План-конспект организационно-образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР) «В поисках радуги»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
План-конспект организационно-образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ОВЗ "В поисках радуги"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №29
Пушкинского района Санкт-Петербурга
План-конспект организационно-образовательной деятельности
учителя-логопеда в подготовительной к школе группе
для детей с ТНР
«В поисках радуги»
Учитель – логопед
Роменская Татьяна Петровна
Санкт-Петербург
2024 г.
План-конспект организационно-образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР)
«В поисках радуги»
Цель: закрепить усвоенные детьми лексико-грамматические средства языка, актуализировать фонетический строй речи.
Задачи:
- Закрепление умения высказываться полным предложением.
- Закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме единственного числа
- Совершенствование навыка согласования существительных с числительными
- Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные
- Закрепить умение классифицировать предметы, выделять предмет отличный от других по определенным признакам, свойствам, качествам.
- Актуализация словаря словами-омонимами
- Закрепление навыка деления слов на слоги.
- Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, составления звуковых схем слова, узнавания букв.
Педагогические технологии:
- Педагогическая технология построения диалогического общения (совокупность психолого-педагогических методов, приемов, побуждения обучающихся к мысли, действию, высказыванию, решению)
- Здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности, организация динамической паузы, дыхательная гимнастика)
- Игровая технология: задания и упражнения выстроены в виде игр и игровых ситуаций.
- Полисенсорная технология: стимуляция и задействование двух и более анализаторов при выполнении заданий.
Оборудование: аудиозапись « Шум моря», воздушные шары, наклейки на окно «Ловец радуги», фишки для звукового анализа слов, цветные конверты , картинки гномиков, иллюстрация «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», предметные картинки для игры «Большой-маленький», изображения животных, дидактическая игра «Разложи вещи по полочкам», картинки «слова омонимы», «Слоговой паровозик», домики для составления слова из слогов ,предметные картинки для звукового анализа слова.
Содержание:
Вводная часть: организационный момент, погружение в проблемную ситуацию, мотивация. | |
Логопед | Ответы детей |
-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Скажите, вы любите сказки? А путешествовать вы любите? Отлично! Послушайте сказку. За морями-океанами есть волшебная страна «Радуга». Жители этой страны добрые гномики. Страна «Радуга» небольшая, она состоит из семи городов. Как вы думаете почему? Да! Города называются так же, как цвета в радуге, их всего семь. Каждый город хранитель одного цвета радуги. Когда гномики делали хорошие дела, говорили друг другу добрые слова – на небе всегда появлялась радуга! Но однажды гномики начали спорить, чей город лучше, какой цвет красивее. Радуга совсем перестала появляться на небе. Гномики стали грустными. Краски в городе потускнели. Страна Радуга становилась бесцветной. -Чтобы вернуть гномикам радугу, предлагаю отправиться в морское путешествие. В каждом городе для нас на приготовлено задание. За выполненное задание вы получите один цвет радуги. Из полученных цветов мы соберем радугу. В конце нашего путешествия вас ждет сюрприз. -Перед путешествием вспомним последовательность цветов в радуге. Какая фраза нам поможет вспомнить цвета радуги? (Логопед показывает картинку с радугой) Пора отправляться в путь! | -Да! -Да! -Потому что в радуге семь цветов. - « Каждый охотниц желает знать, где сидит фазан» - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» |
Основная часть: | |
Упражнение «Шум моря» ( развитие речевого дыхания) | |
Звучат звуки моря, дети сидят на ковре. -Послушайте звуки моря. Вы слышите, как оно шумит. Давайте повторим шум моря. Делаем тихий, мягкий вдох через нос, поднимаем руки вверх. А потом – выдыхаем воздух на звук «Ш» и опускаем руки. Дыхательное упражнение «Шум моря» | Дыхательное упражнение «Шум моря» |
Игра « Большой - маленький» (Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме единственного числа) | |
Звучат звуки моря, дети сидят на ковре. - Посмотрите, я вижу берег страны Радуга! В нашей стране все предметы большие, а в стране гномиков все предметы маленькие. -Ребята, сделайте бинокли из своих пальчиков. Скажите, что вы видите на берегу? Отвечать нужно так: «Я вижу маленький домик» (Показ картинок) | -Я вижу маленькое деревце -Я вижу маленький столик -Я вижу … |
Игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными) | |
-Вот мы и приплыли в страну Радуга. Какой первый цвет в радуге? Отправляемся в красный город. Андрей знает стихотворение о красном цвете. Посмотрите, нас встречает гномик! У него красный конверт с первым заданием! Первое задание: «Ребята, путь вам предстоит долгий. Предлагаю вам сходить в магазин и запастись едой. Чтобы одному человеку не нести много продуктов у каждого из вас будет свой список того, что потребуется в путешествии» (Дети получают карточки с изображением цифр, фрукта и овоща) - Отлично! Красный цвет радуги наш! -Ребята, в какой город мы отправимся дальше? | -Красный - Что за цвет такой прекрасный, А. Маркова -Я куплю 3 тыквы и 5 яблок - Я куплю 8 апельсинов и 2 баклажана -Я куплю 4 помидора и 6 огурцов -Я куплю -Я куплю -Я куплю -Я куплю -Я куплю -«Оранжевый» город. |
Игра «Чья голова, чей хвост» (Образование притяжательных прилагательных) | |
Мы попали в «Оранжевый» город. -Василиса расскажет стихотворение об оранжевом цвете. -Гномик приготовил для нас задание. Открываем конверт. Второе задание: Ребята, животные спрятались. Помогите найти всех животных. - Посмотрите, я вижу, кто-то спрятался за кустом. Чей это хвост? (Логопед показывает карточки с изображение животных) -Молодцы, ребята! Вы нашли всех животных! За это задание вы получаете второй цвет радуги. | -Оранжевой лисице Оранжевая тоже! -Это лисий хвост -Это оленьи рога -Это медвежья голова, медвежья спина, медвежий хвост и т.д. |
Игра « Четвертый лишний» (классификация предметов по существенному признаку) | |
-В какой город отправимся дальше? -Саша и Дамир расскажет стихотворение о желтом цвете. -Нас встречает желтый гномик. У него для нас третье задание. Открываем желтый конверт Задание: «Ребята помогите навести порядок в шкафах. Разложите предметы по полочкам, определите, что лишнее. Объясните, почему. -Вы отлично справились! У нас уже третий цвет радуги! -В какой город держим путь город? | Ю. Прокопьева На землю глядит, Жёлтый подсолнух За солнцем следит. -2 ребенок Жёлтые груши На ветках висят. Жёлтые листья С деревьев летят. -Дети выполняют задание. -«Зеленый» город! |
Игра «Бывает – не бывает» (Физминутка) | |
Дети выполняют разминку на ковре. -Посмотрите, нас уже ждет зеленый гномик. Маша и Руслан знают стихотворение о зеленом цвете радуги! Открываем зеленый конверт. Задание: «Ребята, хочу проверить, насколько вы внимательны. Послушайте предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх» -Бабочка плетёт паутину. На столе лежат карандаши. У мышки в лапках кошка. На клумбе растут ландыши. Заяц гонится за волком. Комар собирает мёд. Маша надела голову на шапку. Под ёлкой сидит ёжик. В чашке горячий чай. Пожар тушит пожарника. Ребята, вы отлично справились! Зелёный цвет радуги наш! Пора двигаться дальше! В какой город держим путь? | В. Косовицкий -1 ребенок Цвет зелёный у листочка, - «Голубой» город |
Игра «Найди себе пару» (Слова-омонимы, деление слов на слоги) | |
- Нас ждет следующее задание! Максим расскажет стихотворение о голубом цвете. - Открываем синий конверт. Задание: «Ребята, возьмите одну карточку. Найдите себе пару, какие слова у вас получились. Посчитайте, сколько в слове слогов. Разложите карточки по вагонам паровозика » - Ребята, какие слова у вас на карточках? -Посчитайте сколько слогов в слове. -Что нужно сделать, чтобы определить, сколько слогов в слове? А, еще какое правило вы знаете? - Разложите карточки по вагончикам. -Вы хорошо выполнили и это задание! Голубой цвет радуги у нас! Пора отправляться дальше! -В какой город нам нужно попасть? | - Летом небо над тобою Голубое-голубое! Колокольчики под ним Нарисуем голубым. -Ручка -Киви -Лисичка -Лук -Колокольчик
- «Прохлопать» слово. -Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. - В «Синий» город |
Игра «Собери слово» (Анализ и синтез слогов) | |
-Мы добрались до «Синего» города. Миша знает стихотворение о синем цвете. -Открываем синий конверт. Задание: «В нашем городе не достроили одну улица! Ребята, помогите достроить улицу». - Возьмите один домик. Найдите похожий домик. Соберите слово. Прочитайте. - Задание выполнено! Синий цвет наш! Ребята, в какой город отправимся? | -Я раскрашу синим море, В море синяя вода. Синим цветом нарисую В море синего кита. -Дети собирают слово из слогов. Читают слово. - Фиолетовый! |
Игра «Собери слово из звуков» (Фонематическое восприятие, звуковой анализ слова) | |
Скорее отправляемся в путь! Ира расскажет стихотворение о фиолетовом цвете. -Открываем фиолетовый конверт. Задание: «Ребята в нашем городе жители не понимают друг друга. Слова «рассыпались» на звуки. Помогите собрать слова. Чтобы слова больше не «рассыпались, обозначьте звуки нужным цветом» -Д-о-м, - А-к-у-л-а -У-ш-и -К-и-т -М-а-ш-и-н-а - Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! Вы собрали все цвета. Посмотрите, а что появилось на доске? (логопед показывает радугу из воздушных шаров) Ребята, у меня для вас есть сюрприз – «Ловец радуги». Мы приклеим наклейки на окно. Солнечным днём в нашей группе появится своя радуга. | -Фиолетового цвета Под окном фиалки летом. Фиолетовый кафтан носит овощ баклажан -Дети выполняют звуковой анализ слов. Выкладывают фишки. -Это радуга! |
III Подведение итогов. Организация окончания мероприятия. | |
Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии. Какое задание было самым сложным? | -ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР “В гости к Зимушке-Зиме”
Конспект занятия по теме “В гости к Зимушке-Зиме” с использованием следующих технологий:Технология обучения детей составлению сравненийМнемотехникаЗдоровье сберегающие технологии...
“Путешествие в сказочный лес” – конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР
“Путешествие в сказочный лес” – конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР с использованием следующих технологий:М...
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда старшей и подготовительной к школе группы для детей с ОНР в условиях внедрения ФГОС ДОУ на 2015- 2016
Коррекционно - развивающая работа с детьми в старшей и подготовительной группе ДОУ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».
Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...