Консультация для воспитателей: "Особенности развития двигательной активности для дошкольников с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике
В данной статье говорится о необходимости развивать двигательную активность дошкольников с ЗПР. Выделены задачи, указаны методы и средства повышения двигательной активности данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Двигательная активность | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Особенности развития двигательной активности для дошкольников с задержкой психического развития»
Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.
В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоцио-нально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для дошкольного возраста. Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности . Исходя из выше сказанного, актуальность работы определяется тем фактом, что именно двигательные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка
По мнению большинства авторов (В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, Е.М. Мастюковой и др.) проблемы двигательной сферы занимают одно их центральных мест в картине трудностей развития детей с ЗПР. Ученые, занимающиеся проблемой физического воспитания детей с ЗПР, убеждают, что коррекционную работу следует направлять на развитие общей, и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма, пространственных представлений, функции равновесия, положительных психо - эмоциональных состояний. Как справедливо отметил Е.С. Черник, работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка. У детей с ЗПР наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. Отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивается выполнением двигательного режима в режиме дня детского сада. Режим очень важен особенно для детей, т.к. все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Для полноценного физического развития, укрепления здоровья и развития интеллектуальных способностей детей с ЗПР , помимо режима жизнедеятельности ребенка в течение дня необходимо особое внимание уделять двигательному режиму, включенному в общий режим дня ребенка. Как правило, двигательный режим отличается разнообразием форм физического воспитания: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его дигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.
Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание. Как справедливо отметил Е.С. Черник, работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы выдвинули несколько задач:
• увеличить двигательную активность;
• создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
• повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
• воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Учитывая все вышесказанное мы в повседневной работе увеличиваем двигательную активность детей с ЗПР. Каждый день начинается с утренней
зарядки. Т.к. все дети группы имеют различные проблемы развития, зарядка носит корригирующий характер. Утренняя корригирующая зарядка является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, включает в себя специально подобранные упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития. Подбираются упражнения в зависимости от видов двигательных нарушений, состояния здоровья детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Корригирующая гимнастика включает 6-7 упражнений, каждое из которых повторяется 3-4 раза. Также включаются различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Обязательно включаются упражнения на равновесие и развитие координации. Далее системным блоком формирования двигательной активности является "Пальчиковый игротренинг", который позволяет гармонизировать движения тела, мелкой моторики и органов речи через стимуляцию некоторых зон головного мозга. Игротренинг включает в себя: игры с пальчиками, игры с палочками, пальчиковый алфавит, игры с массажными малыми мячами, игры с суджоками.
Особенно эффективно сочетать дыхательную и звуко-речевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления. Освоению каждого упражнения способствует фоновая музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребёнка координировать движение и речь. Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес.
С целью улучшения показателей физического развития и уровня физической подготовленности детей нашей группы мы разрабатываем комплексы физкультурных занятий с использованием игротерапии, реализация которой позволяет решать специфические задачи физического воспитания детей данной категории и интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников. Мы рассматриваем игротерапию как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного возраста с ЗПР. Как считает А.А. Осипова: «Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры». Целесообразность использования игротерапии, обусловлена тем, что игротерапия активизирует формирование произвольностей психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения – перехода ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности, представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослыми – психологом, педагогом, родителями. Особое внимание хотелось бы уделить развитию двигательной активности во время проведения занятий познавательного блока. В качестве примера можно привести занятие по формированию математических представлений. Дети во время занятия практически не сидят. Знакомясь с цифрой числового ряда, ребенок отхлопывает ее, отбивает мячом, отпрыгивает на двух ногах с продвижением вперед, отсчитывает различными видами ходьбы (приставным шагом, семенящим шагом, широким шагом), выкладывает цифру из больших палочек на импровизированной строке, отмеченной на полу, при этом совершая несколько приседаний. Такое занятие можно смело назвать "математика в припрыжку". Данный метод проведения занятия позволяет координировать речь, движение, моторную и зрительную память и как результат: качественное усвоение материала, саморегуляция и произвольность движений.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, отрабатываются двигательные навыки, повышается двигательная активность .
Проводится индивидуальная коррекционная работа, подвижные игры с правилами, игры с речевым сопровождением. Двигательная разминка после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Для чего мы постоянно используем резиновые коврики -островки с различной перфорацией
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего развития и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной активности старших дошкольников через игры - соревнования.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников от...
Развитие двигательной активности у дошкольников
В словаре С.И. Ожегова здоровье определяется так: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что «здоровье - это не то...
Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"
Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры...
Развитие двигательной активности у дошкольников, применяя здоровьесберегающие технологии
В данном материале есть : сценарии спортивных мероприятий, сказок, праздников,открытых занятий....
Доклад на педсовет "Развитие двигательной активности младших дошкольников"
Двигательная деятельность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здор...
Консультация для родителей Тема: Организация двигательной активности ребенка - дошкольника
Родителям даны практические рекомендациии по организации двигательной активности и как это важно правильно организовать....
Консультация для воспитателей. Тема: «Развитие двигательной активности дошкольников в повседневной жизни».
В консультации раскрываются цели, задачи и способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста в поседневной жизни и редставлена серия игр для активной двигательной деятельности...