Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет
картотека по коррекционной педагогике

Романова Екатерина Леонидовна

Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет

 

Название игры: «Фигуры из палочек».

Цель: Тренировка зрительной памяти, понимание и выполнение словесной инструкции.

Оборудование: счётные палочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_korrektsionno.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет

Название игры: «Фигуры из палочек».

Цель: Тренировка зрительной памяти, понимание и выполнение словесной инструкции.

Оборудование: счётные палочки.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала один раскладывает палочки на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв лист на 2-4 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных палочек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» в памяти фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположения палочек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.

         По мере повторения тренировки хорошо ещё добавить к увеличению количества палочек и их расположения ещё и цвет.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем. Сначала ты (Сережа) раскладываешь палочки на столе и накрываешь их листом бумаги, затем, подняв лист на 2-4 секунды, показываешь своему товарищу (Диме) полученную фигуру. Посмотрев, Дима закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных палочек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» в памяти фигуру. После этого Сережа поднимает лист и сверяет количество и правильность расположения палочек с оригиналом. Затем вы меняетесь ролями.

Название игры: «Верь ушам, не верь глазам».

Цель: Тренировка памяти (запоминание установки).

Оборудование: Карточки со схематическим изображением гимнаста в разных движениях.

Ход игры: педагог предлагает детям поиграть, но немного необычно. Он говорит детям, что они должны слушать инструкцию и смотреть на карточку с гимнастом одновременно. Если словесная инструкция не совпадёт с картинкой, то все равно нужно выполнять то задание, которое услышали.

Примечание: Эту игру можно проводить  с другой установкой: «Верь глазам, не верь ушам»,  тогда будет тренироваться зрительная память и внимание.

Инструкция: Дети, вы должны слушать инструкцию и смотреть на карточку с гимнастом одновременно. Если словесная инструкция не совпадёт с картинкой, то все равно нужно выполнять то задание, которое услышали.

Название игры «Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Оборудование: игровое поле, пуговицы.

Ход игры: Играют два ребенка. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Инструкция: «Ребята, пред вами лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого из вас есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Название игры: «Фокусники».

Цель: Развитие тактильной памяти, внимания.

Оборудование: Несколько листков разноцветного картона, отличающихся по фактуре.

Ход игры: Ребёнку предлагают лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Отвернувшись, на ощупь ребёнок отгадывает цвет картона. Начинать нужно с 3-4 картонок, постепенно увеличивая количество.

Усложнение: можно предлагать листки картона, которые отличаются по запаху. При отгадывании (с закрытыми глазами) дети должны назвать и цвет картона.

Инструкция: Тебе надо лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Запомнил? Теперь тебе надо отвернуться и на ощупь отгадать цвет картона.

Название игры: «Кому что нужно?».

Цель: Развитие зрительной памяти.

Оборудование: Карточки с изображением людей разных профессий и орудий труда.

Ход игры: Педагог сообщает, что в гости к детям пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Дети подбирают инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.

Инструкция: Дети к вам в гости пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда).

Вам надо  подобрать инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.

Название игры: «Новоселье».

Цель: Развитие зрительной памяти, ориентировки в пространстве.

Оборудование: План-схема расположения мебели в комнате, игрушечная мебель, кукла.

Ход игры: Педагог сообщает ребёнку, что у куклы Насти теперь новый дом и ей нужно помочь расставить мебель. Сама она нарисовала план обстановки. Ребёнок либо с помощью взрослого, либо самостоятельно рассматривает схему, запоминает её за 2-3 минуты. Затем по памяти расставляет мебель так, как запомнил и сравнивает со схемой.

Инструкция: Посмотри у куклы Насти теперь новый дом и ей нужно помочь расставить мебель. Сама она нарисовала план обстановки.

Посмотри внимательно схему, запоми её.  А теперь по памяти расставь мебель так, как запомнил. А теперь сравни со схемой.

Название игры: «Звук заблудился».

Цель: Развитие слуховой памяти, фонематического слуха.

Оборудование: Карточка подборки заданий.

Инструкция: Звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, помогт ему: «Я буду называть слово, а ты меняй всегда первый звук на звук (Р)».

Например: Хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).

Название игры: «Угадай, кто ты?».

Цель: Тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.

Оборудование: Шапочки (животных, овощей, фруктов).

Ход игры: Педагог закрывает глаза, ребёнок одевает ему любую шапочку на голову (например «зайца»). Педагог поисковыми вопросами должен узнать кто он.

Инструкция: Я закрою глаза, ты мне оденешь любую шапочку на голову (например «зайца»). Я буду задавать тебе вопросы, чтобы узнать кто я.

- Я живое существо или нет?       - Да

- Я большое или маленькое?        - Маленькое

- Я живу в лесу или дома?            - В лесу

- У меня перья или мех?               - Мех

- Я зимой сплю?                            - Нет

- Я линяю?                                     - Да

- У меня уши, какие?                     - Длинные

- Чем я питаюсь?                        - Корой, травой

- Я – Заяц?                                   - Да.

Затем педагог меняется ролями с ребёнком.

Название игры: «Не ошибись».

Цель: Развитие слуховой памяти, реакции на сигнал.

Оборудование: Барабан, металлофон, бубен.

Ход игры: Педагог обговаривает с детьми, что нужно делать, если услышат звук бубна, барабана, металлофона:

хлопают в ладоши; встают и садятся; поднимают руки вверх и т.д

Дети запоминают установку, игра сначала идет в медленном темпе, затем ускоряется, и меняются установки.

Инструкция: Дети, если вы услышите  звук бубна, то хлопаете в ладоши,  барабана – встаете и садитесь, металлофона – поднимаете руки вверх.

 «Сосчитай глазами»

Цель: формировать память, активное внимание, реакцию сосредоточения.

Оборудование: Листы бумаги с изображением кружочков и крестиков. карандаш

Инструкция:

Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс коррекционно-развивающих упражнений для подготовки детей к школе

комплекс предназначен для педагогов и психологов для работы с детьми подготовительной группы по подготовке к школе....

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ЗПР в условиях дома ребенка

Занятия рассчитаны на детей раннего возраста с диагнозом ЗПР в условиях дома ребенка.  Комплекс направлен на развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов по теме "Осень"....

Коррекционно - развивающие мероприятия по речевому развитию для детей от 2 до 4 лет

План кореекционных мероприятий для детей от 2 до 4 лет...

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста

Комплекс игр способствует развитию и обогащению словарного запаса детей. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях....