Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

 

«Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»,

утверждал В.А. Сухомлинский


На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Мелкая моторика- это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений (тонкой моторики). Я подобрала для вас разные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые благоприятно влияют на всестороннее развитие познавательных процессов детей, тренируют четкость, развивают глазодвигательные функции, графо-моторные навыки, способствуют развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей

дошкольного возраста с нарушениями зрения

Упражнение №1 «Катаем шарики»

Цель: формировать правильный захват орудия письма, упражняем развитие руки.

Упражнение проводится с использованием горошины, диаметром 10 мм в течение 1 минуты. Ребенок катает горошину (шарик) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Веселятся пальчики и весело поют.

- Катись, катись горошина!

(последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастом)

Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.

Кладем свои горошины. Не будем их катать.

Упражнение № 2

Цель: познакомить детей с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ; страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно писать в них буквы или цифры). Обводка клеток по заданию (отсчитать сверху 4 клеточки и обвести красным карандашом 5 и т.д.).

Упражнение № 3 «Отгадай и нарисуй слово»

Цель: упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.

В тетради нарисована справа дорожка, слева корзинка. Воспитатель называет признаки предмета, а дети по признакам зарисовывают предмет.

Упражнение № 4 «Листья на деревьях»

Цель: развивать у детей умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, т.е. формировать щепоть.

Перед началом работы необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме останется от него след на бумаге (используем карандаш с твердым ластиком на конце, срезанным под углом 45 градусов). Ребенку предлагаются картинки-заготовки деревьев. Ребенок штампует листву на дереве.

Упражнение № 5 «Весеннее солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на плоскости.

Обрывание из готовых геометрических фигур круга и длинных полосок, выкладывание изображения на плоскости.

Занятие № 6 «Квадраты и прямоугольники»

Цель: учить детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники). Сверху -  вниз, по диагонали, справа – налево.

Упражнение № 7 «Круг»

Цель: упражнять в обводке и штриховке геометрической фигуры (круг).

Упражнение № 8 «Волшебные картинки»

Цель: развивать творческое воображение детей.

В квадрате нарисована деталь от предмета. Детям предлагается дорисовать картинку и раскрасить ее.

Упражнение № 9 «Проведи линии по точкам»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить проводить прямые и волнистые линии по точкам, не отрывая руки от листа.

Рыбка плывет по волнистой линии, черепаха по прямой линии.

Упражнение № 10

Цель: развивать у детей глазомер и мелкую моторику.

Детям предлагаются трафареты из ватмана (листья клена, дуба, тополя и т.д.) дети обводят трафареты и штрихуют по устной инструкции.

Упражнение № 11 «Кто спрятался в комочке?»

Цель: продолжать развивать мелкую моторику.

Предложить детям разгладить смятые трафареты животных из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.

Упражнение № 12 «Теплая меховая шубка»

Цель: развиваем микромоторику рук.

Обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.

Упражнение № 13«Обведи вагончики поезда».

Цель: учим детей обводить прямоугольники, квадраты по точкам.

Дети обводят по точкам вагончики поезда.

Упражнение № 14 «Гусеница»

Цель: учим детей обводить круги по точкам.

Дорисовать туловище гусеницы по точкам.

Упражнение № 15 «Дорисуй вторые половинки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение ориентироваться в тетради.

Предложить детям дорисовать половинки картинок в тетради.

Упражнение № 16

Цель: учить детей ориентироваться на строчке, отсчитывать клеточки слева направо, обводя клетки с интервалом в 3 клетки.

Упражнение №17

Цель: развивать глазомер и мелкую моторику рук. Продолжать учить детей ориентироваться на строчке.

Детям предлагается отсчитать клеточки по две вниз с расставлением точек. Между точками интервал 2 клеточки.

Упражнение № 18

Цель: закреплять правила штриховки.

Штриховка геометрических фигур (треугольник, овал)

Упражнение № 19 «Восьмерки», «Петельки».

Цель: отрабатывать движение пальцев, кисти рук, предплечья, развивать мелкую моторику рук.

Упражнение № 20 «Клубочки»

Цель: отработка вращательных движений кисти и пальцев рук, по часовой и против часовой стрелки.

Упражнение № 21

Цель: развиваем глазомер, мелкую моторику рук. Продолжаем ориентироваться в тетради по клеточкам.

Рисуем прямоугольник в 2 клеточки с интервалом 2 клетки.

Упражнение № 22

Цель: упражняем детей в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

Упражнение № 23 «В лесу родилась елочка».

Цель: развиваем мелкую моторику. Учим штриховать слева направо, справа налево.

Упражнение № 24

Цель: продолжаем развивать мелкую моторику.

Обводка трафаретов животных в тетради с последующей штриховкой.

Упражнение № 25 «Маленький архитектор»

Цель: развиваем мелкую моторику рук, продолжаем ориентироваться на плоскости.

Выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

Упражнение № 26 «Дорисуй узор»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в тетради по клеточкам, развиваем мелкую моторику рук.

Дети рисуют узор размером в 2 клеточки и узор размером в 1 клеточку.

Упражнение № 27

Цель: упражнять детей в штриховке предметов в разных направлениях, отрабатывать движение кисти, слева направо и справа налево. Игровое упражнение заштрихуй елочки разными способами.

Упражнение № 28 «Мебель для куклы».

Цель: развивать у детей мелкую моторику, воображение; продолжать учить ориентироваться на плоскости.

Выкладывание из спичек на плоскости стола предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф).

Упражнение № 29 «Мой медведь».

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур.

Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.

Упражнение № 30 «Чей колодец глубже?»

Цель: продолжаем развивать мелкую моторику рук.

Выкладывание «колодца» из спичек.

Упражнение № 31 «Дорисуй бусы по образцу».

Цель: развиваем мелкую моторику рук, продолжаем учить детей ориентироваться в тетради по клеточкам, развиваем внимание.

Предложить продолжить нарисовать бусы по предложенному образцу.

Упражнение № 32

Цель: развиваем мелкую моторику рук, продолжаем ориентироваться в тетради по клеточкам.

Рисуем квадрат в 2 клетки, в 3 клетки и 4 клетки с интервалом в 2 клетки.

Упражнение № 33 «Ежик» (счетные палочки)

Цель: развиваем мелкую моторику рук, воображение.

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это …(ежик).

Упражнение № 34 «Цифра 4»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить ориентироваться в тетради по клеточкам.

От заданной точки (4 вниз, 3 влево) рисуем (2 клеточки вниз, 1 вправо, 5 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, соединить с первой точкой).

Упражнение № 35 (с счетными палочками)

Цель: развивать логическое мышление, упражнять в умении осуществлять поисковые действия, развивать мелкую моторику.

  1. Из 5 палочек построить 2 треугольника.
  2. Переложить 1 палочку так, чтобы домик был повернут в другую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” (В.А.Сухомлинский)....

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой м...

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук....

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...