Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
«Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»,
утверждал В.А. Сухомлинский
На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Мелкая моторика- это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений (тонкой моторики). Я подобрала для вас разные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые благоприятно влияют на всестороннее развитие познавательных процессов детей, тренируют четкость, развивают глазодвигательные функции, графо-моторные навыки, способствуют развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения
Упражнение №1 «Катаем шарики»
Цель: формировать правильный захват орудия письма, упражняем развитие руки.
Упражнение проводится с использованием горошины, диаметром 10 мм в течение 1 минуты. Ребенок катает горошину (шарик) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.
Маленькие пальчики любят поиграть,
Гладкую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют.
- Катись, катись горошина!
(последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастом)
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать.
Упражнение № 2
Цель: познакомить детей с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ; страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно писать в них буквы или цифры). Обводка клеток по заданию (отсчитать сверху 4 клеточки и обвести красным карандашом 5 и т.д.).
Упражнение № 3 «Отгадай и нарисуй слово»
Цель: упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.
В тетради нарисована справа дорожка, слева корзинка. Воспитатель называет признаки предмета, а дети по признакам зарисовывают предмет.
Упражнение № 4 «Листья на деревьях»
Цель: развивать у детей умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, т.е. формировать щепоть.
Перед началом работы необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме останется от него след на бумаге (используем карандаш с твердым ластиком на конце, срезанным под углом 45 градусов). Ребенку предлагаются картинки-заготовки деревьев. Ребенок штампует листву на дереве.
Упражнение № 5 «Весеннее солнышко»
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на плоскости.
Обрывание из готовых геометрических фигур круга и длинных полосок, выкладывание изображения на плоскости.
Занятие № 6 «Квадраты и прямоугольники»
Цель: учить детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники). Сверху - вниз, по диагонали, справа – налево.
Упражнение № 7 «Круг»
Цель: упражнять в обводке и штриховке геометрической фигуры (круг).
Упражнение № 8 «Волшебные картинки»
Цель: развивать творческое воображение детей.
В квадрате нарисована деталь от предмета. Детям предлагается дорисовать картинку и раскрасить ее.
Упражнение № 9 «Проведи линии по точкам»
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить проводить прямые и волнистые линии по точкам, не отрывая руки от листа.
Рыбка плывет по волнистой линии, черепаха по прямой линии.
Упражнение № 10
Цель: развивать у детей глазомер и мелкую моторику.
Детям предлагаются трафареты из ватмана (листья клена, дуба, тополя и т.д.) дети обводят трафареты и штрихуют по устной инструкции.
Упражнение № 11 «Кто спрятался в комочке?»
Цель: продолжать развивать мелкую моторику.
Предложить детям разгладить смятые трафареты животных из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
Упражнение № 12 «Теплая меховая шубка»
Цель: развиваем микромоторику рук.
Обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
Упражнение № 13«Обведи вагончики поезда».
Цель: учим детей обводить прямоугольники, квадраты по точкам.
Дети обводят по точкам вагончики поезда.
Упражнение № 14 «Гусеница»
Цель: учим детей обводить круги по точкам.
Дорисовать туловище гусеницы по точкам.
Упражнение № 15 «Дорисуй вторые половинки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение ориентироваться в тетради.
Предложить детям дорисовать половинки картинок в тетради.
Упражнение № 16
Цель: учить детей ориентироваться на строчке, отсчитывать клеточки слева направо, обводя клетки с интервалом в 3 клетки.
Упражнение №17
Цель: развивать глазомер и мелкую моторику рук. Продолжать учить детей ориентироваться на строчке.
Детям предлагается отсчитать клеточки по две вниз с расставлением точек. Между точками интервал 2 клеточки.
Упражнение № 18
Цель: закреплять правила штриховки.
Штриховка геометрических фигур (треугольник, овал)
Упражнение № 19 «Восьмерки», «Петельки».
Цель: отрабатывать движение пальцев, кисти рук, предплечья, развивать мелкую моторику рук.
Упражнение № 20 «Клубочки»
Цель: отработка вращательных движений кисти и пальцев рук, по часовой и против часовой стрелки.
Упражнение № 21
Цель: развиваем глазомер, мелкую моторику рук. Продолжаем ориентироваться в тетради по клеточкам.
Рисуем прямоугольник в 2 клеточки с интервалом 2 клетки.
Упражнение № 22
Цель: упражняем детей в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.
Упражнение № 23 «В лесу родилась елочка».
Цель: развиваем мелкую моторику. Учим штриховать слева направо, справа налево.
Упражнение № 24
Цель: продолжаем развивать мелкую моторику.
Обводка трафаретов животных в тетради с последующей штриховкой.
Упражнение № 25 «Маленький архитектор»
Цель: развиваем мелкую моторику рук, продолжаем ориентироваться на плоскости.
Выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.
Упражнение № 26 «Дорисуй узор»
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в тетради по клеточкам, развиваем мелкую моторику рук.
Дети рисуют узор размером в 2 клеточки и узор размером в 1 клеточку.
Упражнение № 27
Цель: упражнять детей в штриховке предметов в разных направлениях, отрабатывать движение кисти, слева направо и справа налево. Игровое упражнение заштрихуй елочки разными способами.
Упражнение № 28 «Мебель для куклы».
Цель: развивать у детей мелкую моторику, воображение; продолжать учить ориентироваться на плоскости.
Выкладывание из спичек на плоскости стола предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф).
Упражнение № 29 «Мой медведь».
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур.
Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.
Упражнение № 30 «Чей колодец глубже?»
Цель: продолжаем развивать мелкую моторику рук.
Выкладывание «колодца» из спичек.
Упражнение № 31 «Дорисуй бусы по образцу».
Цель: развиваем мелкую моторику рук, продолжаем учить детей ориентироваться в тетради по клеточкам, развиваем внимание.
Предложить продолжить нарисовать бусы по предложенному образцу.
Упражнение № 32
Цель: развиваем мелкую моторику рук, продолжаем ориентироваться в тетради по клеточкам.
Рисуем квадрат в 2 клетки, в 3 клетки и 4 клетки с интервалом в 2 клетки.
Упражнение № 33 «Ежик» (счетные палочки)
Цель: развиваем мелкую моторику рук, воображение.
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек.
Ни головы, ни ножек –
Конечно, это …(ежик).
Упражнение № 34 «Цифра 4»
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить ориентироваться в тетради по клеточкам.
От заданной точки (4 вниз, 3 влево) рисуем (2 клеточки вниз, 1 вправо, 5 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, соединить с первой точкой).
Упражнение № 35 (с счетными палочками)
Цель: развивать логическое мышление, упражнять в умении осуществлять поисковые действия, развивать мелкую моторику.
- Из 5 палочек построить 2 треугольника.
- Переложить 1 палочку так, чтобы домик был повернут в другую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” (В.А.Сухомлинский)....
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Данная методическая разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой м...
Методическое пособие "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Методическое пособие...
«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук....
Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...