РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС.
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС.
Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, происходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, несмотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.
Задача работы с родителями - сформировать у ребенка с РАС жизненно необходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других общественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родителей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Конечным результатом работы с родителями является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов.
Цель работы с родителями - повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.
Основные задачи работы с родителями:
- Получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка.
- Формирование адекватных детско-родительских отношений.
- Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.
- Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.
- Психологическая поддержка.
При рассмотрении процессов, происходящих с семьей, имеющей ребенка с особенностями развития, можно выделить несколько аспектов: проблемы адаптации к ситуации болезни ребенка, детско-родительские отношения, взаимодействие родителей и специалистов.
Индивидуальное и групповое консультирование
Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:
- особенностей развития детей с РАС;
- коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;
- о способах взаимодействия с ребенком;
- о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;
- о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;
- эффективных технологий оказания помощи детям с РАС;
- информирования о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ.
Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, об участии специалистов сопровождения, возможностях ребенка в освоении АООП НОО, о трудностях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процессе его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.
Задача специалистов школьной службы сопровождения - максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.
В процессе консультирования/информирования повышается родительская компетентность.
Главным результатом работы с родителями должна стать возможность переноса усваиваемых ребенком навыков в условия повседневной жизни, что будет способствовать адаптации и социализации ребенка.
Хорошие отношения специалистов и родителей являются существенным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями специалисты имели понимание, время и умения, необходимые для работы в партнерстве. Изучение реакций родителей на заболевание ребенка, их способы адаптации к длительному стрессу, нахождение факторов, влияющих на переживания родителей, будет способствовать построению адекватного и продуктивного контакта между семьей и специалистом, что позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Понимание индивидуальных особенностей взаимоотношений родителей и ребенка позволяет специалисту, с одной стороны, корректировать дезадаптирующие ребенка неэффективные способы взаимодействия в семье, а с другой стороны, - найти сильные ресурсные зоны семьи, на которые можно опереться в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»
Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...
"Современные педагогические подходы организации работы с родителями обучающихся с ОВЗ"
quot;Современные педагогические подходы организации работы с родителями обучающихся с ОВЗ"...
План работы с родителями обучающихся в кружках по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Превращалки из папье-маше» на 2022-2023 учебный год
План работы с родителями обучающихся в кружках по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Превращалки из папье-маше»на 2022-2023 учебный год Цель: создать в груп...
Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ
Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ “Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился по...
Организация работы с родителями обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Работая с родителями ребенка с РАС, необходимо понимать процессы, происходящие с ними, уважать этих людей и помогать им почувствовать гордость за то, что они делают в этой трудной ситуации....
Клубная работа с родителями обучающихся с РАС.
Клубная работа с родителями обучающихся с РАС.Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей, имеющих РАС, является «Родительский клуб». Клубная работа предусматривает встр...
Планы работы с родителями обучающихся
Планы работы с родителями обучающихся...