Семинар - практикум с элементами тренинга "Мир особого ребенка"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Семинар - практикум с элементами тренинга "Мир особого ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_s_elementami_treninga_mir_osobogo_rebenka.docx | 743.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
с элементами тренинга
«Мир особого ребенка»
Цель: развитие профессионально-личностной готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение компетентности.
Задачи:
• развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы,
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
Целевая группа: педагоги.
Оборудование: доска, макет солнца, лучи солнца (цветная бумага, фломастеры, клей, заготовленная схематичная фигура девочки (ОВЗейка), проектор.
Ход мероприятия:
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
1. Психолог (зачитывает стихотворение) –
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
2. «Ежик должен быть колючим» -
просмотр и обсуждение мультипликационного фильма.
3. Упражнение «Солнце способностей».
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения:
- Кто испытывал неловкость, затруднения?
- Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?
Психолог: Большой «багаж» способностей мы собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе.
4. Упражнение «Погружение».
Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.
Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:
- Какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой (или с похожими детьми?
Психолог:
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие установленную инвалидность, а также какие-либо нарушения психического или физического развития: как постоянного, так и временного характера.
К таким нарушениям могут относиться:
- нарушения зрения,
- нарушения слуха,
- нарушения речи,
- патологии опорно-двигательного аппарата,
- умственная отсталость,
- задержка психического развития (ЗПР),
- аутизм и т.п.
Для таких детей необходимы специальные условия воспитания и обучения.
5. Упражнение «Трудности».
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.
- Назовите каждый по очереди определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов).
Итак, подведём итоги.
У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:
1. очень низкий темп выполнения заданий;
2. постоянная нужда в помощи взрослого;
3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
6. трудности в понимании инструкции;
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Чтобы испытать на себе, что чувствует ребенок с ОВЗ при не совсем удачном выполнении заданий, предлагаю упражнение «Снеговик».
6. Упражнение «Снеговик».
/ Рассогласование тела и интеллекта/.
Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать. Начните с того, что нарисуйте в верхней части листа маленький ровный круг – это будет голова снеговика.
Теперь в нижней части листа нарисуйте большой круг – основание снеговика.
Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.
В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера – это будет туловище снеговика.
Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте кусочек угля – глаз снеговика.
С левой стороны туловища нарисуйте ветку-руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.
Ровно в том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.
Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос-морковку.
С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну ветку-руку, чтобы на ней сидела птичка.
Нарисуйте улыбку на лице снеговика. Прекратите рисовать.
Рефлексия.
Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.
- Какие чувства, испытывали при работе?
- Что мешало?
- Как отражался на работе быстрый темп?
- Какие чувства вызвал результат работы?
А дети с ОВЗ, с которыми мы работаем, находятся в таких ситуациях и испытывают такие чувства каждый день.
7. Притча! Протяни ты ему руку.
В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный громко кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку!» - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:
-«Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти».
Рефлексия.
Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь детям с ОВЗ?
Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе).
-Запишите на желтых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?
-А на зеленых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.
-Теперь по очереди зачитайте, что Вы написали и наклейте стикеры на фигуру девочки ОВЗейки.
Спасибо за внимание и за работу!
Список литературы:
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...
семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".
Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность. Наше занятие направлено на форм...
Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)
Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...
Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...
Семинар-практикум для педагогов "Мир особого ребенка"
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.Задачи:Образовательн...
Семинар практикум с элементами тренинга для родителей "Неусидчивый ребенок"
Семинар содержит теоретические знания о детях с гиперактивным поведением и игры, направленные на получение навыков взаимодействия с такими детьми....
Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"
Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...