Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» в рамках проведения методического объединения молодых воспитателей (2024 г.)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Вяткина Светлана Петровна

Обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49

Г. Сатка

Мастер-класс

«Использование кинезиологических упражнений

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

в рамках проведения методического объединения

молодых воспитателей.

Подготовила:

                                                               воспитатель высшей квалификационной

                                                                                                                   категории

                                     

                                                                                                           Вяткина С.П.

Цель: обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ

Добрый день, уважаемые коллеги!

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Развитие творческих способностей у детей

Кто из вас может сказать, на оптимизацию каких психических процессов направленно это упражнение?  (концентрация внимания, повысить возможности произвольного внимания)

Какой орган  в нашем организме отвечает за когнитивные способности? (мозг)

Всем известно, что мозг делиться на два полушария – левое и правое. Каждое полушарие, отвечает за определённый тип мышления. Левое полушарие отвечает за логику, аналитические способности к обработке информации, а правое за фантазию и творчество (творческое мышление)

Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой.

Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Как заставить наш мозг работать лучше?

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг.

Уникальным и эффективным средством развития интеллектуального, творческого потенциала дошкольников является применение кинезиологических игр и упражнений, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия у детей.

Что же такое кинезиологическиу упражнения?

Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что служит залогом гармоничной работы полушарий головного мозга, и в дальнейшем поможет подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение «Ухо –нос» 

Левой рукой нужно взять за кончик носа. А правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос. Хлопаем в ладоши, затем меняем положение рук.

Упражнение «Лезгинка»

Складываем левую руку в кулак, большой палей отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой руки.

Упражнения «Кулак, ребро, ладонь»

На плоскости стола выполняется три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Эти упражнения позволяют повысить способность мозга ребёнка к интегрированной работе. Способствует развитию координации движений и ориентировки в пространстве. Под влиянием кинестетических импульсов от руки (пальцев) включается механизм «единства мысли и движения»

Целью кинезиологических упражнений – является повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, развитие мышления, воображения, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи кинезиологических упражнений заключаются в следующем:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

 5 педагогов садятся за столы для выполнения упражнений с предметами и карточками с заданиями.

Упражнение «Комканье платка»

Взять небольшой носовой платок за уголок и целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Тоже самое повторить другой рукой. Затем двумя руками одновременно.

У меня живёт проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Упражнение «Счётные палочки»

Счётные палочки (4 штуки) раскладываются на столе. Берём палочки подушечками одноимённых пальцев от указательных к мизинцам (пара пальцев берут одну палочку). На каждую строчку по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней найдёте вряд ли.

Клювом меряться пришли

Аисты и журавли.

«Собери колечки» (используется карточка)

Указательным пальцем левой руки ведём по полю, правой рукой собираем колечки заданного цвета (большой палец замыкаем в колечко с другим пальцем).

Здесь работает зрительно –моторная координация, пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма.

Так же кинезиологические  упражнения  можно проводить с использованием  рисования на  бумаге, прозрачном мольберте или песке.

Такие упражнения позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно-моторную координацию, а так же расширить взаимосвязи и баланс между правым и левым полушарием.

Упражнение «Квадрат-треугольник» (рисование на песке).  Дети рисуют пальцем правой руки треугольник, а пальцем левой квадрат.

Упражнение «Волнистые дорожки» (прозрачный мольберт). Дети одновременно двумя руками фломастерами разного цвета обводят картинку.

Синхронное рисование (зеркальное рисование) -  это готовые задания на бумаге, которые так же выполняются двумя руками карандашами или фломастером.

Кинезиологические упражнения  можно  использовать:

  • как часть развивающих занятий по специально разработанным комплексам;
  • как часть динамических пауз, утренней гимнастики и гимнастики после сна;
  • как разминка перед групповыми, индивидуальными  занятиями

 настраивающее детский организм на плодотворную работу.  

В какие занятия целесообразно включать кинезиологические упражнения?

Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей, закрепить уже имеющиеся знания. А так же разнообразить досуг дошкольников.

Для получения эффективных результатов при использовании кинезиологических упражнений, необходимо учитывать и соблюдать определенные условия:

- упражнения необходимо проводить ежедневно;

- упражнения проводятся утром (в крайнем случае в первой половине дня);

- продолжительность упражнений 10 – 20 минут; (Продолжительность  зависит от возраста детей)

-упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

- упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет.

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам (длительность упражнений по одному комплексу составляет две недели);

- сложность упражнений увеличивается постепенно  (выполнять упражнение сначала одной рукой, потом другой и двумя одновременно).

Таким образом, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

  В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...