План-конспект организационно-образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР) «В поисках радуги»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

План-конспект организационно-образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ОВЗ "В поисках радуги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №29

Пушкинского района Санкт-Петербурга

План-конспект организационно-образовательной деятельности

 учителя-логопеда в подготовительной к школе группе

для детей с ТНР

«В поисках радуги»

Учитель – логопед

Роменская Татьяна Петровна

 

Санкт-Петербург

2024 г.

План-конспект организационно-образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР)

«В поисках радуги»

Цель: закрепить усвоенные детьми лексико-грамматические средства языка, актуализировать фонетический строй речи.

Задачи:

  • Закрепление умения высказываться полным предложением.
  • Закрепление умения образовывать  существительные в уменьшительно-ласкательной форме единственного числа
  • Совершенствование навыка согласования существительных с числительными
  • Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные
  • Закрепить умение классифицировать предметы, выделять предмет отличный от других по определенным признакам, свойствам, качествам.
  • Актуализация словаря словами-омонимами
  • Закрепление навыка деления слов на слоги.
  • Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, составления звуковых схем слова, узнавания букв.

Педагогические технологии:

  • Педагогическая технология построения диалогического общения (совокупность психолого-педагогических методов, приемов, побуждения обучающихся к мысли, действию, высказыванию, решению)
  • Здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности, организация динамической паузы, дыхательная гимнастика)
  • Игровая технология: задания и упражнения выстроены в виде игр и игровых ситуаций.
  • Полисенсорная технология: стимуляция и задействование двух и более анализаторов при выполнении заданий.

Оборудование: аудиозапись « Шум моря», воздушные шары, наклейки на окно «Ловец радуги», фишки для звукового анализа слов, цветные конверты ,  картинки гномиков, иллюстрация  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», предметные картинки для игры «Большой-маленький», изображения животных, дидактическая игра «Разложи вещи по полочкам», картинки «слова омонимы»,  «Слоговой паровозик»,  домики для составления слова из слогов ,предметные картинки для звукового анализа слова.

Содержание:

Вводная часть: организационный момент, погружение в проблемную ситуацию, мотивация.

Логопед

Ответы детей

-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Скажите, вы любите сказки? А путешествовать вы любите? Отлично! Послушайте сказку. За морями-океанами есть волшебная страна «Радуга». Жители этой страны добрые гномики. Страна «Радуга»  небольшая,  она состоит из семи городов.

Как вы думаете почему?

Да! Города называются так же, как цвета  в радуге, их всего семь.

Каждый город хранитель одного цвета радуги. Когда гномики делали хорошие дела, говорили друг другу добрые слова – на небе всегда появлялась радуга! Но однажды гномики начали  спорить, чей город лучше, какой цвет красивее. Радуга  совсем перестала появляться  на  небе. Гномики стали грустными. Краски в городе потускнели. Страна Радуга становилась бесцветной.

-Чтобы вернуть гномикам радугу, предлагаю отправиться в морское путешествие. В каждом городе  для  нас на приготовлено  задание. За выполненное задание вы получите один  цвет радуги. Из полученных цветов мы соберем радугу.  В конце нашего путешествия вас ждет сюрприз.

-Перед путешествием вспомним последовательность цветов в радуге. Какая фраза нам поможет вспомнить цвета радуги?

 (Логопед показывает картинку  с радугой)

Пора отправляться в путь!

-Да!

-Да!

-Потому что в радуге семь цветов.

- « Каждый охотниц желает знать, где сидит фазан»

- «Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан»

Основная часть:

Упражнение «Шум моря»

( развитие речевого дыхания)

Звучат звуки моря, дети сидят на ковре.

-Послушайте звуки моря. Вы слышите, как оно шумит. Давайте повторим  шум моря.

Делаем тихий, мягкий вдох через нос, поднимаем руки вверх. А потом – выдыхаем воздух на звук «Ш» и опускаем руки.

Дыхательное упражнение «Шум моря»

Дыхательное упражнение «Шум моря»

Игра « Большой - маленький»        

(Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме единственного числа) 

 Звучат звуки моря, дети сидят на ковре.

- Посмотрите, я вижу берег страны Радуга! В нашей стране все предметы большие, а в стране гномиков все предметы маленькие.

-Ребята, сделайте бинокли из своих пальчиков. Скажите, что вы видите на берегу? Отвечать нужно так: «Я вижу маленький домик»

 (Показ картинок)

-Я вижу маленькое деревце

-Я вижу маленький столик

-Я вижу …

 Игра «Посчитай-ка»

(согласование числительных с существительными) 

-Вот мы и приплыли в страну Радуга.

Какой первый цвет в  радуге?

Отправляемся в красный город.

Андрей  знает стихотворение о красном цвете.

Посмотрите, нас встречает гномик! У него красный конверт с первым заданием!

Первое задание: 

«Ребята, путь вам  предстоит долгий. Предлагаю  вам сходить в магазин и запастись едой.

Чтобы одному человеку не нести много продуктов у каждого из вас будет свой список того, что потребуется в путешествии»

(Дети получают карточки с изображением цифр, фрукта и овоща)

- Отлично!  Красный цвет радуги наш!

-Ребята, в какой город мы отправимся дальше?

-Красный

- Что за цвет такой прекрасный,
Светит ярким огоньком?
Угадали: это — красный!
Всем ребятам он знаком.

 А. Маркова

-Я куплю 3 тыквы и 5 яблок

- Я куплю 8 апельсинов и 2 баклажана

-Я куплю  4 помидора и 6 огурцов

-Я куплю

-Я куплю

-Я куплю

-Я куплю

-Я куплю

-«Оранжевый» город.

Игра «Чья голова, чей хвост»    

(Образование притяжательных прилагательных)

Мы попали  в «Оранжевый» город.

-Василиса расскажет  стихотворение  об оранжевом цвете.

-Гномик приготовил для нас задание.

Открываем конверт.

Второе задание:

 Ребята, животные спрятались.

Помогите найти всех  животных.

- Посмотрите, я вижу,  кто-то спрятался за кустом. Чей это хвост?

(Логопед показывает карточки с изображение животных)

-Молодцы, ребята! Вы нашли всех животных! За это задание вы получаете второй цвет радуги.

-Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится — 
На лисий хвост похожа

 Оранжевая тоже!

-Это лисий хвост

-Это оленьи рога

-Это  медвежья голова,  медвежья спина, медвежий хвост и т.д.

 Игра « Четвертый лишний»

 (классификация предметов по существенному признаку)

-В какой город отправимся дальше?

-Саша и Дамир расскажет стихотворение о желтом цвете.

-Нас встречает желтый гномик.

У него для нас третье задание.

Открываем  желтый конверт

Задание:

«Ребята помогите навести порядок в шкафах. Разложите предметы по полочкам, определите, что лишнее. Объясните, почему.

-Вы отлично справились! У нас уже третий цвет радуги!

-В какой город держим путь город?

Ю. Прокопьева
- 1 ребенок Жёлтое солнце

                     На землю глядит,

                     Жёлтый подсолнух

                     За солнцем следит.

-2 ребенок Жёлтые груши

                    На ветках висят.

                    Жёлтые листья

                    С деревьев летят.

-Дети выполняют задание.

-«Зеленый» город!

Игра «Бывает – не бывает»  

(Физминутка)                         

Дети выполняют  разминку на ковре.

-Посмотрите, нас уже ждет зеленый гномик.

Маша и Руслан  знают стихотворение о зеленом цвете радуги!

Открываем зеленый  конверт.

Задание: «Ребята, хочу проверить,  насколько вы внимательны. Послушайте  предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх»

-Бабочка плетёт паутину.

На столе лежат карандаши.

У мышки в лапках кошка.

На клумбе растут ландыши.

Заяц гонится за волком.

Комар собирает мёд.

Маша надела голову на шапку.

Под ёлкой сидит ёжик.

В чашке горячий чай.        

Пожар тушит пожарника.

Ребята, вы отлично справились! Зелёный цвет радуги наш!

Пора двигаться дальше! В какой город держим путь?

В. Косовицкий

-1 ребенок Цвет зелёный у листочка,
                  Подо мхом зелёным кочка, 
-2 ребенок И зелёные иголки
                  Целый год растут на ёлке.

- «Голубой» город

Игра «Найди себе пару»

(Слова-омонимы, деление слов на слоги)

- Нас ждет следующее задание!

Максим расскажет стихотворение о голубом цвете.

- Открываем синий конверт.

Задание: «Ребята, возьмите одну карточку. Найдите себе пару, какие слова у вас получились. Посчитайте, сколько в слове слогов. Разложите карточки по вагонам паровозика »

-  Ребята, какие слова у вас на карточках?

-Посчитайте сколько слогов в слове.

-Что нужно сделать, чтобы определить, сколько слогов в слове?

А, еще какое правило вы знаете?

- Разложите карточки по вагончикам.

-Вы хорошо выполнили и это задание!

Голубой цвет радуги у нас!

Пора отправляться дальше!

 -В какой город нам нужно попасть?

- Летом небо над тобою

Голубое-голубое!

Колокольчики под ним

Нарисуем голубым.

-Ручка

-Киви

-Лисичка

-Лук

-Колокольчик

 

- «Прохлопать» слово.

-Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

- В «Синий» город

Игра «Собери слово»  

  (Анализ и синтез слогов)

-Мы добрались до «Синего» города.

Миша знает стихотворение о синем цвете.

-Открываем синий конверт.

Задание:

«В нашем городе не достроили одну улица! Ребята, помогите достроить улицу».

- Возьмите один домик. Найдите похожий  домик. Соберите слово. Прочитайте.

- Задание выполнено! Синий цвет наш!

Ребята, в какой город отправимся?

-Я раскрашу синим море,

В море синяя вода.

Синим цветом нарисую

В море синего кита.

-Дети собирают слово из слогов. Читают слово.

- Фиолетовый!

Игра «Собери слово из звуков»  

(Фонематическое восприятие, звуковой анализ слова)

Скорее отправляемся в путь!

Ира расскажет стихотворение о фиолетовом цвете.

-Открываем фиолетовый конверт.

Задание: «Ребята в нашем городе жители не понимают друг друга. Слова «рассыпались» на звуки. Помогите собрать слова. Чтобы слова больше не «рассыпались, обозначьте звуки нужным цветом»

-Д-о-м,

- А-к-у-л-а

-У-ш-и

-К-и-т

-М-а-ш-и-н-а

- Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! Вы собрали все цвета.

Посмотрите, а что появилось на доске?

(логопед показывает  радугу из воздушных шаров)

 Ребята, у меня для вас есть сюрприз – «Ловец радуги». Мы приклеим наклейки на окно. Солнечным днём в нашей группе появится своя радуга.

-Фиолетового цвета

Под окном фиалки летом.

Фиолетовый кафтан

носит овощ баклажан

-Дети выполняют звуковой анализ слов. Выкладывают фишки.

-Это радуга!

III Подведение итогов. Организация окончания мероприятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие.  Что вам  понравилось больше всего в нашем путешествии. Какое задание было самым сложным?

-ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР “В гости к Зимушке-Зиме”

Конспект занятия по теме “В гости к Зимушке-Зиме” с использованием следующих технологий:Технология обучения детей составлению сравненийМнемотехникаЗдоровье сберегающие технологии...

“Путешествие в сказочный лес” – конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР

“Путешествие в сказочный лес” – конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР с использованием следующих технологий:М...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...