Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике по теме
Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей.
Коррекция агрессивности - это гибкое чередование и комбинирование стратегий, т.е. методов, и тактик, т.е приемов, поведения взрослого в зависимости оттеняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения)
Под стратегиями понимаются наиболее общие и эффективные методы влияния взрослого на агрессивное поведение ребенка. Это медикаментозные и немедикаментозные средства: методы речевого воздействия, психотерапии, игротерапии, арттерапии и др. Они могут использоваться как последовательно, так и одновременно.
Тактика коррекции – это игровые задачи – приемы, длящиеся от 2 -3 до 10 – 15 минут и более, которые вводит взрослый в особое или нарушенное поведение ребенка. Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения. Их можно сгруппировать по стратегиям. Какая-нибудь одна игровая задача может реализовать две или три стратегии.
1 Стратегий на стимуляцию гуманных чувств.
- Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.
(«Миша, неужели тебе не жалко других детей?»)
- Учите их не сваливать свою вину на других.
(«Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».)
- Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
(«Миша, неужели тебе не жалко других детей», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»)
2. Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого
- Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
(« Ты сейчас чувствуешь себя победителям?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»)
3. Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния
- Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать собственное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
- Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
- Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
- Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
- Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
- Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
(«Ты стукнул Веру потому, что …, а еще почему?». «Как ты думаешь, почему Игорь тебе обидел? А еще почему?». « Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?»)
4.Стратегия на отреагирование агрессивного поведения
- Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас»
- Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
- Стремитесь, используя чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ»
(Через предметно – практические игровые действия. Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»
Маша нагрубила взрослому. Взрослый, находясь в поле ее внимания, обращается к кукле Кате: «Катюша, мне Маша грубо отвечает. Мне это неприятно. Что мне делать? Может быть, у Маши спросим? А если Маша не ответит, может, ребята подскажут?»)
5.Стратегия на моделирование через провакацию и преодоление состояния
- Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка - агрессора и нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении эти состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.
(Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за не отвечайте», и тоже не обидно!»)
6. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу
- Это стремление взрослого увеличить частоту ситуативно – личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
- Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
- Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.
(Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!». Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый походит к ребенку с куклой Катей и, наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.)
7. Стратегия на игнорирование
- Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности и поведении детей.
(Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас»)
8. Стратегия на стимуляцию удивления
- Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения или иное состояние.
(« Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?!». Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит. Ребенок ударил кого – то, взрослый подходит к нему и спокойным или строгим голосом, рассматривая его кулак, говорит: «Эй, кулак, ты зачем бьешь других?»)
9. Стратегия на установление телесного контакта
- Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно – практической игровой деятельности.
(Ребенок ударил кого – то, авзрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся» или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...
Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...
песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой. Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Сказкотерапия позволяет ...
Методы снятия агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особеннос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок. Рекомендации педагога-психолога"...
Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка....