«Технология дифференцированного обучения детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
Консультация для педагогов ДОУ, работающих с детьми с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология дифференцированного обучения детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста»
Учитель-дефектолог Грешникова Ольга Леонидовна
Основные понятия технологии дифференцированного обучения
Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой обучащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Основная задача: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основополагающими принципами дифференцированного обучения являются:
- принцип принятия личности;
- принцип акцентирования на сильных сторонах обучающегося;
- принцип создания ситуации успеха для каждого;
- принцип опоры на существующие у обучающихся знания, опыт и чувства;
- принцип единства группы;
- принцип личностно-значимых заданий и установок;
- принцип разноуровневости заданий.
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.
В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.
В настоящее время ряд учёных (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
Специфика дифференцированного подхода сочетает следующие этапы:
Изучение индивидуальных особенностей ребенка и среды воспитания. Для изучения применяются методы наблюдения, анализ выполненных работ. По результатам диагностики формируется модель дифференциации: дети делятся на группы, чаще всего по уровню обучаемости и познавательным возможностям. Как правило, выделяют группы трех уровней: высокий, средний, низкий.
- Отбор материала для изучения с учетом требований программы. Материалы соотносятся с уровнем каждой из трех групп.
- Учет индивидуальных особенностей на каждом этапе занятия. Методы и приемы работы также соотносятся с уровнем групп.
- Разработка разнонаправленного и разноуровневого дидактического материала и заданий.
- На этапе рефлексии определяется уровень усвоения материала каждого ребенка. После этого ребенок может покинуть группу и присоединиться к другой.
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью эмоционально-волевой сферы, как правило, с недоразвитием (в сочетании) познавательной деятельности, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, психологических факторов, и приводящий к вторичным отклонениям личности и поведения.
Познавательная деятельность при ЗПР
- слабая память
- неустойчивость внимания
- медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость
- для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
Мыслительная деятельность у детей с ЗПР
- дефицит мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения;
- нерациональность регуляционно - целевого компонента, обусловленный отсутствием потребности ставить цель, планировать действия, искать рациональный способ решения;
- несформированность операционного компонента (умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения);
- нарушения динамической стороны мыслительных процессов
Нарушения видов мышления
- СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
– наиболее значительное отставание
- НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
- менее выраженное отставание
- ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
- ближе к уровню нормального развития
Эмоционально - волевая незрелость представлена:
- отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций
- характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности
- игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием
- несамостоятельность, повышенная внушаемость, беспечность, преобладании игровых интересов
Особенности лексико-грамматического строя речи детей с ЗПР
- Ограниченность словаря
- Неточность употребления слов
- Трудность актуализации словаря
- Преобладание пассивного словаря над активным
- Недоразвитие словоизменения, словообразования
- Ошибки при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений
- Неумение последовательно излагать свои мысли
- Аграмматизмы являются одним из основных и самых устойчивых проявлений речевого расстройства.
Основные специфические психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта
Развитие познания у детей с нарушениями интеллекта
• Начало развития перцептивного действия
• К пяти годам могут делать выбор по образцам
• У отдельных детей – продвижение в развитии целостного восприятия
• К концу дошкольного возраста более половины детей с ЛИН достигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинают дошкольных возраст
• Затруднения при различении близких свойств предметов
• Без специального обучения отсутствует возможность обобщения по выделенным признакам
• Страдает формирование целостность образа
Развитие восприятия
• Неравномерное развитие восприятия
• Расплывчатость усвоенных ранее эталонов
• Отсутствие переноса усвоенного способа действия с одной ситуации на другую
• Восприятие свойства – знание его названия – возможность действовать с учётом данного свойства – возможность производить на его основе простейшие обобщения
Развитие мышления
• Наглядно-действенное мышление отстаёт в темпе развития
• Отсутствует осознание наличия проблемной ситуации
• Отсутствует активный поиск решения задачи
• Отсутствует интерес к процессу и результату решения задачи
• Неспособность ориентироваться в пространстве
• Неспособность использовать прошлый опыт
• Неспособность оценить свойства объекта и отношения между объектами
• Трудности моторного характера
• В речи проявляется только оценка результата действий
• Страдает словесно-логическое мышление
Развитие игры
• К началу дошкольного возраста фактически не возникает предметная деятельность. Манипуляция с предметами.
• Кратковременный интерес к предметам
• Большое количество неадекватных действий с предметами
• После пяти лет в игре с игрушками – процессуальные действия. Подлинной игры не возникает.
• В игре отсутствует замысел, нет элементов сюжета, формальность и стереотипность действий
• В игре не развиваются функции речи: нет планирующей, фиксирующей, сопровождающей.
Продуктивная деятельность
• Вне обучения фактически не возникает
• Не появляются конструктивные умения, предметный рисунок
• Примитивная техника изобразительной деятельности
Развитие личности
• Предпосылки к развитию личности возникают лишь в дошкольное возрасте
• Неспособность усвоения норм поведения в процессе общения и непонимание их смысла
• После 4 лет возникают первые проявления самосознания, отделение своего «Я»
• Агрессивность, как желание самоутвердиться
Вывод: Анализируя специфические психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта, можно выделить основные:
- снижение интеллекта;
- общее системное недоразвитие речи;
- нарушение внимания (неустойчивость, узкий объём, трудность распределения, переключаемость);
- нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, узость, снижение объема восприятия), конкретность, некритичность мышления, малопродуктивность памяти, недоразвитие познавательных интересов»;
- нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность);
- дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов;
- слабость ориентировочной деятельности;
- замедленная затрудненная восприимчивость к новому;
- низкая обучаемость.
Э.Сеген писал, что умственно отсталый ребенок... ничего "не знает", "не может" и "не хочет". При этом он придавал главное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей"
Варианты игр с использованием дифференцированного подхода в обучении детей с легкими интеллектуальными нарушениями
Игра «Сложи узор»
Игра «Сложи Узор» прекрасно развивает:
- наглядно-действенное мышление;
- мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;
- цветовое восприятие;
- способности комбинирования;
- зрительную память;
- самоконтроль и самоанализ;
- целеустремленность и усидчивость;
- чувство симметрии;
- воображение.
1 вариант: детям дается инструкция «переверни кубики так, чтобы они все были одного цвета» (по подражанию)
2 вариант: детям дается инструкция «выложи кубики по образцу» (грани с одним цветом)
3 вариант: детям дается инструкция а) «выложи кубики по образцу» (грани с диагональным сечением); б) «выложи кубики по образцу зеркально»
Игра «Цветное лото»
Цель: формировать умение зрительно соотносить предметы по размеру, цвету, форме. Знакомить с понятиями «»такой – не такой» (с отрицаниями); развивать зрительно-пространственную ориентировку, воображение; активизировать внимание и зрительную память детей путем сличения предмета на картинке с его контурным изображением и нахождения пар по различным свойствам.
1 вариант: детям дается инструкция «разложи картинки по цвету; по размеру»
2 вариант: детям дается инструкция «разложи картинки по цвету и по размеру»
3 вариант: детям дается инструкция «разложи картинки по цвету, по размеру, по форме»
Игра «Умные яйца»
Цель: формировать умения детей: находить элементы одинакового цвета; сортировать и квалифицировать; размещать в таблице объекты с двумя одинаковыми свойствами; описывать портрет с помощью вопросов и ответов «да», или «нет»; тренировать память; знакомить с эмоциями и классифицировать их; различать и находить нужную ячейку по поставленной задаче.
1 вариант: детям дается инструкция «найди элементы одинакового цвета» (одно свойство)
2 вариант: детям дается инструкция «найди элементы одинакового цвета» (два свойства). Сортировка и классификация
3 вариант: детям дается инструкция а) «найди элементы одинакового цвета» (три свойства);
б) «найти место «умного яйца» в таблице». Классификация по двум заданным свойствам
Игра «Логические блоки Дьенеша»
Цель: знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения; развивать творческие способности
1 вариант: детям дается инструкция «подбери фигуры по цвету; размеру» (одно свойство)
2 вариант: детям дается инструкция «подбери фигуры синего цвета и не синего; красного и не красного….» (два свойства: цвет и отрицание)
3 вариант: детям дается инструкция «подбери фигуры по трем свойствам» (три свойства: форма, толщина и отрицание)
Выполняя любое из вышеперечисленных заданий (к примеру вариант 1),ребенок находится в зоне ближайшего развития так как выполняет, обучаясь, вместе со взрослым. Выполнив аналогичное задание самостоятельно, он успешно переходит в зону актуального развития и тогда вариант игры 2, становится для этого ребенка зоной ближайшего развития.
По Выготскому, зона актуального развития — это все знания и умения, которые известны ребёнку на текущий момент. Руководствуясь ими, он может выполнять поручения взрослого, не обращаясь к нему за помощью. Зона ближайшего развития — это знания, умения и навыки, которые ребёнку помогли приобрести.
Дистанция между актуальной и ближайшей зонами развития критически важна. При её несоблюдении умственные процессы, которые только формируются, так и не перейдут из разряда потенциальных в используемые.
Познавая новое, ребёнок преодолевает путь от знакомого к незнакомому, от привычного - к тому, о чём не имеет представления. Следствием этого становится переход процессов из зоны ближайшего развития в фазу актуального. Ранее незнакомые свойства воспринимаются им как нечто врождённое
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности, а также на сформированную ранее у ребенка систему научных понятий. Понятие зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка» (Л.С. Выготский).
Вывод: использование в обучении детей дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование на неделю второй год обучения детей с нарушениями интеллекта
Планирование составлено в соответствии с Программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта ЕКжановой, Стребелевой...
Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Классификация технологий обучения и методы применения....
Технология дифференцированного обучения детей дошкольного возраста
из опыта работы...
Игры по обучению детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности
Игры по обучению детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности...
Игры на обучение детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности
В нашем современном мире детей подстерегает опасность. А дети имеющие ограниченные возможности здоровья более уезвимы: не могут говорить, не ориентируются в пространстве, всегда требуются сопровождени...
«Технологии дифференцированного обучения детей дошкольного возраста»
Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса ...
Статья «Технология дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях»
В современной сложной ситуации происходит отдаление подрастающего поколения от музыкального искусства. Не уделяется должного внимания развитию внутреннего духовного мира человека. У детей наблюдается ...