Коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей старшего возраста "Матрёшкины загадки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Оршульская Дарья Дмитриевна

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию для детей с тяжелым нарушением речи и зрения «Матрёшкины загадки». Игровое занятие является наиболее оптимальной формой организации совместной познавательной деятельности детей, способствующей всестороннему полноценному развитию личности ребёнка; формированию у него общей культуры, целостного представления о мире; формирования у ребёнка системных знаний и обобщения умений. Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосфере дошкольник активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Данная разработка может быть использована воспитателями и специалистами ДОУ не только компенсирующего вида, но и педагогами инклюзивной практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshkiny_zagadki.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Номинация 3 «Разработка занятия педагога ДОУ».

Подноминация 1 «НОД, организованная образовательная деятельность».

Тип и название мероприятия:

Коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей   старшего возраста с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи III уровень речевого развития) с использованием русской народной игрушки-матрёшки «Матрёшкины загадки».

Контингент: старшая группа детей с тяжёлым нарушением речи и зрения.

Продолжительность: 25 минут.

Применяемые педагогические технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная, технология сотрудничества.

Авторы: учитель-логопед – Оршульская Дарья Дмитриевна

Название образовательной организации: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Аннотация

Актуальность

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию для детей с тяжелым нарушением речи и зрения «Матрёшкины загадки». Игровое занятие является наиболее оптимальной формой организации совместной познавательной деятельности детей, способствующей всестороннему полноценному развитию личности ребёнка; формированию у него общей культуры, целостного представления о мире; формирования у ребёнка системных знаний и обобщения умений. Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосфере дошкольник активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Данная разработка может быть использована воспитателями и специалистами ДОУ не только компенсирующего вида, но и педагогами инклюзивной практики.

Новизна

Ни все авторы методических пособий учитывают особенности работы с детьми с нарушением зрения, а также зрительные возможности этих детей. Поэтому при отборе содержания и методов обучения детей с тяжелым нарушением речи и зрения необходимо адаптировать предложенные материалы.

Применяемые педагогические технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная, технология сотрудничества.

Коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей   старшего возраста с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи III уровень речевого развития) «Матрёшкины загадки».

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память.
  2. Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово».
  3. Продолжать учить детей проводить звукобуквенный анализ слов.
  4. Развивать фонематический слух.
  5. Развивать интерес к выполнению заданий.
  6.  Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания.
  7. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение работать в малых группах.

Оборудование:

  1. Набор матрёшек.
  2. Матрешки с буквами на передниках для составления слова, цветные фишки для выкладывания звукобуквенных схем слова.
  3. Две матрешки в разных платочках (синий и зеленый) на ковролине. Набор картинок со звуками Д и Дь.
  4. Мяч
  5. Карточки с матрешками к заданию «Продолжи ряд».
  6. Деревянные ложки, маленькие матрешки 7 штук.
  7. Карточки с нелепицами

Предварительная работа:

  1. Знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой.
  2.  Составление слов из заданных букв.
  3. Звукобуквенный анализ слов.
  4. Определение твердого и мягкого звука в слове.
  5. Игра с антонимами.
  6. Отхлопывание ритмов с помощью деревянных ложек.

Ход занятия.

Вводная часть.

Ребята, у нас сегодня будет очень интересная игра. Смотрите, кто-то спрятался под платочком у нас на столе. Чтобы узнать кто там, предлагаю вам отгадать загадку.

 Основная часть.

Логопед загадывает загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская. . . (матрешка).

Дети отгадывают загадку, логопед снимает платочек и на столе оказываются 6 деревянных матрёшек. Звучит аудиозапись.

«Ребята, мы сегодня пришли с вами поиграть, в каждой из нас спряталось задание для вас. Первое задание находится в самой высокой матрешке, следующее в матрешке поменьше. Как только вы всё выполните, то сможете снова собрать нашу семью в одну большую матрешку. Ну а теперь предлагаю начать игру».

Логопед: «Ребята, давайте начнем! Где у нас самая высокая матрешка?»

Дети: «Вот она» -показывают, на самую большую матрешку.

Логопед открывает матрешку и достает листик с инструкциями.

1.«Вот моё первое задание. Подойдите к ковролину, там живут мои подружки – Даша и Дина. Надо распределить все картинки для соответствующих матрешек, надеюсь, что вы догадаетесь как это сделать».

Дети с логопедом подходят к ковролину. На нем закреплены две матрешки- Даша в синем платочке, Дина в зеленом платочке. Рядом закреплены различные картинки.

Логопед: «Ребята, как вы думаете, как нам распределить эти картинки?»

Дети: «Нужно картинки с твердым звуком Д прикрепить к Даше, а с мягким звуком Дь, прикрепить Дине».

Логопед: «Правильно, давайте уже всё распределим!».

Дети выполняют задание –для Даши (чемодан, помада, карандаш, подушка, дом); для Дины (гвоздика, дерево, будильник, дятел, гвозди).

Логопед: «Молодцы, ребята! Давайте, посмотрим, что приготовила для нас матрёшка поменьше». Открываем следующую матрёшку, достаем новую инструкцию.

2.«Дружно в круг скорей вставай, в игру «скажи наоборот» играй».

«Скажи наоборот» (игра в кругу с мячом). Матрёшку можно: покупать – продавать, поднимать – опускать, бросать – поднимать, прятать – искать; Матрёшку можно ставить: высоко – низко; Матрёшка маленькая – большая, страшная – красивая, грустная – весёлая.

Логопед: «Отлично поиграли, давайте посмотрим, что нас ждёт дальше». Открываем следующую матрёшку.

3.«На столе стоят матрешки с буквой на переднике, нужно выставить их так, чтобы слово получилось. Рядом фишки для звукобуквенного анализа этого слова».

Дети расставляют матрёшек- получается слово – весна. Затем берут фишки и выкладывают около каждой матрешки нужный цвет соответствующего звука- зеленый, красный, синий, синий, красный.

4.Логопед: Молодцы, ребята. Вы справились. Предлагаю отдохнуть и поиграть с ложками. Раздаются деревянные ложки, дети за логопедом повторяют ритм с ложками и пропевают чистоговорки:

Ша-ша-ша – Как Матрёшка хороша,

Ши-ши-ши – С Матрёшкой играют малыши.

А теперь поиграем с матрешками. Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках матрешка.

1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3 сек).

Посмотрите, какая у меня матрешка (2-3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2-3 сек)». (Повторить 4 раза).

2. «Матрешки у нас веселые, любят бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево».   (Повторить 4 раза).

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». (Повторить 4 раза).

Логопед: «Отдохнули, а теперь пора посмотреть, что нас ждет дальше». Открываем следующую матрёшку.

5.«Ребята, садитесь за стол, возьмите каждый себе карточку и продолжите в ней ряды».

Дети садятся, у каждого своя карточка. В каждом ряду не хватает матрёшки, нужно правильно её подобрать и продолжить ряд.

Логопед: Отлично, у всех всё получилось! Ребята, у нас осталась последняя Матрёшка, которая прячет задание. Давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Открываем Матрешку и достаем инструкцию.

6.«Ребята, я приготовила для вас веселые нелепицы! Послушайте их и исправьте предложения».

Логопед читает нелепицы- дети их исправляют:

Весной все звери готовятся к зимней спячке.

Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.

Зимой мы купаемся и загораем, собираем цветы и ягоды.

Собаки спят в кровати, а утром выгуливают мальчиков и девочек.

В супу варится кастрюля и посуда моет маму.

Домик девочку рисует и песенку поёт.

Логопед: «Молодцы, ребята! Мы все выполнили и весело поиграли. Предлагаю собрать нашу Матрёшку». Дети собирают Матрёшку.

Логопед: «Какая красивая и интересная игра с Матрёшкой у нас получилась! Ребята, а что вам запомнилось больше всего?»

Дети по очереди отвечают, что им понравилось больше всего на этом занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»

Задачи:ü познакомить детей с технологией  синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü  упражнять детей ...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках»  Программные задачи: 1.      Учить детей передав...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".

1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...