Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Румянцева Татьяна Борисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_zritelno-motornoy_koordinatsii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительно - моторной координации

у дошкольников с нарушением зрения

Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения является развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, формируются механизмы зрительно-моторной координации. В ходе выполнения различных практических действий (предметных, обследовательских, графических) под зрительным контролем развивается прослеживающая функция зрения, поле взора, совершенствуется фиксация взора и пространственное зрение, ребенок накапливает опыт зрительной работы вблизи и вдаль.

В связи с нарушением зрения у детей нарушена функция контроля, что сказывается на качестве движений: их целенаправленности, синхронности, точности, скорости. Не сформированность двигательной сферы, зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте также отрицательно сказывается на процессе формирования графических навыков письма в школе.

Поэтому необходимо уделить внимание развитию зрительно – моторной координации у детей, что будет способствовать подготовке ребенка к письму.

Формированию координации в системе «глаз – рука» способствуют:

- предметная деятельность,

- специальные коррекционно-развивающие игры,

- графические задания и упражнения,

- подвижные игры с различными атрибутами, направленные на развитие точности, скорости, «ручной умелости», чувства ритма, выполняемые под зрительным контролем. Особенно полезны в этом отношении игры с мячами разных размеров, обручами, кольцами, шарами и другими предметами.

Игры и упражнения на развитие интегративной (совместной) деятельности зрительного и двигательного анализаторов, совершенствование зрительно-моторной координации:

- проводить специальные пальчиковые упражнения и гимнастику для рук при сочетании темпа и ритма речи с движением глаз, и руки;

- совершенствовать точность движений пальцев, зрительный контроль при составлении предметов из геометрических фигур, мелкой мозаики, объемного конструктора, из счетных палочек и др.

Игры и упражнения на совершенствовании техники владения пишущим предметом (фломастером, карандашом, ручкой):

- проводить линии всех видов в разных направлениях без отрыва от заданного начала к заданному концу;

- штриховать изображение разными видами штриховки: горизонтальной, вертикальной, диагональной, спиралевидной, точечной и т.д.;

- зарисовывать геометрические фигуры, переводить предметы через кальку;

- воспроизводить изображения (фигуры, буквы, цифры) по зрительно-воспринимаемому образцу.

Игры и упражнения на формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа в клетку, совершенствование графических навыков работы в клеточной тетради:

- сформировать понятия: «верх» и «низ» тетрадного листа, «правая» и «левая» сторона листа, «правый верхний угол», «правый нижний угол», «левый верхний угол», «левый нижний угол»;

- сформировать умения проводить линии (направо, налево, вниз, - учить обводить, раскрашивать заданные клетки по словесной инструкции педагога (в рядах, в столбиках, в шахматном порядке и т.);

- выполнять на листе в клетку графические диктанты:

Графический диктант – это создание рисунков под диктовку.

В линейном графическом диктанте узор выполняется в строчку. Ребенку диктуют первую часть из 1 – 2 полных циклов узора. Далее ребенок выполняет узор самостоятельно по имеющемуся у него образцу.

В объемном графическом диктанте под диктовку выполняется объемный рисунок, который затем копируется ребенком рядом (справа от него или внизу под ним).

вверх), отсчитывая нужное количество клеток в указанном направлении (игры –путешествия по клеточному полю);

Примерные виды заданий:

- прямое воспроизведение зрительного образца;

- дорисовывание 2-й половины зрительного образца;

- воссоздание рисунка по точкам;

- дорисовывание недостающих деталей;

-зеркальное отображение образца.

Не забывайте формировать у детей правильные навыки при выполнении графических заданий:

- сидеть так, чтобы свет падал слева (для правшей);

- следить за осанкой при выполнении графических упражнений;

- правильно располагать лист бумаги, тетрадь;

- правильно удерживать пишущий предмет;

- правильно располагать зрительный образец на столе, на подставке;

- проводить динамические паузы и упражнения для отдыха глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Статья "Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста с нарушением зрения"

Книжные иллюстрации оказывают особое влияние на развитие интереса книге у детей дошкольного возраста. Однако при предъявлении иллюстраций детям с нарушением зрения необходимо учитывать особенности их ...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»,утверждал В.А. Сухомлин...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...