Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме
Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться. Использование игр, заданий будет полезным для развития и формирования памяти, а именно зрительной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnoy_pamyati_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Мубаракшина Ж.А.
Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться. В дальнейшем, обучаясь в школе, им придется очень многое заучивать наизусть, запоминать. Это будут не только буквы и цифры, а также слова, тексты, формулы, правила, схемы. Поэтому ребенок должен освоить приемы запоминания. [24;С.86] Использование игр, заданий будет полезным для развития и формирования памяти, а именно зрительной, а также помогут сделать процесс запоминания произвольным, так как использование развивающих игр и упражнений на занятиях способствуют развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению.
Подходы к решению проблем развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста отражены в работах З.М. Богуславской, З.М. Истоминой, Т. А. Симоновой, С.А. Смирнова, Е.О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и др. Однако следует отметить, что методики обучения и развития произвольной зрительной памяти детей-дошкольников в данных исследованиях не рассматриваются. Отсюда возникают противоречия:
- между необходимостью использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти детей и неготовностью педагогов обеспечить условия организации дидактических игр, способствующих развитию произвольной зрительной памяти.
- между теоретическим знанием педагогов, о необходимости развития произвольной зрительной памяти детей и отсутствием соответствующих пособий.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.
Объектом исследования выступает процесс развития произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования теоретически обосновать и практически доказать влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в исследовании предполагается, что дидактические игры будут являться эффективным средством для развития произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста если:
- подобрать серию дидактических игр направленных на развитие произвольной зрительной памяти адекватно возрасту детей;
- будет организовано специальное обучение приемам запоминания в дидактических играх;
- работа по развитию произвольной зрительной памяти посредством дидактических игр будет проводиться и как составная часть на занятиях, и в других режимных моментах.
Одной из форм развития произвольной памяти может стать дидактическая игра. Во-первых, ее основной целью является формирование средств и способов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, здесь сочетается специфика игры и обучения, что позволяет взрослому оказывать систематическое воздействие в косвенной форме, наиболее соответствующей возрастные особенностям дошкольников (Концепция дошкольного воспитания).
Целью нашей работы был подбор серии дидактических игр, направленных на развитие зрительной произвольной памяти, осознание цели запоминания и использования приемов запоминания детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения полноты охвата развивающей игровой деятельности мы организовали две серии из 12 дидактических игр:
I серия – дидактических игр - простых по содержанию, включала специально организованное восприятие и обучение приемам запоминания, и припоминания - 7 игр
II серия – дидактических игр направлена на использование и совершенствование приемов запоминания и припоминания - 5 игр.
Цель первой серии игр: организация целенаправленного восприятия (пространственное расположение предметов, величина, цвет и.т.д.), обучение целенаправленному запоминанию и припоминанию. В данную серию вошли игры: « Что изменилось», «Кто здесь прячется?» «Теремок», «Рассеянный Антошка», «Переполох», «Я положил в мешок», «Найди такой же». Анализ результатов предложен по каждой игре.
Вторая серия игр направлена на совершенствование и самостоятельное использование приемов запоминания и припоминания детьми в играх.
Были проведены и проанализированы следующие игры «Запомни количество», «Магазин ковров», «Рисуем по памяти узоры», «Что потерялось?», «Спичечный узор».
Таким образом, нами была разработана и апробирована серия дидактических игр, направленная на формирование произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, работа по формированию произвольной зрительной памяти дала положительный результат, подтверждающий выдвинутую нами на начальном этапе гипотезу: что дидактическая игра влияет на развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, если их этому обучать и правильно подбирать серию игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.
В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...
Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"
Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДО...
Консультация для родителей "Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал может быть полезен педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОО....
Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста...