Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» в рамках проведения методического объединения молодых воспитателей (2024 г.)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49
Г. Сатка
Мастер-класс
«Использование кинезиологических упражнений
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
в рамках проведения методического объединения
молодых воспитателей.
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной
категории
Вяткина С.П.
Цель: обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Кто из вас может сказать, на оптимизацию каких психических процессов направленно это упражнение? (концентрация внимания, повысить возможности произвольного внимания)
Какой орган в нашем организме отвечает за когнитивные способности? (мозг)
Всем известно, что мозг делиться на два полушария – левое и правое. Каждое полушарие, отвечает за определённый тип мышления. Левое полушарие отвечает за логику, аналитические способности к обработке информации, а правое за фантазию и творчество (творческое мышление)
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой.
Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Как заставить наш мозг работать лучше?
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг.
Уникальным и эффективным средством развития интеллектуального, творческого потенциала дошкольников является применение кинезиологических игр и упражнений, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия у детей.
Что же такое кинезиологическиу упражнения?
Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что служит залогом гармоничной работы полушарий головного мозга, и в дальнейшем поможет подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.
Упражнение «Ухо –нос»
Левой рукой нужно взять за кончик носа. А правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос. Хлопаем в ладоши, затем меняем положение рук.
Упражнение «Лезгинка»
Складываем левую руку в кулак, большой палей отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой руки.
Упражнения «Кулак, ребро, ладонь»
На плоскости стола выполняется три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
Эти упражнения позволяют повысить способность мозга ребёнка к интегрированной работе. Способствует развитию координации движений и ориентировки в пространстве. Под влиянием кинестетических импульсов от руки (пальцев) включается механизм «единства мысли и движения»
Целью кинезиологических упражнений – является повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, развитие мышления, воображения, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи кинезиологических упражнений заключаются в следующем:
- Оптимизация деятельности мозга.
- Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
- Восстановление работоспособности и продуктивности.
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
5 педагогов садятся за столы для выполнения упражнений с предметами и карточками с заданиями.
Упражнение «Комканье платка»
Взять небольшой носовой платок за уголок и целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Тоже самое повторить другой рукой. Затем двумя руками одновременно.
У меня живёт проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Упражнение «Счётные палочки»
Счётные палочки (4 штуки) раскладываются на столе. Берём палочки подушечками одноимённых пальцев от указательных к мизинцам (пара пальцев берут одну палочку). На каждую строчку по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдёте вряд ли.
Клювом меряться пришли
Аисты и журавли.
«Собери колечки» (используется карточка)
Указательным пальцем левой руки ведём по полю, правой рукой собираем колечки заданного цвета (большой палец замыкаем в колечко с другим пальцем).
Здесь работает зрительно –моторная координация, пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма.
Так же кинезиологические упражнения можно проводить с использованием рисования на бумаге, прозрачном мольберте или песке.
Такие упражнения позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно-моторную координацию, а так же расширить взаимосвязи и баланс между правым и левым полушарием.
Упражнение «Квадрат-треугольник» (рисование на песке). Дети рисуют пальцем правой руки треугольник, а пальцем левой квадрат.
Упражнение «Волнистые дорожки» (прозрачный мольберт). Дети одновременно двумя руками фломастерами разного цвета обводят картинку.
Синхронное рисование (зеркальное рисование) - это готовые задания на бумаге, которые так же выполняются двумя руками карандашами или фломастером.
Кинезиологические упражнения можно использовать:
- как часть развивающих занятий по специально разработанным комплексам;
- как часть динамических пауз, утренней гимнастики и гимнастики после сна;
- как разминка перед групповыми, индивидуальными занятиями
настраивающее детский организм на плодотворную работу.
В какие занятия целесообразно включать кинезиологические упражнения?
Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей, закрепить уже имеющиеся знания. А так же разнообразить досуг дошкольников.
Для получения эффективных результатов при использовании кинезиологических упражнений, необходимо учитывать и соблюдать определенные условия:
- упражнения необходимо проводить ежедневно;
- упражнения проводятся утром (в крайнем случае в первой половине дня);
- продолжительность упражнений 10 – 20 минут; (Продолжительность зависит от возраста детей)
-упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет.
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам (длительность упражнений по одному комплексу составляет две недели);
- сложность упражнений увеличивается постепенно (выполнять упражнение сначала одной рукой, потом другой и двумя одновременно).
Таким образом, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение пр...
Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать...
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...
Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...