория Кузнецова
Игровая ситуация: «Мы сможем расколдовать героев сказки, если назовём
волшебные предметы из сказок» игра-соревнование-«Кто быстрее назовёт
рифмы в стихотворении».
Проблемная ситуация: Разложите по порядку иллюстрации к сказке (рассказу ), но одной не хватает. Как быть? (нарисовать самим)
Сюрпризный момент: письмо из сказочной страны, посылка от героев литературных произведений, приход персонажа литературного произведения.
Мотивация: «Ворота в сказку откроются тогда, если вы назовёте волшебные слова из сказок» , «Чтобы узнать название рассказа (стихотворения) нужно отгадать загадку, решить кроссворд»
Методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ
«Мои друзья»-Мой друг тот, кто герой сказки «Колосок»; тот, кто найдёт рифму к слову «мак», Мой друг тот , кто в рассказе грустный
«Всё в мире перепуталось»- перепутались сказочные герои (герои рассказов), разложи их по сказкам (рассказам), а теперь раздели на добрых и злых
« Я еду на север (в путешествие) : Я еду в путешествие и беру с собой Дюймовочку (дети должны назвать героев сказки «Дюймовочка»)
«Назови героя»-Назовите героев-девочек(женщин)
10 слайд
Технологии и методы, направленные на развитие психических процессов
Для развития внимания и памяти мы используем:
«Зашумлённые картинки» (найди под штриховкой посуду из сказки «Федорино горе»)
«Что изменилось?» - воспитатель меняет в ряду место или количество героев, а дети определяют, что изменилось)
«Дорисуй героя или сюжет»-дорисуй недостающее
«Найди хозяина дома»- среди предложенных домов найти, в каком доме
живёт Баба-Яга
«Повтори за мной»- повтори за мной строчку стихотворения
«Пересказ по кругу» перескажите рассказ(сказку, стих) друг за другом,
по часовой стрелке (Анна Гудзик)
Схематизация стихотворения-опыт работы Шашловой Н.В.
Бурмистровой О. В. (д\с 42 г.Саров)
Мнемотаблицы для пересказа (Любовь Орлова , Е. Тыняная С.Петербург, Чертова Т. В.
Мышления
-«Раньше-позже» (Назови, что в рассказе (сказке, стихотворении)было раньше, что произойдёт позже)
«Теремок»( войдёшь в домик если назовёшь, чем на меня похож (не похож герой) ОТСМ-ТРИЗ
Воображение
«Метод каталога» (сочинение сказки с помощью наугад выбранных слов или картинок из книги),
«Круги Луллия» (на кругах располагаются герои сказок, место,время года, предмет,
соответствующий герою; дети сами передвигают стрелочки, выбирают героев, место действия и т.п. )
«Овощной салат»-детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений.
Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку,
и описать их приключения в лесу)
11 слайд
Технологии и методы, направленные на развитие речи
Для развития речи мы используем такие речевые игры:
Сосчитай»-сосчитай сколько героев в сказке
«Какой-какая»-скажи какой Бармалей? (по характеру, внешнему виду)
«Скажи наоборот»- Рукадельница трудолюбивая, а ленивица-ленивая
«Скажи где?»- скажи, где висел сундукеи(на дубе), откуда выскочил заяц (из сундука)
«Скажи ласково»-назови ласково посуду из сказки «Федорино горе»
«Что делает?»-назови, что умеет делать Петушок из сказки «Колосок»
«Слова - родственники» -назови слова родственники (лень-ленивица, злой-злодей)
«Мой-моя-моё - мои», «Твой-твоя-твоё-твои» - чей волк?-мой (твой) волк, чья Дюймовочка-моя (твоя) Дюймовочка
«Маленький – большой - большущий»-самовар-самоварчик-самоварище
«Рифмы»- подбери к слову рифму –ушат-кишат
12 слайд
Технологии и методы, направленные на развитие
Для развития эмоционально-волевой сферы используются:
Игры –драматизации – дети инсценируют игровые
ситуации: «Лисичка прислушивается», «После дождя»,
«Отгадай кто , мы» (А.Е Антипина)
Пантомимы, этюды по произведениям –покажи как…
«Котька и Павлик срывают огурцы»; «Летят листья»;
«Круть и Верть весёлые, грустные» «Поросёнок в луже»,
«Принцесса капризная, величественная» - А.Е Антипина
Психогимнастика- «Изобразите злого Карабаса», грустное настроение осенью», жадного пса , (Е.А Алябьева М.И. Чистякова ), «Скажи весело, грустно, сердито, как мышонок, как слон..» Антипина А.Е «Театрализованная деятельность в д\с»
Пиктограммы (условные фигурки для изображения эмоционального состояния). Покажите картинку настроения героя или настроения, которое вызвало само произведение- М.И. Чистякова «Психогимнастика»
13 слайд Проектная технология
Имеются следующие виды проектов по чтению художественной литературы
Исследовательский
«Откуда азбука пошла»
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представления об истории возникновения азбуки.
Информационно-творческий
«По страницам произведений В. Сутеева»
Цель знакомство детей с произведениями и изобразительным творчеством В. Г. Сутеева;
Творческий
«Здравствуй, Сказка!»
Тема: Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы
Познавательно-игровой
«Стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского»
Цель: использование театрализованной деятельности по теме как средства коррекции и разностороннего развития детей с задержкой психического развития.
Познавательно-творческий
«Сказка ложь, да в ней намек»
Цель: проекта: приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Познавательно-практический
«Сказки и краски».
Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы.
14 слайд
По итогам работы за первое полугодие можно сделать следующие выводы:
- У детей появился интерес к чтению художественной литературы.
- С помощью взрослого могут давать элементарную характеристику героям произведений и оценку их поступков.
- Улучшилось восприятие и понимание текста.
- Дети научились различать жанры художественных произведений.
15 слайд
В ходе использования различных технологий на занятиях по ЧХЛ мы увидели, как успешно они между собой могут интегрировать
Я предлагаю вам познакомиться с интеграцией образовательных технологий в НОД по ЧХЛ.
Игровые технологии представлены в виде игровой мотивации, дидактических игр, игры-эстафеты, речевых игр.
ИКТ представлены в виде слайдов с заданиями для детей, музыкального клипа.
Технология ОТСМ-ТРИЗ представлены в виде тренингов.
16 слайд
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе
Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприя...
Использование метода сторителлинга в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.Задачи :1. Развитие п...
Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .
Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожале...
Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .
Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, н...
«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...
«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, ...