Развитие зрительной памяти у детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике

Москвитина Юлия Евгеньевна

Развитие зрительной памяти у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_razvitie_zritelnoy_pamyati_u_detey_s_zpr.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие зрительной памяти

у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития      

   

    С детства необходимо заниматься с ребенком, делая упор на развитие

его психических процессов: память, внимание, мышление, воображение и

восприятие.

     Память – один из основных психических процессов. Без достаточного

уровня развития памяти невозможно успешное обучение.

Одним из ведущих видов памяти в дошкольном возрасте у детей с

задержанным темпом развития является зрительная.

      Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение

полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей,

ориентируемся на местности и распознаем предметы. Развитие зрительной

памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста поможет улучшить уровень

обучения.

        Рекомендации родителям по развитию зрительной памяти:

1. Рассматривайте со своим ребенком различные иллюстрации,

картинки. Дайте ребенку время для запоминания увиденного. Попросите

воспроизвести иллюстрацию по памяти (рисование и обсуждение).

2. Расположите счётные палочки (кубики, конструктор) в любой

последовательности, в течение 2-3 минут пусть ребёнок запомнит

последовательность расположения счётных палочек (кубиков, конструктора),

затем воспроизведет по памяти точно такой же узор.

3. Во время прогулок с ребёнком запоминайте всё, что встречается вам

на пути (мимо каких зданий прошли, какого они цвета, сколько этажей,

сколько дверей, окон; какие цветы, деревья вы увидели; какие люди, животные

прошли мимо вас и т.д.). Затем дома вспомните всё то, что увидели во время

прогулки.

4. Предложите ребенку в течение одной минуты запомнить любую

игрушку или какой-то предмет, спрячьте его, затем ребенок должен по памяти

назвать все характеристики этой игрушки (предмета).

5. «Пиктограммы». Предложите ребенку нарисовать пиктограммы к

разным словосочетаниям или предложениям. Например, «Ты должен мыть

руки перед едой» – изобразить в виде круга, в котором нарисована грязная

рука и т.п.

6. Перед ребенком – ряд из разных предметов (например, кубик, кукла,

ложка, книга, часы, мягкая игрушка, телефон, карандаш, коробка, конфета). В

течение минуты ребёнок запоминает последовательность расположения

предметов, затем закрывает глаза, и в это время 2-3 предмета меняют местами,

также можно вообще убрать какой-либо предмет из этого ряда. Ребёнок

угадывает, что изменилось и чего не хватает.

Картотека игр для развития зрительной памяти:

1. «Пряталки»

2. «Карлсон расшалился»

3. «Запоминай-ка»

4. «Повторяй-ка»

5. «Узор из пуговиц»

6. «День и ночь»

7. Упражнение «Геометрические фигуры»

8. «Какой игрушки не хватает?»

9. «Прогулка в картинках»

Подробно расписаны игры и упражнения в приложении.

Приложение

«Пряталки»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта.

Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых

стаканчиков любую мелкую игрушку или пуговичку и т. п. Секунд через 15

попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой. Сначала он будет поднимать

все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку,

сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот

стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.

Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под

перевернутые формочки.

Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек.

Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А

если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

«Карлсон расшалился»

Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти.

Материал: игрушки.

Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки.

Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и

запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это

Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться.

Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут,

меняя игрушки.

Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно

увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по

1-2 штуки сразу.

«Запоминай-ка»

Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.

Материал: предметные картинки.

Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок

(например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок

рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен

перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не

огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще

много раз. А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки?

Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы.

Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили

листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.

Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время,

используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.

Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок.

Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы – остальные. С

каждым днем он будет запоминать все лучше. Предложите ребенку каждую

картинку представить, закрыв глаза.

«Повторяй-ка»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

Материал: карандаш, бумага.

Как играем: нарисуйте простой узор, (например: волнистая линия,

ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д.) Ребенок должен рассматривать узор

в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует

точно такой же.

Закрепляем: меняйте узоры.

Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна

ломаная и т. д.

«Узор из пуговиц»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: пуговицы, счетные палочки.

Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку

время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги.

Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то

помогите ему. Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте

хвалить ребенка.

Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на

столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету.

Например, одна красная, одна синяя и т. д.

«День и ночь»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Материал: предметные картинки.

Как играем: на доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить

изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог

переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и

называют перевернутые картинки.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.

Как играем: время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После

демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести

фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на

карточке.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Как играем: поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем

попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку:

«Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить, увеличив количество

игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Игра

может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.

«Прогулка в картинках»

Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.

Как играем: во время прогулки на улице нужно обращать внимание

ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о

том, зачем все это нужно. По возвращении домой (в детский сад) попросите

ребенка нарисовать или найти те картинки со знаками, которые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...

Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться. Использование  игр, заданий будет полезным для разви...

Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"

Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...

"Развитие зрительной памяти у детей 3-4 лет"

В  дошкольном возрасте происходит качественное преобразование в памяти – переход от  непосредственного  к  опосредованному   запоминанию, в этот  период  ...

Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей.

Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей....

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...