Логоритмика, как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач
презентация по коррекционной педагогике

Космодемьянская Елена Григорьевна

Логоритмика на музыкальных занятиях. Комплексная методика, опирающаяся на связь словая, музыки и движения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение « ДЕТСКИЙ САД № 10 « СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ » города АЛУШТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

Слайд 2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ № 4 - 2024 городского округа большая Алушта Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач

Слайд 3

Логоритмик а – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Это одна из форм кинезотерапии (терапии движением). Актуальность: Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием, понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях. Целью является преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Слайд 4

«В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать ЛОГОРИТМИКА. Музыка не просто сопровождает движения, а является его руководящим началом» Гринер Вера Александровна Выдающаяся российская ритмистка , педагог музыкально-ритмического воспитания, театрального училища имени Б. Щукина

Слайд 5

Задачи логоритмики: 1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления. 2. Развивать артикуляционный аппарат. 3. Развивать слуховое внимание и память, интонационный и ритмический слух 4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью. 5. Укреплять косно-мышечный аппарат. 6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

Слайд 6

7. Развивать речь, чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. 8. Формировать навыки инструментального сопровождения речи. 9. Развивать коммуникативные способности Все задания , предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой или сюжетом, и проводятся по следующей схеме: 1. Вводная часть – предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)

Слайд 7

2.Основная часть – включает разнообразные виды музыкально-двигательных заданий, речевых игр и упражнений (70-80% времени) 3.Заключительная часть – заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).

Слайд 8

Все используемые упражнения делятся на две большие группы : 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов) 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

Слайд 9

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Слайд 10

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений: 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание. Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

Слайд 11

Лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет успевать за заданным музыкой темпом. Поэтому мы используем стишки и потешки во время ходьбы. Например, используем стихотворение А. Барто : Левой, правой, Левой, правой На парад идет отряд, На парад идет отряд, Барабанщик очень рад, Барабанит, барабанит Полтора часа подряд.

Слайд 12

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими .

Слайд 13

Например, "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

Слайд 14

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса. Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот). Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо. Например: Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.

Слайд 15

Д/и «Остуди чай » Существует много игр для развития дыхания . 1 . Нравится детям пускать мыльные пузыри. 2. Тарелка наполнена водой и дети дуют на лёгкие предметы, находящиеся в воде , например, кораблики. 3. Игра на духовых музыкальных инструментах – годятся дудки , губная гармошка , флейта. 4. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. «Веселую звонкую песенку лета Пропела волшебная дудочка эта…» (Дудка, флейта и губная гармошка)

Слайд 16

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Например, Игра «Передай предмет» (гриб, рукавичку, снежный комочек) Дети стоят в кругу. Под музыку дети начинают передавать предмет от соседа к соседу. Водящий пытается поймать. Игра «Волшебный платок». Цель: распределение внимания. Дети под веселую музыку свободно двигаются по залу. Музыка меняется на спокойную, дети приседают друг возле друга, а Ведущая или взрослый герой («Осень», «Бабушка») накрывает всех большим платком.

Слайд 17

Поднимая платок, «бабушка» проговаривает в какого персонажа превратились ребята (мишки, птички, зайчики, петушки и т.д.) и дети имитируют движения. Игра повторяется несколько раз. Последний раз «бабушка» накрывает платком корзинку с угощениями для ребят.

Слайд 18

5. Счетные упражнения. Цель: закрепляют счет в пределах 1-10. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки, использующиеся для установления очередности в игре. Так же используют музыкальные игры, например игра «Веселый счет». В которой дети из большого круга перестраиваются по два человека (пара), затем по три в кругу, по четыре, пять в соответствии с названой цифрой. 6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения . Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать хорошую координацию действий. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Например: Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»,

Слайд 19

«Вышла курочка гулять» сл . Т.Волгиной , Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать А за ней ребятки Желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко,- Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка. Выпили водицы Полное корытце.

Слайд 20

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Цель: формировать и развивать слуховое внимание. Метр - ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал. Игра на развитие слухового внимания и выделение неожиданного акцента «То вперед, то назад». Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом, направление движения меняется несколько раз.

Слайд 21

8. Ритмические упражнения. Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, ритмизации движений: от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы. - «Петушок» Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога « Пе -ту-шок Пе -ту-шок Зо - ло -той гре - бе -шок…» «Музыкальные орешки» 1.Мы орешки в руки взяли музыканты-малыши. Посмотрите, посмотрите как орешки хороши! Припев: Цок-цок-цок да тук-тук-тук заиграли крошки (стучат орешками) А теперь за спинку спрячем помолчим немножко

Слайд 22

- «Вот такая вот игрушка озорная Погремушка» Наша звонкая игрушка - озорная Погремушка Захотела поплясать, по ладошке постучать/ По коленкам постучать/ Возле ушка песню спеть/ И по полу поскакать. Знакомим детей с шумовым инструментом

Слайд 23

9. Развитие чувства темпа. Цель: развивать темп речи. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. «Большие ноги шли по дороге» Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Описание упражнения Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, медленно говорят: « ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Слайд 24

«Карусели» Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп. Описание упражнения Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова: Еле, еле, еле, еле Завертелись Карусели ( говорить в медленном темп ) А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает) Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе) Тише, дети, не спешите ( темп постепенно замедляется) Карусель остановите (говорить в медленном темпе) Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно. Вот и кончилась игра. говорить) Упражнение можно выполнять под музыку.

Слайд 25

10. Пение . Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос. Песни сопровождаем движениями рук - для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки. 11. Игра на музыкальных инструментах. Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

Слайд 26

«Оркестр в лесу» А.Чугайкина Зайки серые сидят, Громко лапками стучат Отыскали старый пень Барабанят целый день. 2. А Лисички тут как тут На поляночку бегут Стали зайцам помогать Да на палочках играть. 3.Вот и М ишенька идет Ложки новые несет Заиграл он тук, да тук До чего приятный звук. 4.А жуки давай летать С колокольчиком играть Колокольчик зазвенел Свою песенку запел. 5.Следом белочка пришла И орешки принесла Очень маленький орех А играет звонче всех.

Слайд 27

12. Пальчиковые игры. Цель: способствовать скорейшему речевому развитию. Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами (карандашами , палочками, мячами ) под музыку. «Веселые карандаши»

Слайд 28

13. Артикуляционные упражнения. Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти: «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам; «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки, и т. д.

Слайд 29

14.Танцы. Цель: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Слайд 30

15.Игры. Цель: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение. Игра «Виноватая тучка» автор Давид Тухманов Ребята, стоя в кругу, выполняют движения по тексту песенки. Злую тучку наказали Ты плохая, ей сказали И она заплакала, Да, кап-кап-кап закапала. Припев: Кап-кап-кап дождик пошел.

Слайд 31

16. Упражнения на релаксацию . Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта. Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза. “Спящий котёнок” Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Слайд 32

Вывод Музыка, движение и слово в комплексе формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность. Важно то, что у ребенка эти процессы нормализуются неосознанно, естественно. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и эффективно решая коррекционные и оздоровительные задачи, исправляя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Слайд 33

Литература Г.А.Волкова « Логоритмическая ритмика» М, 2012 .М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий» М, 2008 И.С.Лопухина «Логопедия: Речь, ритм, движение» СПб, 2000 Н.В.Нищева «логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки» М, 2014. Е.А.Судакова , Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – М., Н.Н.Гончарова , Е.В.Прокопенко ., Логоритмика . Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушением речи. М., 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....

Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети ...

Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников

В данной презентации представлено несколько упражнений по логоритмике, которые можно использовать на занятиях учителю-логопеду....

Презентация "Музицирование на свирели Э.Я. Смеловой как эффективное средство решения коррекционных задач музыкального воспитания детей с ОВЗ"

Презентация к выступлению на Первой Международной онлайн конференции "Музицирование в общем и дополнительном образовании"...

Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач

Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач...