«Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
консультация (старшая группа)
Профилактика — это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Профелактика нарушений поведений в детском возрасте" | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
Профилактика — это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.
Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты. Специалисты говорят о том, что в жизни человека бывают обстоятельства, которые могут способствовать развитию поведенческих расстройств; эти обстоятельства называют факторами риска. В то же время имеется ряд других факторов, которые удерживают человека от нарушений, и они называются защитными факторами. Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он/она будет подвержен развитию поведенческих расстройств.
Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.
Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска. Одни факторы риска являются общими для широкого круга эмоциональных и поведенческих проблем, тогда как другие оказывают более специфическое влияние.
Факторы риска, играющие важную роль в развитии поведенческих и эмоциональных проблем в детском возрасте : генетика, трудный темперамент, неадекватные родительские навыки, антисоциальные группы равных, плохой родительский мониторинг, социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей).
Знание факторов риска снабжает специалистов многочисленными мишенями для профилактики. Но важно помнить, что у многих индивидов, которые подвергаются воздействию факторов риска, эмоциональных и поведенческих проблем не развивается. Дело в том, что выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами.
Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.
Защитные факторы — те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска, способствуют развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области)
К факторам защиты относят: генетику, интеллект, спокойный темперамент, хорошие отношения с опекающими лицами, позитивные отношения со сверстниками, позитивные отношения с педагогами, эффективные родительские навыки, эффективный родительский мониторинг.
Развитие социальных компетенций связано с развитием эмоционального контроля, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, способность к усвоению и применению социальных правил и норм.
Опираясь на факторы защиты можно выделить направления профилактических мероприятий :
• Построение отношений с воспитателями и педагогами;
• Оптимизация детско-родительских отношений;
• Организация развивающей среды.
В ходе экспериментальных исследований было выявлены ряд личностных качеств педагога, прямо или косвенно влияющих на расстройства поведения у детей :
• Личностная тревожность и сверхконтроль поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведет к снижению социальной активности ребенка и затрудняет формирование его субъектности.
• Преимущественное развитие вербального интеллекта у педагогов и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания, входящей в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у детей, негативно отражающейся на результатах детской деятельности.
• Поведенческая агрессивность педагогов на фоне неадекватной самооценки означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.
• Равнодушие, формальное отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка.
• Неадекватное отношение к себе и малодифференцированный образ «Я» педагогаговорит о том, что воспитатели и учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состоянии сделать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.
Негативно на детское поведение также могут влиять такие личностные особенности педагогов, как: повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей.
Для воспитателей детских садов, по мнению Р. В. Овчаровой, особенно актуальной является проблема повышения педагогического мастерства, поскольку по многим показателям развития профессиональных качеств они не достигают зоны оптимальности. Низкая профессиональная компетентность ведет к низкому качеству педагогического процесса, является неэффективной для обычных детей, а у проблемных детей, приводит к демотивации познания и учения, недоразвитию познавательных интересов.
Для преодоления вышеописанных трудностей, можно предложить психотехнические игры и упражнения Н. В. Самоукиной, которые может использовать психолог, помогая педагогам справиться с нервно-психическим напряжением и способствуя гармонизации внутреннего мира педагога.
Для занятий психотехническими играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Необходимо выработать у педагога привычку к психотехническим действиям, сформировать потребность в психологической стабильности и внутреннем порядке. Тренинговые занятия с педагогами должны проводиться под руководством специалистов, имеющих специальное психологическое образование.
Применяемые игры условно делятся на пять типов:
1. Игры-релаксации. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, педагог может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху. Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания», «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я – ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я – резервуар».
2. Адаптационные игры. Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Используются следующие игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».
3. Игры-формулы. Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь.», «Я все сумею.», «Я убежден в том, что.», «Я верю в то, что.». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов.
4. Игры-освобождения. Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Существует несколько форм децентрации: ролевая (перевоплощение человека в другой предмет, интеллектуальная (производится за счет взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», коммуникативная (реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой – хороший). Перечень игр-освобождений: «Диалог», «Видеокамера», «Плохой – хороший», «Мой враг – мой друг».
5. Игры-коммуникации. В ходе работы с педагогами можно организовывать такие игры–коммуникации, которые дали бы возможность педагогу осознать чувства другого участника образовательного процесса. Их смысл состоит в смене позиции, роли, когда педагог проигрывает различные ситуации с позиции ребенка, родителя, руководителя.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Т. Харрис считал, что “лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям”. Модель групповых консультаций и профилактическое воспитание родителей разработана Х. Джиноттом. В основе этой модели лежит стремление научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка.
Условием развития самосознания ребёнка является положительное восприятие родителями их родительских функций. Именно на это и направлена модель: родители должны рассматривать свой родительский опыт положительно, не испытывать никакого чувства вины перед детьми. Х. Джинотта различает три формы воспитания родителей:
Групповая терапия является достижение постоянных изменений в структуре личности родителя. Психотерапия предназначена для людей с эмоциональными нарушениями, страдающих от неумения разрешать проблемы отношений родителей и детей.
Групповые консультации должны помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Здесь не нужны никакие структурные изменения человеческой личности, главное – помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных положений. Так они учатся друг у друга и постепенно начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще.
Инструктаж родителей также происходит в группе. По своей методике и даже теоретическим подходам групповой инструктаж напоминает групповые консультации. Он ставит более скромные цели по сравнению с консультацией или терапией. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить взрослых прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, помочь найти общий язык, научить руководить детьми.
Х. Джинотта считает, что чем лучше родители будут знать себя, тем лучше они смогут понять чувства и поведение своих детей. Поэтому одной из задач воспитания родителей является эмансипация родителей, пробуждение желания лучше познать самих себя и в конечном итоге – лучше понимать своих детей. Автор постоянно говорит о необходимости одобрительно относиться к чувствам ребёнка. Он считает, что ребёнка надо воспринимать таким, каков он есть, хотя отдельные его поступки можно и осуждать.
Преодоление поведенческих нарушений у детей возможно также через организацию развивающей среды. Л. С. Выготский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…».
Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и аромотерапии; возможность принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.
Специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, давать возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Совершенствование двигательных функций, эмоциональная и двигательная разрядка, снятие мышечного напряжения ребенка успешно происходит, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т. д. Общая координация движений и, одновременно, коррекция страхов темноты и замкнутого пространства отрабатывается в играх со специальным матерчатым туннелем, сшитым из темной ткани и надетым на обруч.
Легкие, но достаточно большие «строительные блоки» – обклеенные картонные коробки, покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты – все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства группы, может быть переоборудовано по желанию детей и обыграно в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Боксерская груша в группе, «мягкие стенки», обитые толстым паралоном по росту ребенка, предметы неопределенной формы, закрепленные на полу (по типу куклы Гамби – гнущаяся фигурка с не прорисованным лицом, агрессивные куклы «би-ба-бо» (волк, баба-яга, пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности, фрустрации.
Песок и воду полезно использовать как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, бассейн – возможности здесь безграничны. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей; не принимающих игр с игрушками, с несформированными игровыми действиями.
Яркость, необычность оборудования пространства, не только обеспечат детям успех в преодолении поведенческих и эмоциональных проблем, но и становятся действенным средством профилактики агрессивного поведения, страхов и тревожности
Следовательно, профилактика — это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты. Выделяют основные направления профилактических мероприятий : построение отношений с воспитателями и педагогами; оптимизация детско-родительских отношений; организация развивающей среды. Каждое из направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии. Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации. Оптимизация детско-родительских отношений нацелена научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка, на положительное восприятие родителями их родительских функций. Для этого применяются групповые терапии, групповые консультации, инструктаж. Грамотное построение развивающего пространства детского сада тоже является мощным профилактическим средством нарушений поведения детей дошкольного возраста.
Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом» в условиях инклюзивной группы детского сада.
Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться своей речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
Индивидуализация помощи отражается в целях, которые охватывают следующие направления работы: формирование поведения; коррекцию эмоциональной сферы; формирование игровых действий, умений; социально-бытовую адаптацию. В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций: необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации; по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте; учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия; помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...
«ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»
Конспект детско-родительского тренинга...
Нарушения поведения в детском возрасте
Нарушения поведения в детском возрасте...
Рекомендации для родителей по профилактике нарушений поведения у ребенка.
Рекомендации для родителей по профилактике нарушений поведения у ребенка....
Профилактика нарушений поведения у дошкольников
Презентаццию "Профилактика нарушений поведения у дошкольников" можно использовать для группового консультирования педагогов и родителей....
Рекомендации для родителей по профилактике нарушений поведения у ребенка.
1. В своих отношениях с ребенком придерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает закрепить уверенность ребенка в с...
Нарушения поведения детей дошкольного возраста. Причины возникновения и методы профилактики.
В статье раскрываются прорблемы нарушения поведения детей, причины их возникновения и методы их профилактики....