Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через рисование"
консультация по развитию речи

Долгополова Альбина Владимировна

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.

Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи ребенка через рисование»

Воспитатель:  Долгополова А. В.

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка. 

Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. 

Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление. 

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь. 

«Совместное рисование»

Недостаточное речевое развитие малыша, несформированность графических навыков и умений мешает ему выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы.

 Поэтому рекомендую родителям использовать особый игровой метод взаимодействия родителей и ребенка при изучении лексических тем – это метод «совместного рисования». 

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. В   ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок в соответствии с изучаемой лексической темой, эмоционально комментируя происходящее. Ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок различными деталями. Взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования, делая паузы, комментируя свои действия, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить   рисунок, ответить на поставленные вопросы.

Такая работа открывает новые возможности для ознакомления ребенка с окружающим миром, позволяет обобщить представления об окружающем, научить ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями.  Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.                      

«Предметное рисование»

Начинать   занятия по совместному рисованию следует с изображения   предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Например: «Ой, какие красивые конфетки в коробке (вазочке, конфетнице)! Они разноцветные и у каждой свой вкус. Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у неё вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Так можно закреплять название цвета, образование относительных прилагательных. Ребенок наблюдает за происходящим на листе бумаги и прислушивается к комментарию, отвечает на вопрос. Далее продолжается рисование «по заказу» ребенка. «Какого цвета будет следующая конфетка? А какой у неё вкус?» Ребенок продолжает рисование в соответствии со своими возможностями – дорисовывает, штрихует, раскрашивает. Он комментирует свои действия, родители ему в этом помогают.                                                                            

Малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша. 

В предметном рисовании родителям рекомендуется использовать различные материалы – карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Можно одновременно применять различные изобразительные средства, варьировать цвет, форму, размер предмета и положение его в пространстве.         

«Превращение овала» и «Волшебный круг»

При изучении различных лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Комнатные растения» и др.) родителям рекомендуется широко использовать и такое упражнение, как «Превращение   овала». В ходе выполнения, у ребенка формируются представления о форме предмета, его частях и конкретных особенностях. Обговаривая это с ребенком, проговаривая последовательность дорисовывания предмета, родители активизируют словарь ребенка по данной    лексической теме и отрабатывают различные грамматические категории. Упражнения «Превращение овала» и «Волшебный круг» используются и при закреплении правильного звукопроизношения.   

«Оживление картины»

Взрослый предлагает «оживить» картину. Вместе распределяют роли персонажей или объектов, изображенных на рисунке - картине, затем, передают ее содержание и особенности композиции. 

«Дополнение изображения»

Взрослый демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у ребенка создаёт его. Предлагает ребенку дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

Метод совместного рисования позволяет специально создавать ситуации, в которых возможно развивать речь ребенка, закреплять те или иные грамматические категории, развивать связную речь. Можно предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка, обсудить их и позволить ребенку выбрать. Можно уточнить дальнейшее         развитие рисунка путем обсуждения   по наводящим вопросам. 

Не стоит начинать совместное рисование, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Это занятие требует отдачи с полным «погружением».

Список литературы:

  1. Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 1981.
  2. Флерина, Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства [Текст] / Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию / Е.А. Флерина. - М.: 1988.
  3. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании[Текст] / Н.Я. Шибанова. - Пермь, 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Мастер-класс «Развитие связной речи ребёнка через игру».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка через рисование»

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка через рисование"

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...

Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через движение"

Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Разв...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка через рисование »

Пикассо говорил, что каждый ребенок – художник и главное, взрослея, постараться им оставаться.Творчество помогает ребенку создать психофизиологическую базу для развития речи, а также приносит радость ...