отчет по теме самообразования «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
отчет по теме самообразования «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
за 2023-2024 год
Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
Цель моей работы - развитие эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Были поставлены следующие задачи:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
- Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
- Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Методы и приемы:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, природный и др. материал), элементы экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение стихов, загадок.
4. Наглядные методы.
5. Релаксация.
6.Сказкотерапия.
В начале учебного года дети вели себя обособленно, играли почти каждый индивидуально. Некоторые дети с трудом шли на контакт не только с воспитателем, но и с детьми, были застенчивы. К концу учебного года у детей стали преобладать партнерские взаимоотношения и совместная деятельность. Конфликты между детьми, если и возникали, то быстро и продуктивно разрешались
Перед тем как приступить к работе я проанализировала творчество известных педагогов, работающих в данной сфере. Больший интерес у меня вызвала книга Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» (Издательство: Детство-пресс, 2004.)
В издании раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги для меня состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.
Большую помощь мне также оказала книга «Песочная терапия»
Э.Э. Большебратской (Петропавловск, 2010 г.)
Материал данного пособия помогает мне в увлекательной форме организовывать занятия, что способствует развитию у детей познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия), а также интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Игры с песком:
- стимулируют речевую активность; - развивают все стороны речи (фонетику, грамматический строй, лексику, связную речь);
- развивают психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и мелкую моторику;
- способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала;
- песок поглощает отрицательную энергию, что актуально в работе с особыми детьми.
Песочную игротерапию использую как часть индивидуального или подгруппового занятия. На базе песочницы провожу работу по закреплению, расширению и активизации словаря. При изучении лексических тем использую сюжеты игр, например: «Транспорт», «Животные Севера», «Дикие животные» и т.д.
С песком мы не только играем, но и рисуем на нем. При рисовании песочной картинки отрабатывается умение строить как простые, так и сложные предложения (художественные способности не важны, если что – то не получается, ребенок стирает и рисует снова).
Игры «Дорисуй и составь предложение», «Нарисуй и расскажи». Ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью. Очень нравятся детям игры «Секрет», «Что под песком?», «Мой клад». Картинка или игрушка засыпается тонким слоем песка, сдувая песок (через соломинку), ребенок открывает изображение и рассказывает: что или кто это? какой величины? формы? цвета? и т.д. Или ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идет речь, откапывает его в песке.
Проигрывание (драматизация) литературных произведений с последующим их пересказом детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя» и др., авторские сказки, например сказка В. Сутеева «Мышонок и Карандаш».
Таким образом, использование песочницы в логопедической практике позволяет значительно улучшить качество речи у слабовидящих дошкольников и дает комплексный образовательно – коррекционно — терапевтический эффект.
Взаимодействие с родителями:
В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает не понимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений. С учётом этих данных я строю свою работу по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми с помощью инновационной технологии «Песочная терапия».
Мною проведены:
- Консультация для родителей «Что такое песочная терапия?»
Цель: Знакомство родителей с элементами песочной терапии.
- Консультация для родителей «Песок в жизни ребенка». Цель: Предоставление родителям педагогической информации по теме.
- Индивидуальные беседы посещение родителями занятий кружка.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: дети чувствуют себя более успешными, раскрепощенными, повысилась самооценка и вера в свои силы; у детей расширились свои знания об эмоциях, научились понимать эмоциональное состояние других людей; получен опыт эффективного общения со сверстниками; на занятиях весело, нет скуки и монотонности; снимается напряжение, и развивается мелкая моторика рук и развиваются тактильные ощущения. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
Итоги работы и их практическая значимость.
Реализуя аналитическое направление на занятиях с элементами «Песочной терапии», я считаю, что мною решены поставленные задачи.
Игры в песок позитивно повлияли на эмоциональное самочувствие детей: снизились стрессовые состояния, нервно-психическое напряжение. У малышей возникло множество положительных эмоций. Песочные игры позволили получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети научились слушать и слышать другого.
Игры с песком позволили сформировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления. Песочница дала дополнительные возможности для развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
Я планирую в дальнейшем, использовать элементы Песочной терапии не только на специальных занятиях, но и в развлечения, и конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости элементов Песочной терапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/25/picture-20748.jpg)
Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-213950-1362417627.jpg)
«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-915899-1492006940.jpg)
Самообразование «Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей старшей группы ТНР».
Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности при использование метода песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год
План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»на 2022-2023 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829262-1476209447.jpg)
Доклад на РМО тема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 30.10.2023
Доклад на РМОТема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...
Брошюра песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Брошюра песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста...