Психологическое сопровождение детей с ЗПР
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Безуглая Татьяна Искандеровна

Презенетация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог Безуглая Татьяна Искяндяровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка детский сад № 24 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРВЛЕННОСТИ

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления , преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР Причины возникновения ЗПР можно разделить на две группы: 1. причины биологического характера; 2. причины социально –психологического характера. К причинам биологического характера относят: различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации , резус-конфликт и т.д.); н едоношенность ребенка; родовые травмы; различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.) нетяжелые мозговые травмы.

Слайд 4

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие: ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д. искаженные условия воспитания ребенка в семье ( гипоопека , гиперопека ) или же авторитарный тип воспитания.

Слайд 5

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы: Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

Слайд 6

2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР по ЛЕБЕДИНСКОЙ К. С. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой , жестоким обращением). ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга.

Слайд 8

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности . Специфические особенности памяти детей с ЗПР: Снижение объема памяти и скорости запоминания. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Преобладание наглядной памяти над словесной . Снижение произвольной памяти. Нарушение механической памяти.

Слайд 9

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ Причины нарушения внимания: Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления. Несформированность механизма произвольности у детей. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Слушай хлопок» и т. д.

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ Причины нарушения восприятия у детей с ЗПР: При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия. Недостатки внимания у детей с ЗПР. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Слайд 11

Особенности восприятия: Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Низкий уровень аналитического восприятия. Снижение активности восприятия.

Слайд 12

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире; уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности

Слайд 13

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. 3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы 4. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Слайд 14

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР Задержка психического развития у ребенка может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе педагога- психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств. На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений .

Слайд 15

КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР Работа с детьми с ЗПР требует активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), общеобразовательные группы. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий. Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов; эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.

Слайд 16

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится учителем- логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят учителя-дефектологи, педагоги- психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с ЗПР включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапия, ЛФК, массаж.

Слайд 17

ПРОФИЛАКТИКА ЗПР Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Слайд 18

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ

Слайд 21

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Слайд 24

Пояснительная записка

Слайд 26

Цель и задачи программы Цель : Социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности, формирование эмоционального интеллекта и развитие волевых качеств личности. Задачи программы Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой». Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении. Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире. Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственных поступков и поступков окружающих. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирования доверия к собеседнику. Вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Слайд 27

Реализация поставленных целей и задач происходит через следующие формы обучения детей: - развивающие игры, - игры-драматизации, - сюжетно-ролевые, - словесные; - подвижные игры, - релаксационные упражнения; - беседы; - этюды ; - моделирование и анализ заданных ситуаций; - сочинение историй; - чтение художественной литературы; - элементы арттерапии ; - рассматривание рисунков и фотографий; - аналогия с растительным и животным миром; - использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений; - психогимнастика .

Слайд 28

Планируемые результаты реализации программы 1. Ребенок понимает свои индивидуальные особенности. 2. Эмоционально воспринимает и понимает окружающих и себя, обладает установкой положительного отношения к миру. 3. Анализирует собственные поступки и поступки окружающих, адекватно проявляет свои чувства. 4. Ребенок проявляет потребность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. 5. Может пользоваться средствами общения адекватно ситуации. 6. Может контролировать свое поведение в общении, старается разрешать конфликты. 7. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. 8. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. 9. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

Слайд 32

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателей и родителей.

Слайд 33

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""

В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Педагогический совет Социально психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики....

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...