Семинар - практикум с элементами тренинга "Мир особого ребенка"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Семинар - практикум с элементами тренинга "Мир особого ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 с элементами тренинга

«Мир особого ребенка»

Цель: развитие профессионально-личностной готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение компетентности.

Задачи:

• развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы,

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Целевая группа: педагоги.

Оборудование: доска, макет солнца, лучи солнца (цветная бумага, фломастеры,  клей, заготовленная схематичная фигура девочки (ОВЗейка), проектор.

Ход мероприятия:

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

1. Психолог (зачитывает стихотворение) –

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

   

     2. «Ежик должен быть колючим» -

просмотр и обсуждение мультипликационного фильма.

3. Упражнение «Солнце способностей».

Цель: осознание собственных способностей.

Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

C:\Users\дс87\Desktop\зж.jpg

Вопросы для обсуждения:

- Кто испытывал неловкость, затруднения?

- Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

Психолог: Большой «багаж» способностей мы собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе.

 4. Упражнение «Погружение».

Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза)Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:

- Какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой (или с похожими детьми?

Психолог:

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие установленную инвалидность, а также какие-либо нарушения психического или физического развития: как постоянного, так и временного характера.

К таким нарушениям могут относиться:

  • нарушения зрения,
  • нарушения слуха,
  • нарушения речи,
  • патологии опорно-двигательного аппарата,
  • умственная отсталость,
  • задержка психического развития (ЗПР),
  • аутизм и т.п.

Для таких детей необходимы специальные условия воспитания и обучения.

 5. Упражнение «Трудности».

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

- Назовите каждый по очереди определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов).

Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности;

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Чтобы испытать на себе, что чувствует ребенок с ОВЗ при не совсем удачном выполнении заданий, предлагаю упражнение «Снеговик».

6. Упражнение «Снеговик».

 / Рассогласование тела и интеллекта/.

Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать. Начните с того, что нарисуйте в верхней части листа маленький ровный круг – это будет голова снеговика.

Теперь в нижней части листа нарисуйте большой круг – основание снеговика.

Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.

В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера – это будет туловище снеговика.

Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте кусочек угля – глаз снеговика.

С левой стороны туловища нарисуйте ветку-руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.

Ровно в том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.

Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос-морковку.

С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну ветку-руку, чтобы на ней сидела птичка.

Нарисуйте улыбку на лице снеговика. Прекратите рисовать.

C:\Users\дс87\Desktop\не.jpg

    Рефлексия.

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.

- Какие чувства, испытывали при работе?

- Что мешало?

- Как отражался на работе быстрый темп?

- Какие чувства вызвал результат работы?

А дети с ОВЗ, с которыми мы работаем, находятся в таких ситуациях и испытывают такие чувства каждый день.

7. Притча! Протяни ты ему руку.

В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный громко кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку!» - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:

-«Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти».

   Рефлексия.

Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь детям с ОВЗ?

Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе).

-Запишите на желтых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?

-А на зеленых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.

-Теперь по очереди зачитайте, что Вы написали и наклейте стикеры на фигуру девочки ОВЗейки.

C:\Users\дс87\Desktop\го.jpg

 Спасибо за внимание и за работу!

Список литературы:

  1.  Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
  2. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)

Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...

Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.Задачи:Образовательн...

Семинар практикум с элементами тренинга для родителей "Неусидчивый ребенок"

Семинар содержит теоретические знания о детях с гиперактивным поведением и игры, направленные на получение навыков взаимодействия с такими детьми....

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...