Особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

В статье раскрываются вопросы диагностики умственно отсталых дошкольников учителем-логопедом, обращается внимание на основные показатели при оценивании уровня понимания речи, состояния словаря, связной речи, звукопроизношения. Кроме этого, отражаются основные направления работы с данной категорией дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие

Рожнова Вера Николаевна

По долгу службы специалист учитель-логопед сталкивается в своей работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие. Наличие этого факта существенно осложняет работу, но имеет при этом огромное значение. Как же правильно распланировать работу, получить результат от деятельности?

Для полноценного понимания планирования своей деятельности в этом направлении необходима тщательная диагностика речевых возможностей, выяснение особенностей здоровья, условий воспитания и образования ребенка на данный момент. Чаще всего диагноз «умственная отсталость» выставляется к 5 годам, поэтому и специалист начинает свою работу приблизительно и обычно с этого возраста. Необходимо отметить, что роль учителя-логопеда при этом вторична в процессе коррекции данной категории детей. Ведущую роль займёт учитель-дефектолог.

Итак, каковы примерные показатели речевых возможностей в начале этапа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда?

Важным и необходимым показателем является понимание обращенной речи. Ребенку с умственной отсталостью не доступно полное понимание, оно является фрагментарным, частичным. Привлечь внимание у ребенка для выполнения образовательной задачи является делом трудным и не всегда успешным. Требуется неоднократное повторение инструкций, они могут хаотично указывать на все без разбора, поэтому необходимо проведение одного и того же диагностического маневра для более точного понимания картины.

Словарь ребенка с умственной отсталостью характеризуется обиходно-бытовыми словами и является недостаточным. Отмечаются недоступность усвоения слов абстрактного значения. Крайне мало употребление слов-признаков, терминов, причастий, деепричастий. В грамматическом строе нарушены операции словообразования и словоизменения. Сложности возникают и при словоизменении по числам и падежам.

Некоторые дети способны пользоваться только однословным предложением, но в подавляющем большинстве пользуются двусловными. Им доступны задания на распространение предложений дополнениями или обстоятельствами. Вывести ребенка на использование сложно-подчиненных предложений, конструкций с вводными словами, оборотами – крайне трудная задача. При оценивании уровня связной речи необходимо услышать от ребенка пересказ текста. Полноценных навыков рассказывания не отмечается ни у кого. Так как дети данной категории способны к механическому запоминанию, им вполне доступен пересказ простого и короткого текста. Содержание текста при этом не усваивается. При составлении рассказа по серии сюжетных картин допускают смысловые ошибки.

При диагностике уровня звукопроизношения можно отметить полиморфный характер и наличие речевых нарушений практически у всего количества детей, имеющих интеллектуальную недостаточность. Связан этот факт с недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата, неполноценным функционированием фонематического восприятия. Дети оказываются не способны проанализировать правильное звучание чужой речи и проконтролировать его воспроизведение в своей. Необходимо учитывать тот факт, что неправильное звукопроизношение может рецидивировать. Происходит это вследствие недостаточности контролирующей функции коры головного мозга.

Таким образом, из результатов проведенной диагностики можно выделить главные направления в работе учителя-логопеда с данной категорией дошкольников: обогащение и активизация словаря, коррекция звукопроизношения, развитие связной речи. Специфика коррекционно-развивающей работы тесно связана с развитием познавательных процессов.

Коррекционную работу необходимо проводить систематически в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Длительное отсутствие у ребенка таких занятий приводит к утере ранее привитых навыков. В работе необходима преемственность с другими педагогами и медицинским персоналом для реализации комплексности подхода. Для эффективности важен не быстрый темп работы, частая смена видов деятельности, повторяемость упражнений, максимальное использование наглядности, тщательная дозировка заданий на занятиях.

На предварительном этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания. С детьми проводятся различные виды упражнений, направленных на развитие более точной координации движений пальцев рук (3-5 минут на каждом занятии). В работе обязательно использование упражнений на развитие ритма, дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению звуков на слух. Постановка звуков у умственно отсталых детей занимает много времени, требует максимального использования всех анализаторов. Автоматизация звуков осуществляется по принципу от простого к сложному. Параллельно проводится работа над просодической стороной речи.

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей действительности и познавательной деятельности. Обогащение словарного запаса, уточнение значения слов, усвоение обобщающих слов – главные направления в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.

При формировании грамматического строя речи используются различные виды упражнений и игр на развитие навыков словоизменения, словообразования, которые необходимы детям для грамотного выстраивания фразы. Для развития связной речи используются легкие виды пересказа, работа над смысловым содержанием рассказов, логической последовательностью сюжета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ....

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по пр...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз

Статья раскрывает некоторые особенности детей с онкологическими заболеваниями, которые нужно учитывать всем педагогам, работающим с данной категорией пациентов (учеников)....

Особенности применения коррекционно-развивающих методов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные расстройства.

В последние десятилетия увеличивается количество детей с различными интеллектуальными расстройствами.  Коррекционно-развивающая работа также предполагает создание специальных условий обучения и в...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха

Содержание  Введение………………………………………………………&h...