Эффективные практики коррекции нарушений поведения у детей дошкольного возраста с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Некрасова Ольга Александровна

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) – это особая категория детей, нуждающихся в постоянном коррекционном воздействии через все сферы жизни ребенка.

Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию.

Важным аспектом и одновременно предпосылкой социального взаимодействия является нарушенная при аутизме способность понимать мотивы поведения, причины поступков и действий других людей, способность предвосхищать, предугадывать их действия и поведение, предполагать их возможные последствия и результаты. Без таких возможностей другой человек становится для ребёнка с аутизмом непредсказуемым, взаимодействие с ним может невольно индуцировать защитные реакции (включая страхи, агрессию, стереотипные формы поведения и т.д.), что часто становится причиной тех или иных форм проблемного поведения и социальной дезадаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные практики коррекции нарушений поведения у детей дошкольного возраста с РАС

Учитель-дефектолог: Некрасова О.А.

anomoliaolga@yandex.ru

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) – это особая категория детей, нуждающихся в постоянном коррекционном воздействии через все сферы жизни ребенка.

Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию.

Важным аспектом и одновременно предпосылкой социального взаимодействия является нарушенная при аутизме способность понимать мотивы поведения, причины поступков и действий других людей, способность предвосхищать, предугадывать их действия и поведение, предполагать их возможные последствия и результаты. Без таких возможностей другой человек становится для ребёнка с аутизмом непредсказуемым, взаимодействие с ним может невольно индуцировать защитные реакции (включая страхи, агрессию, стереотипные формы поведения и т.д.), что часто становится причиной тех или иных форм проблемного поведения и социальной дезадаптации.

Наиболее распространенными видами проблемного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать:

• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• Самостимуляция;
• Падение на пол;
• Побег от взрослых;
• Стремление забираться на высокую мебель;
• Крики, ругательства, шум и т.д.;
• Плач;
• Истерики;
• Разрушительное поведение;
• Укусы, толчки, драчливость;
• Самоагрессия.

Предполагается, что любое поведение, в том числе и проблемное, выполняет определённую функцию, через поведенческий акт ребенок осознанно или неосознанно сообщает о какой-то потребности, каком-то своём состоянии, об отношении к ситуации.Задача педагога научиться различать, что именно хочет ребенок, и научить его общаться без проявления проблемного поведения.

Существует всего 4 основные функции поведения:

  • Доступ к желаемому предмету или действию.

Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.

  • Привлечение внимания (взрослого, сверстников).

Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывает и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих, и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.

  • Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий.

То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.

  • Получение сенсорной стимуляции

Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.

В связи с вышесказанным считаю, что одним из возможных путей решения  является создание условий специальной поддержки, гарантирующие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и сохраняющих его психологическую безопасность.

Для организации образовательной среды в рамках структурированного подхода в обучении детей с РАС необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания. В связи с этим эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки информации, механической памяти и специальных интересов.

Таким средством являются визуальные поддержки.

На слайде Виды визуальной поддержки, используемые в группе:

Разграничение пространства. Группа разделена на зоны - для игры, для занятий, для спокойного отдыха.

Доска «Сначала-Потом». Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное, обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов.

Визуальное расписание. В группе у детей есть визуальное расписание и инструкции. День начинается с того, что дети вместе с учителем-дефектологом и воспитателем выстраивают расписание на день. В нашей группе для выполнения ежедневных ритуалов висят различные схемы последовательности действий, например, как мыть руки, как переодеться. Такие подсказки помогают ребенку выполнить действие самому. Такое визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.

Правила. Визуальные правила — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать, например, если ему нужно подождать. В нашей группе висят правила в виде картинок, которые сообщают ребенку, что можно делать, а что нельзя делать в определенной ситуации.

Таким образом, разные виды визуальной поддержки могут облегчить коммуникацию с ребенком с РАС и помогут позитивно справляться с различными негативными поведенческими реакциями.

Следующим средством из возможных путей решения проблемы, озвученной выше, является включение элементов сенсорной интеграции в игровую деятельность детей с ОВЗ.

Есть у нас в группе «волшебные  пособия»:

Например, Яйцо Совы — мечта любого ребёнка и эффективный инструмент сенсорной интеграции! Это шарообразный мягкий мешок, в который можно полностью залезть и почувствовать себя в безопасности как в тёплом и уютном домике. Можно позволить себе многое, например, ходить колесом!

Нами отмечается, что находясь "в яйце", ребёнок сосредоточен на своих ощущениях и чувствует себя в нем защищённым, поэтому появляется возможность дотрагиваться до него. Более того, в эти моменты ребёнок сам ждёт прикосновений и требует повторения одной и той же игры. Если в обычной ситуации ребёнок не допускает таких движений, как кувырки и перекаты, то с помощью Яйца Совы, они становятся возможными. И вдруг реализуется то, о чем даже и мечтать не приходилось: создаётся телесный контакт - ведь ребёнок находится в домике, в так называемом коконе, а значит, в безопасности! Именно в этом кроется причина, по которой малыш позволяет дотрагиваться до него, гладить и похлопывать его, а также катать по полу.

Яйцо Совы использую по-разному. Например, взявшись за руки, кружить или качать, можно легонько подбрасывать ребёнка. Подвесив Яйцо Совы с помощью дополнительных веревок и карабинов к потолку, оно легко превращается в качели. При этом Яйцо Совы справится с поставленными задачами гораздо лучше качели, ведь из Яйца, выпасть намного сложнее.

Ещё одна волшебная вещь в нашем арсенале – это Соволет.

Соволѐт— это специальный подвесной снаряд – гамак из эластичного материала для игр и занятий по методу сенсорной интеграции.

Забираясь в него, ребёнок чувствует себя примерно так, как когда-то чувствовал себя в животике у мамы, плавая в околоплодных водах. Ощущение невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надёжных «объятиях» гамака.

Соволет предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом мыслимом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребёнка. Но это ещё не все. Соволет замечателен тем, что весь вес малыша преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление даёт богатую «пищу» проприоцептивной системе ребёнка, способствует формированию так называемой «схемы тела». – Картинки в нашей голове, которая показывает, где в данный момент находятся наши руки-ноги, и чем они сейчас заняты. А точная схема тела – это ведь не только моторная ловкость, это ещё и залог будущих успехов в учебе! Ну, и, наконец, Соволет – это просто потрясающе весело))

В нашем арсенале имеется утяжеленное одеяло. Все замечали, что под большим тяжелым одеялом засыпать намного приятнее, чем под тонким и легким покрывалом. Так устроен наш организм, что небольшое давление на тело дарит чувство спокойствия. Как работает утяжеленное одеяло для сенсорной интеграции. Оно представляет собой покрывало определенного размера, на котором расположены многочисленные кармашки на молнии. Их заполняют специальными шариками Совы или гречневой лузгой, корректируя вес изделия. Вы можете выбрать одеяла с фиксированным или регулируемым весом.

Оно показано в следующих случаях:

  • при реабилитации детей с РАС;
  • для улучшения сна особенных малышей.

Утяжеленное одеяло направлено на то, чтобы вызвать эффект защитного одеяла, усиливая ощущение того, что вас держат, гладят, обнимают или сжимают.  Оно помогает детям с расстройством сенсорной обработки (испытывают трудности с обработкой сенсорной информации - текстуры, звуки, запахи, вкусы, яркость, движение) чувствовать себя спокойнее и расслабленнее. 

Использование нами специального оборудования в игровой деятельности с детьми с ОВЗ, позволяет преодолеть трудности, связанные с организацией жизни ребёнка. А именно:

  1. Привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удаётся.
  2. Улучшить осознание своего тела в пространстве, мышечный тонус, двигательную координацию, концентрацию внимания ребенка.
  3. Снизить уровень двигательного беспокойства.
  4. Значительно улучшить эмоциональный фон.  

Для возникновения коммуникативного действия должно существовать мотивационное условие. Поэтому важно  определить потенциальные стимулы (то, что ребенок любит, хочет и будет готов просить). 

Для этого незаменимым помощником дефектолога являются сенсорные коробочки.

Они используется:

- для определения мотивационных стимулов и поощрения. Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не имеет мотивации ко многим видам деятельности, у него нет понимания необходимости вещей, нет к ним интереса. Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений. Даже при менее функциональном аутизме можно выявить некие пристрастия и предпочтения. Таким образом, можно выявить эффективные стимулы. Зачастую ребенок с РАС больше всего интересуется различными фактурами, которые интересно рассматривать и ощупывать. Это могут быть различные тактильные игрушки, которые, помимо поощрения, будут способствовать формированию определенных навыков.

- в управлении нежелательным поведением.  

В случае, когда ребенок начинает терять самообладание и контроль из-за раздражителей или перегрузок, то сенсорная коробочка предоставляет возможность использовать сенсорный подход, чтобы помочь ему справиться с возбуждением или нежелательным поведением. Содержимое сенсорной коробки для каждого ребенка подбирается, исходя из его индивидуальных сенсорных потребностей.

Таким образом, применяя специальное оборудование, адаптируя его и учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, мы обеспечиваем психолого-педагогическую безопасность наших детей. Что в свою очередь позволяет создать эмоционально-положительный настрой и коммуникативное взаимодействие, в ходе которого решается ряд таких задач как:

- Переживание приятных эмоций.

- Возникновение эмоционального контакта со взрослым.

- Получение ребенком новой сенсорной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

Мультимедийные презентации – как эффективное средство коррекции словаря признаков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Статья опубликована в сборнике VIII Международная научно-практическая конференция " Инновационная деятельность в дошкольном образовании"Сборник научно-методических статей // Под общей р...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Методы и приемы коррекций нарушения поведения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека,которые он "понесет" по своему жизненному пути...

Практикум для педагогов "Эффективные практики формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате с...