Конспект логопедического занятия Автоматизация звука «Р» На тему «В гостях у фермера Егора»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Каталова Ирина Владимировна

Конспект логопедического занятия   Автоматизация звука «Р» На тему «В гостях у фермера Егора» с применением здоровьесберегающих технологий.. Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_fermera_egora.docx333.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Автоматизация звука «Р»

На тему «В гостях у фермера Егора»

Цель:

Автоматизация звука [р] в словах, фразах-по теме «В гостях у фермера Егора»

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навык произношения звука [р] словах и словосочетаниях;
  • продолжать формировать умение определять позицию звука в слове;
  • уточнить представления об артикуляции и характеристике звука [р];
  • формировать умение читать слоги, слова;
  • совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать силу и длительность выдоха.
  • Развивать фонематические функции (выделение звука из слова, фонематические представления)
  • Развивать внимание, память (кратковременную, долговременную), мышление;
  • Развивать координацию речи с движением;
  • Развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки,);

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога.
  • формировать навыки самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: тренажер на дыхание, картинки-задания на развитие межполушарного взаимодействия, массажные полусферы, фигурка фермера Егора, муляжи овощей, фруктов и игрушки, коллаж с изображением фермы, игра на определение позиции звука в слове «Разложи по ящичкам», игра «Посчитай звуки», прилипалы, Игра «Разноцветные пальчики», игра «Посчитай слоги», «Волшебный мешочек» с игрушками, Игра «Собери посылки», листы заданий для двуручного рисования, звезды с предметными картинками на липучках, которые крепятся на карту звездного неба, домино с картинками на звук «Р».

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.

Оргмомент

Рассказ

Создание проблемной ситуация

- Сегодня к нам пришел фермер Егор, чтобы пригласить вас к себе в гости, на ферму. Он хочет показать вам свою ферму. Фермер Егор очень любит работать на своей ферме, а в конце дня, он любит смотреть на ночное небо, любоваться звездами и играть в настольные игры. Сегодня он предлагает нам выполнить вместе с ним несколько интересных заданий и узнать какое созвездие у него любимое. А потом поиграть в настольную игру.

- Принимаем приглашение?

Отлично!

Фермер Егор приготовил нам несколько заданий.

- А за каждое выполненное задание он будет давать нам 1 звездочку, и мы сможем из этих звезд собрать любимое созвездие Фермера Егора и узнать его название. А возможно вы его уже знаете.

- Ну что, готовы?

Да.

Да

  1. Организовать детей.
  2. Настроить детей на занятие.
  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  4. Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

II.

Основной этап.

Повторение материала.

Упражнение на развитие дыхания.

Опрос.

Уточнение артикуляции

Но прежде, чем приступить к выполнению заданий фермер Егор просит проверить хорошо ли работают его вертушки- лягушки, которые показывают какой дует ветер: сильный или слабый?

- Давайте подуем на них легонько.

Теперь посильнее, сильно.

- Отлично, вертушки исправны, и их можно установить на ферме.

- Теперь фермер Егор хочет убедиться хорошо ли мы умеем рычать, потому что именно звук [р] поможет нам выполнить все его задания.

- Произнесите звук [р] и проведите линии обеими руками на картинке.

- Давайте вспомним характеристики звука [р].

-Где находится язык при произнесении звука [р]?

Что происходит с кончиком языка?

- Молодцы!

Дуют

«Рычат» и рисуют пальчиками.

Вверху.

Он дрожит, вибрирует.

Развитие дыхания.

Отработать изолированное произношение звука [р].

Развивать межполушарного взаимодействия, координации речи с движением.

Уточнение артикуляции звука [р]

- Теперь Фермер Егор хочет послушать как мы произносим слоги.

- Давайте повторим слоги и сделаем массаж пальчикам на массажном коврике.

Отлично! Теперь Фермер Егор уверен, что вы справитесь со всеми заданиями.

Да

РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

АР-ОР-УР-ИР-ЫР-ЭР

АРА- АРО-АРУ-АРЫ-АРЭ

Отработать произношение звука [р] в слогах.

Актуализация знаний.

Игра «Выбери слова со звуком [р]».

(1) И вот мы уже на ферме.

- Давайте посмотрим и назовем, что мы видим на его ферме со звуком [р]. Выберите и назовите 10 слов.

Молодцы!

Ферма, сарай, корова, крот, помидор и тд.

Развивать фонематическое восприятие, память, зрит. восприятие.

Игра «Разложи по ящикам»

(2)

- Следующее задание, вот какое.

У Фермера Егора есть Щенок Рекс, который разбрасывает предметы, а Фермеру Егору приходится их потом убирать. И вот фермер Егор решил приучить щенка Рекса убирать все разбросанные предметы по ящикам. И дал такое задание Рексу.

-В первый ящик надо сложить вещи со звуком [р] в начале слова, во второй-в середине слова, и в третий- в конце слова.

-. Поможем разобрать вещи щенку Рексу по ящичкам?

Словарь: Робот, ранец, расческа, ракета, ракушка, ручка, рубин, фартук, ведро, пирамида, перо, барабан, буратино, краски, пружина, гитара, носорог, топор, ковер, веер, шар, экскаватор.

- Молодцы!

ДА

Раскладывают.

-Робот. Звук [р] слышим в начале слова, ковер – звук [р] в конце слова…. И т.д.

Формировать умение определять позицию звука в слове.

Игра «Посчитай звуки.»

(3) - Следующее задание.

Фермер Егор предлагает нам определить, сколько раз звук [р] слышится в слове. И прикрепить столько же прилипал на смайлики рядом с картинкой.

Словарь; помидор, бутерброд, ярмарка, жираф, рупор, термометр, трактор, крот, рубашка, фермер, арбуз, маркер.

Проговаривают и приклеивают.

ПОМИДОР- 1 звук

БУТЕРБРОД- 2 звука

Т.д.

Активизировать фонематический слух (умение выделять заданные звуки из речевого потока).

Игра «Разноцветные пальчики»

(4) Дальше фермер Егор предлагает нам вот какое задание.

- Нажмите на цветные круги в столбиках нужным пальцем одновременно двумя руками. Каждому пальцу соответствует свой цвет. Назови картинку.

Словарь: Радуга, муравей, кукуруза, роза, мухомор. Ракета, забор, ведро, робот, барабан.

Дети нажимают и называют.

Радуга, муравей, кукуруза, роза, мухомор.

Автоматизация звука р в словах.

Развитие межполушарного взаимодействия, координации речи с движением.

Динамичес

кая пауза.

Игра «Посчитай слоги»

(5)

- Теперь настало время немного размяться. Фермер Егор предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек»

- Давайте посмотрим, что он нам приготовил.

- Надо достать фигуру, назвать ее и сделать столько шагов по массажным коврикам, сколько слогов в этом слове.

Лексический материал: Персик, носорог, жираф, груша, тигр, верблюд, морковь, зебра, мультиварка.

Отлично! Молодцы!

- Теперь будем приседать и поднимать руки вверх.

-Я буду называть слова, а вы если услышите слово со звуком Р поднимите руки вверх, если в слове нет звука Р- присядьте.

Лексический материал: КАРТА, ВОДА, КАРМАН, КАРТИНА, МЕДВЕДЬ, САХАРНИЦА, ХОЛОДИЛЬНИК, КАРТОШКА, ДОМ, КОНФЕТА, ШАРФ.

Шагает

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

Развитие фонематического слуха

Развитие координации речи с движением.

Зрительная гимнастика

- Теперь сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика выполняется на тренажере Базарного.

Игра «Собери посылки»

(6)

А сегодня утром фермер Егор получил письмо от бабушки. Она просит прислать ей 3 посылки. В одну просит положить овощи, в другую- фрукты и в третью- молочные продукты.

- Поможем собрать посылки фермеру Егору. Надо выбрать молочные продукты и овощи только те, в названии которых есть звук [р].

СЛОВАРЬ:

Морковь Сыр Груша

Помидор Йогурт Гранат

Брокколи Мороженное Виноград

Картофель Кефир Персики

Кукуруза Творог Хурма

Горох Простокваша

Укроп

Петрушка

Спаржа

Руккола

Огурцы

Раскладывают

Уточнение и расширение словаря по темам: овощи, фркты и молочные продукты.

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Назови, что в фигуре».

(7)- Отлично! Молодцы! Нам осталось заполучить последнюю звезду. И вот какое задание нам приготовил фермер Егор.

- На картинном поле найдите одинаковые фигуры справа и слева. Назовите их. Проведите пальчиками или фломастерами от них линии к центральной такой же фигуре. Скажите, что в красном круге, сером квадрате и т.д.

В красном круге огурцы.

В сером квадрате гранат.

И т.д.

Развитие межполушарного взаимодействия. Автоматизация звука [р] во фразе.

Игра «Собери цепочку слов»

-Ребята, мы собрали все звезды и теперь можем сложить созвездие, на которое любит любоваться фермер Егор.

Нам надо собрать цепочку слов. Первое слово отмечено звездочкой. А каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего слова.

– Отлично вот и получилось у нас созвездие. А называется оно- большая медведица.

Словарь: ПОМИДОР-РЫБАК-КОРОВА-АРБУЗ-САРАЙ-ЙОГУРТ-ТРАКТОР

Молодцы !

Собирают и проговаривают.

ПОМИДОР-РЫБАК-КОРОВА-АРБУЗ-САРАЙ-ЙОГУРТ-ТРАКТОР

Продолжать формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Активизировать фонематический слух (умение выделять заданные звуки из речевого потока), память, зрит. восприятие.

Контроль знаний и умений.

(КЗ).

Игра «Домино»

- А еще, по вечерам, когда вся работа сделана, фермер Егор приглашает к себе друзей поиграть в разные настольные игры и в одну игру предлагает вам тоже сегодня сыграть. Это «Домино со звуком Р»

Словарь: ЖИРАФ-ТОПОР-САХАР-РАНЕЦ-АРБУЗ-РАКЕТА-ПОЖАРНИК-РАК-КОРАБЛЬ-РАСЧЕСКА-БАРАБАН-СЫР

Играют

Проконтролировать уровень усвоения

III.

Итог занятия.

-Отлично! Вот и подошло к концу наше занятие.

- Подведем итог.

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся (ребенка).

Опрос.

Оценивание.

- О каком звуке мы сегодня говорили?

-Что мы сегодня делали?

Что больше всего понравилось?

Что было самым трудным?

Молодцы! Мы отлично справились со всеми заданиями. А фермер Егор передал вам вот такие подарки.

Мы говорили о звуке Р

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность детей.

Спасибо!

Домашнее задание.

Дома упражняться в произнесении слов со звуком р.

Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"

На данном занятии происходит автоматизация звука "Р" в различных звуковых сочетаниях, словах, и предложениях. Материал подобран по лексической теме "Птицы"...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКИЙ  ДЕТСКИЙ  САД «УЛЫБКА»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука  [ Р ] в слогах»Составитель: учитель-...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) в слогах и словах."

Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за...

конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /ш/ "

В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления правильного произношения звука /ш/ в слогах, словах,предложениях,тексте....

Конспект логопедического занятия " Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразовой речи. Путешествие в Песочную страну"

Конспект "Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах. Путешествие в Песочную страну" разработан для организации коррекционно-развивающей деятельности  для детей старшего дошкольного возраст...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по ФГОС. " Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях"...

Методическая разработка логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме: «Транспорт»

Занятие поможет детям старшего дошкольного возраста в игровой форме автоматизировать звук "Ш"...