Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через движение"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Проникова Елена Владимировна

Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. И, главное, с помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi_rebenka_cherez_dvizhenie.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка через движение.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b372c005376fceddbefefbb6efd2bb1e6116ecc2-4739197-images-thumbs&n=13

Движение - врожденная потребность любого живого организма. У детей с речевой патологией, как закономерность, нарушена мелкая и крупная моторика, наблюдается общая неловкость, нескоординированность движений. Важным фактором стимуляции развития речевой функции являются все формы физической активности.

Учеными А.Леонтьевым и А.Лурия также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас, ведь формирование движения происходит при участии речи. К тому же под действием упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность.

Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. Так как, во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, соревнуются, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.

И, главное, с помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. Этим мы не только стимулируем правильное развитие речи, но и подготавливаем ребенка к успешному обучению в школе и быстрой адаптации в обществе.

Речевые игры с мячом на автоматизацию звуков        

- «Стрельба словами». Логопед называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку. Он повторяет и возвращает мяч.

- «Посчитай от 1 до 7 и обратно». Логопед и ребёнок по очереди считают и передают мяч друг другу, согласовывая числительное с существительным. Например: одна сосна, две сосны, три сосны и т.п.

- «Я …, ты …, он …, она …». Игра направлена не только на автоматизацию звука, но и изменение глагола по лицам. Логопед называет местоимение и передаёт мяч ребёнку. Он спрягает глагол. Например: «Я крашу краской забор, Ты красишь краской забор, …».
Занятие проходит в динамике, в игровой и интересной для ребёнка форме.

Многие педагоги в своей работе в качестве физкультминутки используют стихотворные тексты. Они позволяют переключить внимание детей, снизить утомляемость и двигательное напряжение во время занятий. Также решаются и логопедические задачи:

- Формирование ритма речи. Известно, что «в стихотворных текстах ритм является периодическим, заданным. В стихотворных сочинениях ритм легко вычленяется, т.к. каждый его период (такт) равен стихотворной строке».

- Формирование темпа, мелодики, интонации, выразительности и логического ударения. При сопряжённом произнесении (на начальном этапе текст повторяется за педагогом) дети усваивают эти компоненты.

- Формирование слоговой структуры слова. Работая над ритмом, мы тем самым способствуем правильному усвоению детьми слоговой структуры слова.

- Развитие слухового внимания, умения слышать и понимать звучащую речь.

- Обогащение словарного запаса детей. В текстах иногда встречаются незнакомые им слова. Педагоги объясняют, уточняют непонятные слова, просят ребят поразмыслить над значением слов. Это, в свою очередь, активизирует их мыслительные процессы, творчество. Также позволяет закрепить материал лексических тем.

Они проводятся в игровой форме, эмоционально и бодро. В таких условиях процесс овладения развития речью происходит быстрее. Говоря вместе со своими друзьями, дети раскрепощаются и не стесняются своего голоса.

Например, авторская речедвигательная игра «Ярмарка»

Мы на ярмарку ходили  

Дети шагают на месте

Мы на ярмарке купили:

Наклоняются влево, вперед и вправо по очереди, вытянутыми руками выполняя захватывающие движения

Валенки для кошки,

По очереди ставят правую, затем левую ногу на пятку, руки на поясе. Руками показывают на голове «ушки кошки»

Из дерева ложки,

Хлопают ладонями справа, потом слева.

Разноцветную матрёшку,

Кружатся вокруг себя.

И горячую картошку.

Дуют на воображаемую картошку в руках.

Леденцы на палочке

«Лижут» леденцы

Для Пети и Галочки.

Наклоняются и показывают двумя руками вправо, затем влево.

Мы и пели и плясали,

Танцуют на месте.

Так, что к вечеру устали.

Наклонились вперед и повисли.

Мы немного отдохнём,

Выпрямляются. Складывают руки ладонями вместе, сначала под правую щёку, затем под левую.

Вновь на ярмарку пойдём.

Шагают на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Консультация "Развитие связной речи детей через игру в домашних условиях"

Дети, не посещающие детский сад, не включены в систему работы над связной речью, организованную педагогами ДОУ, а значит, решением этой задачи должны заниматься родители. Как родители могут помочь? От...

Мастер-класс «Развитие связной речи ребёнка через игру».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Консультация Развитие связной речи детей через использование приёма моделирования.

Развитие связной речи детейчерез использование приёма моделирования. «Учите ребенка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам —он будет долго напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких...

Консультация родителей "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Развитие речи детей через театрализованную деятельность...

Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через рисование"

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность...