«Зимующие птицы» Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5-6 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №62»
«Зимующие птицы»
Конспект интегрированного открытого занятия
в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5-6 лет
Разработала воспитатель высшей
квалификационной категории
Лобанова Н.Н.
2023-2024 учебный год
Цель: Создание ТИКО-птицы
Коррекционно-образовательные задачи:
• Обобщение и уточнение знаний детей по теме
• Формировать умение ориентироваться на плоскости, расширять кругозор, активизировать мыслительную активность.
• Формировать целостное восприятие предмета.
• Совершенствовать навыки конструирования по образцу.
• Закрепление знаний геометрических фигур,.
• Формировать умение работать по схеме.
• Формировать пространственные представления (право – лево).
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развитие речи и пополнение словарного запаса.
• Развитие интеллектуальных процессов, инженерного мышления.
• Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, усидчивости, сообразительности.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
• Формирование личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
Форма организации: подгрупповое
Категория возраста: дети 5-6 лет
Ход занятия:
Восп.:(держит в руках ТИКО-зайчонка с грустным выражением мордочки) Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчонок ТИКО, давайте с ним поздороваемся. Но мне кажется, что он чем-то расстроен!?! (включает аудио запись)
Голос: «Здравствуйте, ребята! Я такой грустный, потому что в нашем ТИКО-лесу совсем нет птиц, а без них так скучно!»
Восп.: Ты не расстраивайся, зайчонок, просто перелетные птицы улетели на юг, они весной обязательно вернутся, а некоторые зимующие птицы из леса прилетели сюда, поближе к людям, потому что ребята с родителями делают для птиц кормушки и подкармливают их в холодный зимний период.
Голос: «Ой. А я об этом и не подумал. Тогда я поспешу тоже сделать кормушку! Ребята, а вы тем временем сконструируете птичек? Справитесь? Хорошо, увидимся позже!»
Восп.: Ну что, за работу! Ребята, вы пока рассаживайтесь, а я провожу зайчонка. ( уносит зайчонка из поля зрения детей)
Дети: сели за стол, перед каждым ребенком карточка (Приложение 1)
Восп.: Ребята, рассмотрите внимательно схемы и скажите, какие детали нам понадобятся и сколько?
Дети: отвечают на вопрос.
Восп.: Отлично, берите контейнеры и идем набирать детали!
Дети: взяв контейнеры и схемы для набора необходимых деталей, подходят к месту, где обычно стоит конструктор, но там пусто! (на полке только ТИКО-куб с наклейками геометрических фигур, как на карточке в приложении 1 и записка)
Восп.: Странно, куда же исчез весь конструктор? Здесь записка, давайте прочитаем: « Ребята, это я взял конструктор, что бы сделать кормушку. Но вы не расстраивайтесь! Вы сможете взять нужные вам детали, если выполните определенные задания. А кубик поможет вам определить очередность выполнения заданий. Зайчонок ТИКО.»
Ребята, давайте мы поставим контейнеры с карточками на стол и будем бросать кубик, чтобы определить, какое задание нам нужно выполнить сейчас.
Дети: поочередно бросают кубик, и в зависимости от того, какая фигура оказывается на верхней плоскости, подходят к тому столу, к которому прикреплена карточка с изображением данной фигуры. После выполнения каждого задания дети кладут в свой контейнер доступную ТИКО-деталь.
Задания:
- с изображением остроугольного треугольника:
Восп.: Прежде, чем выполнить это задание, давайте разобьёмся на пары. Теперь подойдите парами к стаканчикам. На донышке стаканчика у вас изображены птички. Помогите им найти свою тень. Поставьте на неё стакан при помощи резинки с ниткой.
Дети: парами при помощи специального приспособления (резинка с ниткой) берут перевернутый бумажный стакан и накрывают им нужную тень. (Приложение 2)
Восп.: Молодцы, все справились! Берем остроугольный треугольник и кладем в свой контейнер.
- с изображением квадрата:
Восп.: Здесь нас дожидается наш друг Робоборик. Но прежде чем выполнить его задание, давайте сделаем гимнастику для глаз. Последим глазами за сорокой – вверх, вниз, вправо, влево.
Дети: следят глазами за сорокой, которую перемещает воспитатель.
Восп.: Послушаем, какое задание для нас приготовил Робоборик. (включает на интерактивной доске он-лайн приложение «Стань школьником с Робобориком», раздел «Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие», тема «Зимующие и перелетные птицы» (неделя 14), задание №9: Рассмотри картинки и выбери то, что можно положить в кормушку для зимующих птиц.
Дети: выполняют задание на доске, проговаривая свой ответ.
Восп.: Молодцы, берем по 2 квадрата, несем в свои контейнеры!
- с изображением равностороннего треугольника:
Восп.: Здесь нас дожидаются разные зимующие птицы. Они обронили перышки! Давайте возьмем по 1 перу, положим его на ладонь, помним: щеки не надуваем, плечи не поднимаем! Набираем воздух и тихонечко дуем на перо .
Дети: выполняют дыхательную гимнастику.
Восп.: А теперь возьмите карточку, посчитайте, сколько на ней птиц и подберите нужную цифру. (Приложение 3)
Дети: подбирают соответствующую цифру к той карточке, которая им досталась, аргументируют свой выбор.
Восп.: Молодцы! Берем равносторонний треугольник, несем в свой контейнер.
- с изображением шестиугольника:
Восп.: Прежде чем выполнить это задание , давайте сделаем небольшую разминку:
ма-ма-ма к нам пришла……
ек-ек-ек выпал белый……….
ушки-ушки-ушки дети вешают………
ицы-ицы-ицы прилетели кушать……
Дети: подбирают слова в рифму (зима, снег, кормушки, птицы)
Восп.: (обращает внимание детей на два плаката с изображением кормушек, над одним из плакатов прикреплена цифра 2, над другим – 3) Здесь птицы просят помочь им определиться, кто на какую кормушку полетит. На эту кормушку полетят птицы, в названии которых 2 слога, а на эту – полетят птицы, в названии которых 3 слога. Возьмите по одной птичке и помогите им выбрать нужную кормушку.
Дети: выбирают одну из птичек (воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, сорока, дятел) считают слоги в ее названии и прикрепляют к соответствующей кормушке.
Восп.: Молодцы! Берем шестиугольник, идем за стол.
Дети: после выполнения четырёх заданий садятся за стол.
Восп.: Мы выполнили все задания, давайте проверим, все ли детали мы собрали?
Дети: проверяют соответствие деталей указанных на карточке и имеющихся в контейнере.
Восп.: Но прежде чем приступить к конструированию птицы, нужно размять пальчики.
«Зимовать у нас остались: дятлы, совы, воробьи, сойки, голуби, синицы, прилетели снегири!»
Дети: выполняют пальчиковую гимнастику.
Восп.: Открываем схему, начинаем конструировать птицу.
Дети: Переворачивают карточку лежащую на столе, самостоятельно конструируют птицу согласно схеме (Приложение 4)
Восп.: (несет детям ТИКО-зайчонка и ТИКО-кормушку)
А вот и зайчонок к нам вернулся , и по-моему он в хорошем настроении! (выражение мордочки зайчонка поменялось на веселое), (включает аудио)
Голос: «Какие замечательные птички у вас получаются! А я уже смастерил кормушку и корма насыпал! Заканчивайте и будем кормить птичек!»
Дети: с готовыми ТИКО-птицами «подлетают» к кормушке, играют.
Восп.: Ребята, давайте мы птичек пока оставим, пусть они покушают!
Дети: оставляют птичек у кормушки, подходят к воспитателю.
Восп.: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Кому помогли? Какие задания нам нужно было выполнить, чтобы набрать детали? Какое задание для вас было самым интересным? А какое самым сложным? У кого получилось сконструировать птичку?
Дети: отвечают на вопросы
Восп.: Теперь ваши птички будут радовать в ТИКО-лесу не только Зайчонка , но и его друзей! Давайте вернемся к ним и полетаем!
Дети: продолжают игровую деятельность.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по тем «Зимующие птицы»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по ...
Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности
Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР III ур р р.). Тема: "Зимующие птицы".
Методическая разработка образовательной деятельности детей 6-7 лет с ОНР. Тема: "Зимующие птицы"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Птицы (перелетные, зимующие, домашние)".
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старше-подготовительного возраста....
Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"
Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...
Конспект занятия по теме "Зимующие птицы"(в средней группе компенсирующей направленности)
Дааный конспект поможет воспитателям и педагогам познакомить детей с зимующими птицами используя разные методические приемы.Использование пластилинографии в данном занятии позволяет сделат...