Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Семья"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гринкевич Янина Владимировна

Данный конспект содержит интересный материал по теме "Семья" в рамках организованной педагогом деятельности в области речевого развития детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.  Представлены упражнения по развитию речи, игровые материалы, подготовительный этап работы, упражнения для самостоятельной работы детей. Может заинтересовать педагогов-дошкольников, психологов, логопедов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_zanyatiya_po_rrechi_semya.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной группе компенсирующей направленности

по теме « Семья»

составила воспитатель ГБДОУ д/с №74

Гринкевич Янина Владимировна

Цель: воспитание любви к своей семье как части Родины, уважения к родным.

Задачи:

  • Формировать представления о семье как о близких людях, живущих вместе, готовых прийти на помощь друг другу в сложных жизненных ситуациях.
  • Активизировать словарь детей на основе представлений о семье.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании их с существительными.
  • Развивать понимание логико-грамматических конструкций.
  • Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а»
  • Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, стремление к ее сплоченности.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме

Разучивание пословиц и поговорок на тему «семья»

Беседы по теме «моя семья»

Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций

Составление и оформление генеалогического древа семьи

Рассматривание семейных альбомов

Совместное участие детей со взрослыми  в подготовке к семейным праздникам и культурных традициях семьи.

Материалы к занятию:

Доска магнитная, мольберт, настенный календарь событий, мяч.

Плакат по теме «Семейные ценности»

Демонстрационный материал (папка с иллюстрациями)

Цветок из картона с загадками

Раздаточный материал:

  1. Генеалогическое древо без надписей, надписи (наименование членов семьи),

клей-карандаш, ножницы, карандаш простой (на каждого ребенка)

  1. Таблица для составления сложносочиненных предложений с союзом «а»
  2. Смайлики ( счастливый - огорченный)
  3. Ход:

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки.

В: - Ребята, вот какой у нас с вами большой и дружный круг образовался, мы с вами как одна большая крепкая семья!

Завтра на календаре 15 мая, а кто из вас знает: какой праздник в этот день празднуется в России и в мире в целом?

Ответы детей.

В: - Правильно, всемирный «День семьи»! В честь этого праздника мы будем отгадывать загадки. Внимательно их слушайте и правильно отвечайте. Для этого поднимайте руку, я обязательно спрошу и, если ответ будет правильным, то мы вскоре соберем цветок!

  1. Загадки:

«Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете …(мама)

Ослушаться его нельзя,

В семье он самый главный,

Мы с ним великие друзья,

Он мне пример во всем,

Он очень умный, знает все,

И строгий и забавный… (папа)

Внуков любит очень-очень.

Печет для них оладушки,

Вяжет теплые носочки,

Родная наша...(бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…(дед)

Буду вместе с ней играть

И кормить, и рядом спать.

Даже подарю котенка.

    Я люблю свою …(сестренку)

   Дать совет всегда уместный,

   Он всегда помочь мне рад:

   Добрый, умный и чудесный,

   Самый лучший в мире… (брат)

Мы друг друга очень любим,

Вместе мы родные люди.

Друг без друга нам нельзя

Потому, что мы... (Семья)

В: - Ну вот мы и собрали с вами замечательный цветок! (помещает его на доску)

А кто из вас знает какие-нибудь пословицы о семье?

(Дети говорят три-четыре пословицы)

В: - Это замечательно, что вы знаете столько пословиц о семье! А теперь я предлагаю вам поиграть с мячом.

  1. Игра с мячом «Назовите родственника»

 (ребенок ловит мяч, бросает назад и отвечает на вопрос)

  • Мальчик для мамы и папы кто? (сын)
  • Девочка для мамы кто? (дочь)
  • Папа для дедушки кто? (сын)
  • Бабушка для мамы кто? (мама)
  • Мальчик для дедушки кто? (внук)
  • Мама для дедушки кто? (дочь) и т.п.

В: - Молодцы, хорошо разбираетесь в родственных связях! А теперь у меня для вас следующее задание. Садитесь за столы и рассмотрите задание, вам нужно заполнить генеалогическое древо своей семьи! Для этого вы должны вклеить наименования ваших членов семьи.

Дети выполняют задание ( 5 минут)

Воспитатель спрашивает каждого ребенка какие члены семьи у него в семье и просит назвать их количество.

Ответы детей.

В: - Поздравляю, вы прекрасно справились с заданием! Теперь немного передохнем.

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Я узнал, что у меня (сжимаю-разжимают пальцы в кулак)

Очень дружная семья;

- это мама (соединяют руки и стукают большими пальцами друг о друга)

- это я (указательные)

- это бабушка моя (средние)

- это папа (безымянные)

- это дед (мизинцы)

И у нас разлада нет! (соединяют руки в замок)

Продолжаем выполнять упражнения. Слушайте новое задание.

  1. Игра «Старше-младше» на составление сложноподчиненных предложений с союзом «а»

На столе лежат таблицы, вам нужно их заполнить правильно по образцу:

Папа старше сына, а… ( сын младше папы)

Мама младше бабушки, а….(бабушка старше мамы) и т.д.

  1. Игра « установи принадлежность вещи» (на образование притяжательных прилагательных и согласования их с существительными)
  • Мама носит юбку. Юбка чья? (мамина)
  • Папа купил себе рубашку. Рубашка чья? (папина)
  • Бабушка вяжет крючком. Кручок чей? (бабушкин)
  • Дедушка читает газету. Газета чья? (дедушкина) и т.д.
  1. Физминутка:

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает

Папа бодро приседает

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Дружно, вместе, не ленится!

Можно только погордиться!

  1. Задание «Какая ваша семья»

На доске круг желтого цвета , называют дети прилагательные

Воспитатель прикладывает их в форме лучиков:

  • Дружная
  • Спортивная
  • Родная
  • Трудолюбивая
  • Мирная
  • Культурная и т.п.

А что может помешать семье быть такой? (выкладывает в форме тучек)

  • Ссоры  
  • Обиды
  • Равнодушие (невнимание)
  • Недоверие
  • Лень

Как вы думаете, нужны ли нам помехи в счастье семьи? (нет)

Убирает тучки.

  1. Игра с карточками ( 2 смайлика, дети поднимают их в зависимости от представлений о ситуациях)
  • Дети разбросали все игрушки по комнате
  • Бабушка связала носки внуку
  • Дочка помогла маме помыть посуду
  • Папа починил самокат
  • Сын нарисовал папе рисунок
  • Мама разбила чашку и порезалась
  • Дедушка потерял очки и не может найти и т.п

Итог: « Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, семейные траты.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить

Одному невозможно!»

Ребята, вы поняли как важно жить дружно в кругу семьи, что у каждого члена семьи свои роли и обязанности, как важно помогать друг другу в совместном быте, быть внимательными друг к другу. Хотите рассказать о своей семье?

1-2 коротких рассказа детей

Что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем занятии?

Что было сложно?

Как бы вы хотели провести время со своей семьей?

Наше занятие подошло к концу, вы все проявили себя активно и с заданиями справились.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «ИГРЫ СО СЛОВАМИ. ЦВЕТА РАДУГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»муниципального образования городской округ Люберцы Московской области140006. Московская об...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Золотая осень"

Тема: «Золотая осень.»Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗадачи:- формирование умения вслушиваться в речь, дав...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Слушаем сказку Курочка Ряба"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...