Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться. Использование  игр, заданий будет полезным для развития и формирования  памяти, а именно зрительной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Мубаракшина Ж.А.

Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться.  В дальнейшем, обучаясь в школе,  им придется очень многое заучивать наизусть,  запоминать.  Это будут не только буквы и цифры, а также слова, тексты, формулы, правила, схемы. Поэтому ребенок должен освоить приемы запоминания. [24;С.86]  Использование  игр, заданий будет полезным для развития и формирования  памяти, а именно зрительной, а также помогут сделать процесс запоминания произвольным, так как использование развивающих игр и упражнений  на занятиях способствуют развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению.

Подходы к решению проблем развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста отражены в работах З.М. Богуславской, З.М. Истоминой, Т. А. Симоновой, С.А. Смирнова, Е.О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и др. Однако следует отметить, что методики обучения и развития  произвольной зрительной памяти детей-дошкольников в данных исследованиях не рассматриваются. Отсюда возникают противоречия:

- между необходимостью использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти детей и неготовностью педагогов обеспечить условия организации дидактических игр, способствующих развитию произвольной зрительной памяти.

- между теоретическим знанием педагогов, о необходимости развития произвольной зрительной памяти детей и отсутствием соответствующих пособий.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

Объектом исследования выступает процесс  развития  произвольной зрительной  памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития произвольной зрительной  памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного исследования теоретически обосновать и практически доказать влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.    

Гипотеза исследования: в исследовании предполагается, что дидактические игры будут являться эффективным средством для развития произвольной зрительной  памяти у детей старшего дошкольного возраста если:

- подобрать серию дидактических игр направленных на развитие произвольной зрительной памяти адекватно возрасту детей;

-  будет организовано специальное обучение приемам запоминания в дидактических играх;

-  работа по развитию произвольной зрительной памяти посредством дидактических игр будет проводиться и как составная часть на занятиях, и в других режимных моментах.

Одной из форм развития произвольной памяти может стать дидактическая игра. Во-первых, ее основной целью является формирование средств и способов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, здесь сочетается специфика игры и обучения, что позволяет взрослому оказывать систематическое воздействие в косвенной форме, наиболее соответствующей возрастные особенностям дошкольников (Концепция дошкольного воспитания).

Целью нашей работы был подбор серии дидактических игр, направленных на развитие зрительной произвольной памяти, осознание цели запоминания и использования  приемов запоминания детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения полноты охвата развивающей игровой деятельности мы организовали две серии из 12 дидактических игр:

I серия – дидактических игр - простых по содержанию, включала специально организованное восприятие и обучение приемам запоминания, и припоминания  - 7 игр

II серия – дидактических игр направлена на использование и совершенствование приемов запоминания и припоминания -  5 игр.

Цель первой серии  игр: организация целенаправленного восприятия (пространственное расположение предметов, величина, цвет и.т.д.), обучение целенаправленному запоминанию и припоминанию. В данную серию вошли игры: « Что изменилось», «Кто здесь прячется?» «Теремок», «Рассеянный Антошка», «Переполох», «Я положил в мешок», «Найди такой же».  Анализ результатов предложен по каждой игре.

Вторая серия игр направлена на совершенствование и самостоятельное использование приемов запоминания и припоминания детьми в играх.

Были проведены и проанализированы следующие игры   «Запомни количество», «Магазин ковров», «Рисуем по памяти узоры», «Что потерялось?», «Спичечный узор».

Таким образом, нами была разработана и апробирована серия дидактических игр,   направленная  на формирование произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, работа по формированию произвольной зрительной памяти  дала положительный результат, подтверждающий  выдвинутую нами на начальном этапе гипотезу: что дидактическая игра влияет на развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, если их этому обучать и правильно подбирать серию игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.

В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...

Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"

Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти  для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"Разработала  воспитатель высшей квалификационной категории МБДО...

Консультация для родителей "Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал может быть полезен педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОО....

Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста...