Коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей старшего возраста "Матрёшкины загадки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию для детей с тяжелым нарушением речи и зрения «Матрёшкины загадки». Игровое занятие является наиболее оптимальной формой организации совместной познавательной деятельности детей, способствующей всестороннему полноценному развитию личности ребёнка; формированию у него общей культуры, целостного представления о мире; формирования у ребёнка системных знаний и обобщения умений. Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосфере дошкольник активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Данная разработка может быть использована воспитателями и специалистами ДОУ не только компенсирующего вида, но и педагогами инклюзивной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshkiny_zagadki.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Номинация 3 «Разработка занятия педагога ДОУ».
Подноминация 1 «НОД, организованная образовательная деятельность».
Тип и название мероприятия:
Коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей старшего возраста с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи III уровень речевого развития) с использованием русской народной игрушки-матрёшки «Матрёшкины загадки».
Контингент: старшая группа детей с тяжёлым нарушением речи и зрения.
Продолжительность: 25 минут.
Применяемые педагогические технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная, технология сотрудничества.
Авторы: учитель-логопед – Оршульская Дарья Дмитриевна
Название образовательной организации: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Актуальность
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию для детей с тяжелым нарушением речи и зрения «Матрёшкины загадки». Игровое занятие является наиболее оптимальной формой организации совместной познавательной деятельности детей, способствующей всестороннему полноценному развитию личности ребёнка; формированию у него общей культуры, целостного представления о мире; формирования у ребёнка системных знаний и обобщения умений. Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосфере дошкольник активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Данная разработка может быть использована воспитателями и специалистами ДОУ не только компенсирующего вида, но и педагогами инклюзивной практики.
Новизна
Ни все авторы методических пособий учитывают особенности работы с детьми с нарушением зрения, а также зрительные возможности этих детей. Поэтому при отборе содержания и методов обучения детей с тяжелым нарушением речи и зрения необходимо адаптировать предложенные материалы.
Применяемые педагогические технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная, технология сотрудничества.
Коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей старшего возраста с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи III уровень речевого развития) «Матрёшкины загадки».
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания детей по обучению грамоте.
Задачи:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память.
- Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово».
- Продолжать учить детей проводить звукобуквенный анализ слов.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать интерес к выполнению заданий.
- Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания.
- Воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение работать в малых группах.
Оборудование:
- Набор матрёшек.
- Матрешки с буквами на передниках для составления слова, цветные фишки для выкладывания звукобуквенных схем слова.
- Две матрешки в разных платочках (синий и зеленый) на ковролине. Набор картинок со звуками Д и Дь.
- Мяч
- Карточки с матрешками к заданию «Продолжи ряд».
- Деревянные ложки, маленькие матрешки 7 штук.
- Карточки с нелепицами
Предварительная работа:
- Знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой.
- Составление слов из заданных букв.
- Звукобуквенный анализ слов.
- Определение твердого и мягкого звука в слове.
- Игра с антонимами.
- Отхлопывание ритмов с помощью деревянных ложек.
Ход занятия.
Вводная часть.
Ребята, у нас сегодня будет очень интересная игра. Смотрите, кто-то спрятался под платочком у нас на столе. Чтобы узнать кто там, предлагаю вам отгадать загадку.
Основная часть.
Логопед загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. . . (матрешка).
Дети отгадывают загадку, логопед снимает платочек и на столе оказываются 6 деревянных матрёшек. Звучит аудиозапись.
«Ребята, мы сегодня пришли с вами поиграть, в каждой из нас спряталось задание для вас. Первое задание находится в самой высокой матрешке, следующее в матрешке поменьше. Как только вы всё выполните, то сможете снова собрать нашу семью в одну большую матрешку. Ну а теперь предлагаю начать игру».
Логопед: «Ребята, давайте начнем! Где у нас самая высокая матрешка?»
Дети: «Вот она» -показывают, на самую большую матрешку.
Логопед открывает матрешку и достает листик с инструкциями.
1.«Вот моё первое задание. Подойдите к ковролину, там живут мои подружки – Даша и Дина. Надо распределить все картинки для соответствующих матрешек, надеюсь, что вы догадаетесь как это сделать».
Дети с логопедом подходят к ковролину. На нем закреплены две матрешки- Даша в синем платочке, Дина в зеленом платочке. Рядом закреплены различные картинки.
Логопед: «Ребята, как вы думаете, как нам распределить эти картинки?»
Дети: «Нужно картинки с твердым звуком Д прикрепить к Даше, а с мягким звуком Дь, прикрепить Дине».
Логопед: «Правильно, давайте уже всё распределим!».
Дети выполняют задание –для Даши (чемодан, помада, карандаш, подушка, дом); для Дины (гвоздика, дерево, будильник, дятел, гвозди).
Логопед: «Молодцы, ребята! Давайте, посмотрим, что приготовила для нас матрёшка поменьше». Открываем следующую матрёшку, достаем новую инструкцию.
2.«Дружно в круг скорей вставай, в игру «скажи наоборот» играй».
«Скажи наоборот» (игра в кругу с мячом). Матрёшку можно: покупать – продавать, поднимать – опускать, бросать – поднимать, прятать – искать; Матрёшку можно ставить: высоко – низко; Матрёшка маленькая – большая, страшная – красивая, грустная – весёлая.
Логопед: «Отлично поиграли, давайте посмотрим, что нас ждёт дальше». Открываем следующую матрёшку.
3.«На столе стоят матрешки с буквой на переднике, нужно выставить их так, чтобы слово получилось. Рядом фишки для звукобуквенного анализа этого слова».
Дети расставляют матрёшек- получается слово – весна. Затем берут фишки и выкладывают около каждой матрешки нужный цвет соответствующего звука- зеленый, красный, синий, синий, красный.
4.Логопед: Молодцы, ребята. Вы справились. Предлагаю отдохнуть и поиграть с ложками. Раздаются деревянные ложки, дети за логопедом повторяют ритм с ложками и пропевают чистоговорки:
Ша-ша-ша – Как Матрёшка хороша,
Ши-ши-ши – С Матрёшкой играют малыши.
А теперь поиграем с матрешками. Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках матрешка.
1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3 сек).
Посмотрите, какая у меня матрешка (2-3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2-3 сек)». (Повторить 4 раза).
2. «Матрешки у нас веселые, любят бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». (Повторить 4 раза).
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». (Повторить 4 раза).
Логопед: «Отдохнули, а теперь пора посмотреть, что нас ждет дальше». Открываем следующую матрёшку.
5.«Ребята, садитесь за стол, возьмите каждый себе карточку и продолжите в ней ряды».
Дети садятся, у каждого своя карточка. В каждом ряду не хватает матрёшки, нужно правильно её подобрать и продолжить ряд.
Логопед: Отлично, у всех всё получилось! Ребята, у нас осталась последняя Матрёшка, которая прячет задание. Давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Открываем Матрешку и достаем инструкцию.
6.«Ребята, я приготовила для вас веселые нелепицы! Послушайте их и исправьте предложения».
Логопед читает нелепицы- дети их исправляют:
Весной все звери готовятся к зимней спячке.
Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
Зимой мы купаемся и загораем, собираем цветы и ягоды.
Собаки спят в кровати, а утром выгуливают мальчиков и девочек.
В супу варится кастрюля и посуда моет маму.
Домик девочку рисует и песенку поёт.
Логопед: «Молодцы, ребята! Мы все выполнили и весело поиграли. Предлагаю собрать нашу Матрёшку». Дети собирают Матрёшку.
Логопед: «Какая красивая и интересная игра с Матрёшкой у нас получилась! Ребята, а что вам запомнилось больше всего?»
Дети по очереди отвечают, что им понравилось больше всего на этом занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»
Задачи:ü познакомить детей с технологией синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü упражнять детей ...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках» Программные задачи: 1. Учить детей передав...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»
Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...
Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"
Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...
Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".
1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...