«Мнемотехника помощник логопеда в коррекционной работе с дошкольниками».
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Журавлик»
Замотаева Светлана Юрьевна
Мастер-класс по теме:
«Мнемотехника помощник логопеда в коррекционной работе с дошкольниками».
Слайд 2.
Цель: ознакомление педагогов с приемами мнемотехники, как способа развития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации по использованию мнемотехники при заучивании текста, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация; картинки, листы бумаги А4, мнемотаблицы, картинки для рефлексии, стикеры для записей.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста по развитию памяти и всех компонентов речи.
Ожидаемые результаты:
-получение педагогами представления об использовании методики мнемотехника в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
- внедрения в образовательный процесс методики работы по мнемотехнике.
Ход мастер – класса:
- Приветствие.
— Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер – класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер – класс.
Слайд 3.
- Введение в тему.
А начать хотелось б с китайской поговорки, которая гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял».
Это девиз сегодняшнего нашего мастер-класса. Все, что вы сегодня услышите, вы скорее всего забудете, то, что увидите, возможно немного запомните, а то, что вы сегодня сделаете, попробуете на практике, запомните навсегда. И если вдруг даже забудете, но увидев, услышав через некоторое время снова вспомните. Это проверено и не раз, и доказано не только учеными, но и мною на практике в работе с детьми. Вы наверно уже думаете, о чем же это я говорю?
Так вот, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Мнемотехника помощник логопеда в коррекционной работе с дошкольниками».
Слайд 4.
Я говорю о мнемотехнике. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи - это не новое направление.
Слайд 5.
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Для запоминания падежей русского языка — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
В геометрии — «Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам». Это всё мнемотехника, просто тогда мы не знали, что это так называется.
Слайд 6.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Слайд 7.
- Основная часть.
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Вот он «секрет» мнемотехники – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!
Зачем нужна мнемотехника детям?
Ребёнку приходится ежедневно запоминать массу информации из разных сфер его жизни. Его жизнь полна открытий, знакомств с новыми понятиями и словами. А как мы знаем, у дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Дело в том, что у детей развита в основном зрительная память. Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения того что мы видим, слышим, делаем, думаем. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
А все потому, что что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Заниматься мнемотехникой можно начинать с 1 года, показывая карточки с изображением предметов или действий. В этом возрасте дети интересуются всем, им интересно рассматривать различные предметы.
Слайд 8.
Пользы и преимуществ для детей от мнемотехники множество:
-улучшается память, внимательность, воображение, фантазия;
-развивается речь, увеличивается словарный запас;
-представления об окружающем мире расширяются;
-формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект;
-развивается связная речь, ребенок легче запоминает и передает информацию;
-развивается зрительное и слуховое внимание;
-развивается общительность, убирается стеснительность и застенчивость;
-повышается интерес, мотивация к занятиям, так как пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру;
-раскрываются творческие способности детей.
В работе с детьми с ОНР, данную технологию можно применять, для:
- автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
- обогащения словарного запаса и развития навыков словообразования;
- развития грамматического строя речи;
- развития связной речи.
Слайд 9.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.
Слайд 10.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Слайд 11.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Слайд 12.
Работа по мнемотаблицам строится в 3 этапа.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития речи и используются с целью:
• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
• Заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов;
• Заучивание и проговаривание чистоговорок, скороговорок;
• При проведении артикуляционной гимнастики
• Составление описательного рассказа
В работе использую, как готовые мнемотаблицы, так и изготовленные самостоятельно.
Сегодня я познакомлю вас с этой техникой и дам возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
-Вашему вниманию предлагаю посмотреть, как дети работают с приемами мнемотехники.
Слайд 13-16. Видео
Слайд 17.
- Практическая часть.
Первое задание:
Начинаем играть: первый этап – «кодирование»:
Инструкция: «Я называю слово, а Вы выбираете картинку, которая поможет это слово запомнить.
Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото.
Затем я покажу вам картинку, по ней надо вспомнить слово.
Второе задание
Попробуйте узнать какие пословицы зашифрованы на экране.
Под лежачий камень вода не течет.
7 раз отмерь один раз отрежь.
Третье задание
Зашифруйте текст в таблице.
(Предлагаются пословицы и поговорки, которые надо закодировать, разделившись на 3-4 команды, выбрав по одной на выбор.)
Яблоко от яблони недалеко падает
У страха глаза велики
На чужой каравай – роток не разевай.
Гусь свинье не товарищ.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Волка ноги кормят
Один в поле не воин.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одна голова хорошо, а две лучше
Баба с возу – кобыле легче
Глаза боятся, а руки делают.
Семь пятниц на неделе
Не в бровь, а в глаз.
Четвертое задание:
- Глядя на мнемотаблицы угадайте сказку.
Зимовье зверей. Колобок. Курочка ряба. Заюшкина избушка. Теремок.
Для каких возрастных групп эти сказки?
Пятое задание:
Инструкция: «Я читаю вам произведение, а вы попробуйте догадаться, какая мнемотаблица подходит к этому тексту.
Шестое задание:
Сейчас я предлагаю вам разучить стихотворение, глядя на мнемотаблицу, а потом воспроизвести его без помощи мнемотаблицы. Послушайте его:
1,2,3,4,5
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горочки потом катались,
А потом в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли!)))
-Теперь глядя на мнемотаблицу, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно выучить любое стихотворение от простого до сложного.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
-Вам понравилось?
-Как вы считаете, использование таких приемов мнемотехники способствует быстрому запоминанию?
На этих приемах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Заключение:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии
основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений,
составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к дальнейшему обучению.
Из всего вышесказанного вытекает необходимость составления свода правил пользования методом и рекомендаций по применению.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть с максимально реалистичными изображениями (цветными и с соблюдением пропорций), т.к. в этом возрасте представления о предметах и явлениях окружающего мира только формируются. На одно слово – одна картинка с одним изображением. У детей в памяти остаются отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная, радуга – разноцветная.
Позже можно усложнять или заменять графическим изображением-схемой некоторые хорошо знакомые детям предметы, персонажей сказок и т.п. (дом – квадрат и треугольник, лиса – оранжевые круг и треугольник и т.п.).
Для детей старшего дошкольного возраста постепенно вводятся картинно-графические планы, символ абстрагируется от реального изображения, сохраняя только самые существенные признаки. Также в старшем дошкольном возрасте желательно рисовать схемы в одном цвете, чтобы не отвлекаться на яркость символических изображений.
В младшем и среднем дошкольном возрасте воспитатель предлагает детям готовые схемы и планы.
В старшем возрасте дети могут и должны принимать участие в составлении мнемотаблиц и мнемодорожек и выбирать из предложенных схем или рисовать их самостоятельно.
В этом случае обязательно вводится ограничение времени на процесс выбора символов или их рисования, потому что дети могут увлечься изображением несущественных деталей в символах.
Для того чтобы занятия происходили увлекательно, интересно и с пользой для ребенка, стоит придерживаться некоторых правил.
- Начинайте с простого. Сначала познакомьте ребенка с единичными изображениями, а потом постепенно увеличивайте сложность, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
- Не торопите ребенка. Постарайтесь, чтобы он понял, для чего эти квадраты с изображением различных предметов или действий.
- Не нагружайте ребенка. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день. И количество квадратов в мнемотаблицах не должно превышать девяти. Если информации очень много, ребенок устанет, будет капризничать, и занятие не будет продуктивным.
- Изображения на мнемотаблицах должны быть красочными, яркими и обязательно цветными. Ведь дети запоминают цветовые изображения как цветовые образы: солнце желтое, трава зеленая, небо голубое, снег белый и т. д. Когда ребенок станет старше, вы сможете применять уже черно-белые варианты изображений.
- Меняйте темы занятий, для того чтобы у ребенка не пропал интерес, чтобы он был всегда включенным в занятие. На одном занятии можно заучить стихотворение, на другом — рассказать сказку, на третьем — познакомиться с животными жарких стран.
- Занимайтесь всегда только в хорошем настроении и бодром расположении духа. Ведь когда ребенок не настроен на работу, занятия не оказывают положительного эффекта. Если ребенок капризничает, не нужно его уговаривать или заставлять, потому что при этом формируется негативное отношение именно к процессу обучения.
- Дети-дошкольники — это дети-фантазеры, дети-изобретатели, их ведущая деятельность — это игра. Поэтому занятия должны проходить в игровой форме, для того чтобы ребенок с удовольствием воспринимал и запоминал информацию. Если вы видите, что ребенок расстроен, предложите ему немного отдохнуть, а потом продолжить в любое другое удобное время.
- Мнемотаблица помогает ребенку визуально и аудиально запомнить изображение и соотнести картинку и слово. Для того чтобы ваши занятия проходили в благоприятной атмосфере, чтобы ребенку было комфортно, можно подобрать картинки из журналов, из старых раскрасок, альбомов. Также можно найти в интернете уже готовые мнемотаблицы.
- Помните, что ваши включенность, интерес и внимание помогут ребенку лучше запоминать и быть уверенным в себе и своих силах.
- Рефлексия.
Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка".
Предлагаю три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить».
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
- Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
- Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
- Материалы сайта http://festival.1september.ru (Авторы: Иванова О.В., Лакомых С.М., Емельянова Н.И.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИВ УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприи...
«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...
Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...
Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....
Взаимодействие инструктора по физической культуре (бассейн) и учителя -логопеда при проведении коррекционной работы с дошкольниками
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Работая с детьми с нарушением речи перед педагогами став...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
«Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной работе.Направления коррекционной работы».
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...