Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через движение"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. И, главное, с помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи ребенка через движение.
Движение - врожденная потребность любого живого организма. У детей с речевой патологией, как закономерность, нарушена мелкая и крупная моторика, наблюдается общая неловкость, нескоординированность движений. Важным фактором стимуляции развития речевой функции являются все формы физической активности.
Учеными А.Леонтьевым и А.Лурия также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас, ведь формирование движения происходит при участии речи. К тому же под действием упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность.
Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. Так как, во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, соревнуются, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.
И, главное, с помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. Этим мы не только стимулируем правильное развитие речи, но и подготавливаем ребенка к успешному обучению в школе и быстрой адаптации в обществе.
Речевые игры с мячом на автоматизацию звуков
- «Стрельба словами». Логопед называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку. Он повторяет и возвращает мяч.
- «Посчитай от 1 до 7 и обратно». Логопед и ребёнок по очереди считают и передают мяч друг другу, согласовывая числительное с существительным. Например: одна сосна, две сосны, три сосны и т.п.
- «Я …, ты …, он …, она …». Игра направлена не только на автоматизацию звука, но и изменение глагола по лицам. Логопед называет местоимение и передаёт мяч ребёнку. Он спрягает глагол. Например: «Я крашу краской забор, Ты красишь краской забор, …».
Занятие проходит в динамике, в игровой и интересной для ребёнка форме.
Многие педагоги в своей работе в качестве физкультминутки используют стихотворные тексты. Они позволяют переключить внимание детей, снизить утомляемость и двигательное напряжение во время занятий. Также решаются и логопедические задачи:
- Формирование ритма речи. Известно, что «в стихотворных текстах ритм является периодическим, заданным. В стихотворных сочинениях ритм легко вычленяется, т.к. каждый его период (такт) равен стихотворной строке».
- Формирование темпа, мелодики, интонации, выразительности и логического ударения. При сопряжённом произнесении (на начальном этапе текст повторяется за педагогом) дети усваивают эти компоненты.
- Формирование слоговой структуры слова. Работая над ритмом, мы тем самым способствуем правильному усвоению детьми слоговой структуры слова.
- Развитие слухового внимания, умения слышать и понимать звучащую речь.
- Обогащение словарного запаса детей. В текстах иногда встречаются незнакомые им слова. Педагоги объясняют, уточняют непонятные слова, просят ребят поразмыслить над значением слов. Это, в свою очередь, активизирует их мыслительные процессы, творчество. Также позволяет закрепить материал лексических тем.
Они проводятся в игровой форме, эмоционально и бодро. В таких условиях процесс овладения развития речью происходит быстрее. Говоря вместе со своими друзьями, дети раскрепощаются и не стесняются своего голоса.
Например, авторская речедвигательная игра «Ярмарка»
Мы на ярмарку ходили | Дети шагают на месте |
Мы на ярмарке купили: | Наклоняются влево, вперед и вправо по очереди, вытянутыми руками выполняя захватывающие движения |
Валенки для кошки, | По очереди ставят правую, затем левую ногу на пятку, руки на поясе. Руками показывают на голове «ушки кошки» |
Из дерева ложки, | Хлопают ладонями справа, потом слева. |
Разноцветную матрёшку, | Кружатся вокруг себя. |
И горячую картошку. | Дуют на воображаемую картошку в руках. |
Леденцы на палочке | «Лижут» леденцы |
Для Пети и Галочки. | Наклоняются и показывают двумя руками вправо, затем влево. |
Мы и пели и плясали, | Танцуют на месте. |
Так, что к вечеру устали. | Наклонились вперед и повисли. |
Мы немного отдохнём, | Выпрямляются. Складывают руки ладонями вместе, сначала под правую щёку, затем под левую. |
Вновь на ярмарку пойдём. | Шагают на месте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-677488-1443701150.jpg)
1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".
1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены речевые игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-260825-1484482147.jpg)
Консультация "Развитие связной речи детей через игру в домашних условиях"
Дети, не посещающие детский сад, не включены в систему работы над связной речью, организованную педагогами ДОУ, а значит, решением этой задачи должны заниматься родители. Как родители могут помочь? От...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/11/picture-1261374-1597151809.jpg)
Мастер-класс «Развитие связной речи ребёнка через игру».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/03/picture-1311542-1612350491.jpg)
Консультация Развитие связной речи детей через использование приёма моделирования.
Развитие связной речи детейчерез использование приёма моделирования. «Учите ребенка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам —он будет долго напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких...
Консультация родителей "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность...