Развитие зрительной памяти у детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике
Развитие зрительной памяти у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_razvitie_zritelnoy_pamyati_u_detey_s_zpr.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие зрительной памяти
у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
С детства необходимо заниматься с ребенком, делая упор на развитие
его психических процессов: память, внимание, мышление, воображение и
восприятие.
Память – один из основных психических процессов. Без достаточного
уровня развития памяти невозможно успешное обучение.
Одним из ведущих видов памяти в дошкольном возрасте у детей с
задержанным темпом развития является зрительная.
Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение
полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей,
ориентируемся на местности и распознаем предметы. Развитие зрительной
памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста поможет улучшить уровень
обучения.
Рекомендации родителям по развитию зрительной памяти:
1. Рассматривайте со своим ребенком различные иллюстрации,
картинки. Дайте ребенку время для запоминания увиденного. Попросите
воспроизвести иллюстрацию по памяти (рисование и обсуждение).
2. Расположите счётные палочки (кубики, конструктор) в любой
последовательности, в течение 2-3 минут пусть ребёнок запомнит
последовательность расположения счётных палочек (кубиков, конструктора),
затем воспроизведет по памяти точно такой же узор.
3. Во время прогулок с ребёнком запоминайте всё, что встречается вам
на пути (мимо каких зданий прошли, какого они цвета, сколько этажей,
сколько дверей, окон; какие цветы, деревья вы увидели; какие люди, животные
прошли мимо вас и т.д.). Затем дома вспомните всё то, что увидели во время
прогулки.
4. Предложите ребенку в течение одной минуты запомнить любую
игрушку или какой-то предмет, спрячьте его, затем ребенок должен по памяти
назвать все характеристики этой игрушки (предмета).
5. «Пиктограммы». Предложите ребенку нарисовать пиктограммы к
разным словосочетаниям или предложениям. Например, «Ты должен мыть
руки перед едой» – изобразить в виде круга, в котором нарисована грязная
рука и т.п.
6. Перед ребенком – ряд из разных предметов (например, кубик, кукла,
ложка, книга, часы, мягкая игрушка, телефон, карандаш, коробка, конфета). В
течение минуты ребёнок запоминает последовательность расположения
предметов, затем закрывает глаза, и в это время 2-3 предмета меняют местами,
также можно вообще убрать какой-либо предмет из этого ряда. Ребёнок
угадывает, что изменилось и чего не хватает.
Картотека игр для развития зрительной памяти:
1. «Пряталки»
2. «Карлсон расшалился»
3. «Запоминай-ка»
4. «Повторяй-ка»
5. «Узор из пуговиц»
6. «День и ночь»
7. Упражнение «Геометрические фигуры»
8. «Какой игрушки не хватает?»
9. «Прогулка в картинках»
Подробно расписаны игры и упражнения в приложении.
Приложение
«Пряталки»
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта.
Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых
стаканчиков любую мелкую игрушку или пуговичку и т. п. Секунд через 15
попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой. Сначала он будет поднимать
все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку,
сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот
стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.
Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под
перевернутые формочки.
Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек.
Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А
если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.
«Карлсон расшалился»
Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти.
Материал: игрушки.
Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки.
Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и
запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это
Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться.
Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.
Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут,
меняя игрушки.
Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно
увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по
1-2 штуки сразу.
«Запоминай-ка»
Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.
Материал: предметные картинки.
Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок
(например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок
рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен
перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не
огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще
много раз. А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки?
Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы.
Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили
листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.
Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время,
используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.
Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок.
Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы – остальные. С
каждым днем он будет запоминать все лучше. Предложите ребенку каждую
картинку представить, закрыв глаза.
«Повторяй-ка»
Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.
Материал: карандаш, бумага.
Как играем: нарисуйте простой узор, (например: волнистая линия,
ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д.) Ребенок должен рассматривать узор
в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует
точно такой же.
Закрепляем: меняйте узоры.
Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна
ломаная и т. д.
«Узор из пуговиц»
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: пуговицы, счетные палочки.
Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку
время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги.
Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то
помогите ему. Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте
хвалить ребенка.
Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на
столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету.
Например, одна красная, одна синяя и т. д.
«День и ночь»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материал: предметные картинки.
Как играем: на доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить
изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог
переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и
называют перевернутые картинки.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.
Как играем: время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После
демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести
фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на
карточке.
«Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Как играем: поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем
попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку:
«Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить, увеличив количество
игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Игра
может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
«Прогулка в картинках»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Как играем: во время прогулки на улице нужно обращать внимание
ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о
том, зачем все это нужно. По возвращении домой (в детский сад) попросите
ребенка нарисовать или найти те картинки со знаками, которые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...
Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться. Использование игр, заданий будет полезным для разви...
"Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей с ОНР"
Краткое описание опыта работы....
Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"
Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...
"Развитие зрительной памяти у детей 3-4 лет"
В дошкольном возрасте происходит качественное преобразование в памяти – переход от непосредственного к опосредованному запоминанию, в этот период ...
Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей.
Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей....
Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...