Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelno-motornoy_koordinatsii.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительно - моторной координации
у дошкольников с нарушением зрения
Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения является развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, формируются механизмы зрительно-моторной координации. В ходе выполнения различных практических действий (предметных, обследовательских, графических) под зрительным контролем развивается прослеживающая функция зрения, поле взора, совершенствуется фиксация взора и пространственное зрение, ребенок накапливает опыт зрительной работы вблизи и вдаль.
В связи с нарушением зрения у детей нарушена функция контроля, что сказывается на качестве движений: их целенаправленности, синхронности, точности, скорости. Не сформированность двигательной сферы, зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте также отрицательно сказывается на процессе формирования графических навыков письма в школе.
Поэтому необходимо уделить внимание развитию зрительно – моторной координации у детей, что будет способствовать подготовке ребенка к письму.
Формированию координации в системе «глаз – рука» способствуют:
- предметная деятельность,
- специальные коррекционно-развивающие игры,
- графические задания и упражнения,
- подвижные игры с различными атрибутами, направленные на развитие точности, скорости, «ручной умелости», чувства ритма, выполняемые под зрительным контролем. Особенно полезны в этом отношении игры с мячами разных размеров, обручами, кольцами, шарами и другими предметами.
Игры и упражнения на развитие интегративной (совместной) деятельности зрительного и двигательного анализаторов, совершенствование зрительно-моторной координации:
- проводить специальные пальчиковые упражнения и гимнастику для рук при сочетании темпа и ритма речи с движением глаз, и руки;
- совершенствовать точность движений пальцев, зрительный контроль при составлении предметов из геометрических фигур, мелкой мозаики, объемного конструктора, из счетных палочек и др.
Игры и упражнения на совершенствовании техники владения пишущим предметом (фломастером, карандашом, ручкой):
- проводить линии всех видов в разных направлениях без отрыва от заданного начала к заданному концу;
- штриховать изображение разными видами штриховки: горизонтальной, вертикальной, диагональной, спиралевидной, точечной и т.д.;
- зарисовывать геометрические фигуры, переводить предметы через кальку;
- воспроизводить изображения (фигуры, буквы, цифры) по зрительно-воспринимаемому образцу.
Игры и упражнения на формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа в клетку, совершенствование графических навыков работы в клеточной тетради:
- сформировать понятия: «верх» и «низ» тетрадного листа, «правая» и «левая» сторона листа, «правый верхний угол», «правый нижний угол», «левый верхний угол», «левый нижний угол»;
- сформировать умения проводить линии (направо, налево, вниз, - учить обводить, раскрашивать заданные клетки по словесной инструкции педагога (в рядах, в столбиках, в шахматном порядке и т.);
- выполнять на листе в клетку графические диктанты:
Графический диктант – это создание рисунков под диктовку.
В линейном графическом диктанте узор выполняется в строчку. Ребенку диктуют первую часть из 1 – 2 полных циклов узора. Далее ребенок выполняет узор самостоятельно по имеющемуся у него образцу.
В объемном графическом диктанте под диктовку выполняется объемный рисунок, который затем копируется ребенком рядом (справа от него или внизу под ним).
вверх), отсчитывая нужное количество клеток в указанном направлении (игры –путешествия по клеточному полю);
Примерные виды заданий:
- прямое воспроизведение зрительного образца;
- дорисовывание 2-й половины зрительного образца;
- воссоздание рисунка по точкам;
- дорисовывание недостающих деталей;
-зеркальное отображение образца.
Не забывайте формировать у детей правильные навыки при выполнении графических заданий:
- сидеть так, чтобы свет падал слева (для правшей);
- следить за осанкой при выполнении графических упражнений;
- правильно располагать лист бумаги, тетрадь;
- правильно удерживать пишущий предмет;
- правильно располагать зрительный образец на столе, на подставке;
- проводить динамические паузы и упражнения для отдыха глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...
Статья "Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста с нарушением зрения"
Книжные иллюстрации оказывают особое влияние на развитие интереса книге у детей дошкольного возраста. Однако при предъявлении иллюстраций детям с нарушением зрения необходимо учитывать особенности их ...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»,утверждал В.А. Сухомлин...
Конспект НОД по зрительно-моторной координации по теме «Транспорт» у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель: развитие зрительно-моторной координации по теме «Транспорт»....
«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Обобщение передавого педагогического опыта...
Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...