Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике по теме

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы (стратегии и тактики)  коррекции агрессивного поведения у детей.

Коррекция агрессивности  - это гибкое чередование и комбинирование стратегий, т.е. методов, и тактик, т.е приемов, поведения взрослого в зависимости оттеняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения)

Под стратегиями понимаются наиболее общие и эффективные методы влияния взрослого на  агрессивное поведение ребенка. Это медикаментозные и немедикаментозные средства: методы речевого воздействия, психотерапии, игротерапии, арттерапии и др. Они могут использоваться как последовательно, так и одновременно.

Тактика коррекции – это игровые задачи – приемы, длящиеся от 2 -3 до 10 – 15 минут и более, которые вводит взрослый в особое или нарушенное  поведение ребенка. Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения. Их  можно сгруппировать по стратегиям. Какая-нибудь одна игровая задача может реализовать две или три стратегии.

1 Стратегий на стимуляцию гуманных чувств.

  • Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.

           («Миша, неужели тебе не жалко других детей?»)

  • Учите их не сваливать свою вину на других.

       («Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».)

  • Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

(«Миша, неужели тебе не жалко других  детей»,  «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя  никто не пожалеет»)

2. Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого

  • Отличается от  стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

(« Ты сейчас чувствуешь себя победителям?»,  «Кому  сейчас плохо, как ты думаешь?»)

3. Стратегия на  осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния

  • Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать собственное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
  • Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
  • Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их  собственных эмоциональных состояний.
  • Чаще спрашивайте у них  о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
  • Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
  • Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

Ты стукнул Веру потому, что …, а еще почему?». «Как ты думаешь, почему Игорь тебе обидел? А еще почему?». « Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?»)

4.Стратегия на отреагирование агрессивного поведения

  • Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас»
  • Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
  • Стремитесь, используя чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ»

(Через предметно – практические игровые действия. Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»

 Маша нагрубила взрослому. Взрослый, находясь в поле ее внимания, обращается к кукле Кате: «Катюша, мне Маша грубо отвечает. Мне это неприятно. Что мне делать? Может быть, у Маши спросим? А если Маша не ответит, может, ребята подскажут?»)

5.Стратегия на моделирование через провакацию и преодоление  состояния

  • Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка - агрессора и нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении эти состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

(Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за не отвечайте», и тоже не обидно!»)

6.  Стратегия на  положительное подкрепление, похвалу

  • Это стремление взрослого увеличить частоту ситуативно – личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
  • Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
  • Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.

(Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!». Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый походит к ребенку с куклой Катей и, наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.)

7.  Стратегия на игнорирование

  • Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям  агрессии или неуверенности и поведении детей.

(Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас»)

8. Стратегия на стимуляцию удивления

  • Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения или иное состояние.

(« Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?!». Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит. Ребенок ударил кого – то, взрослый подходит к нему и спокойным или строгим голосом, рассматривая его кулак, говорит: «Эй, кулак, ты зачем бьешь других?»)

9. Стратегия на установление телесного контакта

  • Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно – практической игровой деятельности.

(Ребенок ударил кого – то, авзрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся»  или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой.  Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Сказкотерапия позволяет ...

Методы снятия агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особеннос...

Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка....