Коспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в подготовительной группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Содержание требований программы,

примерное тематическое планирование,

конспекты занятий для детей четвертого года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_po_sbo_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание требований программы,

примерное тематическое планирование,

конспекты занятий для детей четвертого года обучения

Перспективный план

Разделы программы

Количество занятий в год

Примерная тематика занятий

Предметные представления

6

1.«Овощи, ягоды, фрукты — полезные продукты»

2.        «Раз грибок, два грибок — вот и полон кузовок»

3.        «Мы пойдём с тобой гулять, что мы будем надевать»?

4.        «Машины спешат на помощь»

5.        «Электрические волшебники»

6.        «Скоро в школу мы пойдем»

Приобщение к труду взрослых

2

1.        «Без труда — хлеб не родиться никогда»

2.        «Мы построим дом хороший»

Ориентировка на улице.

Предметные

представления

2

1.        «Здравствуй, гостья Зима!»

2.        «Дорожные знаки» (экскурсия по улицам)

Представление о самом ребёнке и окружающих

людях

4

1.        «Будем здоровы» (вводное занятие)

2.        «Есть у каждого лица два красивых озерца» (гигиена и
охрана зрения)

3.        «Влияет без сомненья на всех нас настроенье»

4.        «Секреты нашего тела» (человек, семья, общество)

Предметные представления

Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения.

Продолжать учить детей правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы.

В процессе знакомства с явлениями общественной жизни обогащать знания о предметах, их существенных признаках, учить группировать, обобщать по этим признакам предметы (продукты, мебель, инструменты), понимать значение обобщающих слов.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться растениями, животными, красотой окружающей природы.

Учить детей правильно вести себя в природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев и кустов, не рвать растения, бережно относиться к животным.

Знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться. Иметь представление о правилах безопасного использования бытовой техники. Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Овощи, ягоды, фрукты — полезные продукты» Программное содержание:

  1. Обогащать знания детей о роли фруктов и овощей, как о продуктах питания, необходимых для здоровья человека.
  1. Развивать скорость и полноту зрительного обследования.

Оборудование: демонстрационные картинки с изображением фруктов, овощей; кукла «Поварёнок»; мешочек с набором натуральных фруктов и овощей

Ход занятия

Организационный момент. Педагог называет слова и просит детей запомнить и повторить их (салат, яблоко, помидор, груша, огурец, винегрет, лук, капуста, апельсин).

1.        Педагог задает детям вопросы.

  • Какие овощи растут на наших огородах?
  • Какие фрукты растут в наших садах?
  • Как вы думаете, для чего люди выращивают фрукты, овощи? (Фрукты и овощи не только очень вкусны, но и очень полезны.)
  • Кто, знает, почему они полезны? (В них много витаминов)

2.        Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций.

Во фруктах, ягодах и овощах много витаминов, которые необходимы для жизни человека. Если человек не получает витамины, его ждут болезни. Без витаминов даже самый здоровый человек начинает слабеть, у него портятся зубы, ухудшается зрение, настроение. Он постоянно чувствует себя усталым, чаще болеет. Какими же витаминами богаты овощи, ягоды и фрукты?

В луке, яблоках, моркови, помидорах и чернике много витамина «А». Он способствует росту и улучшает зрение.

Румяные щечки, хороший аппетит, здоровые зубы будут у тех ребят, которые дружат с витамином «С». Много его в зеленых овощах (например, в капусте, в зеленом луке), в лимоне и других цитрусовых, также в ягодах черной смородины. Овощи и фрукты, содержащие витамин «С», помогут бороться с простудой.

Витамин «В» улучшает сон, повышает настроение. Он содержится в листьях салата, зеленом горошке.

3.        Педагог просит детей отгадать загадку.

Скажите кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

4.        Педагог вносит куклу Поваренка.

Поваренок здоровается с ребятами. Я поваренок Сиропчик. Я работаю в кафе «Смородинка». Услышал, что вы любите овощи и фрукты. Вот я вам их и принес. Лежат они в красивом «чудесном» мешочке и ждут, когда вы отгадаете, какой фрукт или овощ в нем спрятался: большой он или маленький, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, что из него можно приготовить?

5.        Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Поваренок предлагает приготовить «Витаминный салат». Дети моют руки, педагог распределяет работу: одни режут капусту, другие трут морковь, свеклу, третьи режут яблоки. Измельченные продукты складывают в блюдо и заправляют растительным маслом, добавляют соль, сахар, перемешивают.

6.        В конце занятия Поваренок предлагает вспомнить правила, которые надо соблюдать,
когда мы едим овощи или фрукты.

  • Перед едой мойте с мылом руки.
  • Ешьте только из чистой посуды.
  • Фрукты и овощи тщательно мойте кипячёной водой.
  • Нельзя переваривать овощи, т. к. витамины при нагревании разрушаются. Поварёнок хвалит детей, сообщает, что идет помогать, поварам готовить обед, а детям

желает чаще кушать овощи, фрукты, ягоды, тогда все будут сильными и здоровыми. Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «Раз грибок, два грибок, вот и полон кузовок» Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с различными грибами: съедобными, ядовитыми, грибами-двойниками (как выглядят, каковы их свойства).
  1. Учить отличать съедобные грибы от несъедобных.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных грибов (съедобных, ядовитых, грибов-двойников); иллюстрации с изображением лесных ландшафтов; лукошко, грибы для лукошка (можно использовать муляжи или плоскостные изображения); игрушка «Старичок-Боровичок»; разрезные картинки грибов.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог задает детям несколько вопросов.

  • Кто любит гулять в лесу? Почему?
  • Какие подарки дарит нам лес? (Ягоды, грибы)

1.        Предлагает отправиться в лес по грибы.

  • Как мы оденемся? (В куртку с капюшоном и сапоги)
  • Что возьмем с собой? (Корзинку) Как еще ее можно назвать? (Лукошко, кузовок)

  • А еще в лесу необходим ножик. Кто скажет для чего? (Собирая грибы, нужно срезать их ножиком.) Верно. Вы назвали одно из главных правил грибника.
  • Перед тем, как войти в лес, давайте вспомним другие важные правила, которые необходимо выполнять в лесу, собирая грибы.

2.        Правила

  • Никогда не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы.
  • Употребляйте в пищу съедобные грибы только после обработки (сварить, засолить).
  • Внимательно осмотрите место, где нашли гриб, там могут быть еще грибы.
  • Старые грибы не срывайте: пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на будущий год.
  • Несъедобные грибы (мухоморы, поганки и др.) оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.

Если дети не назвали какие-нибудь правила, педагог дополняет.

3.        Представим, что мы входим в лес. Педагог показывает иллюстрации. Теперь мы с вами
грибники. Можем искать грибы.

  • Назовите части гриба.
  • В этом лесу растут только березы. Как называется такой лес? Какие грибы мы встретим в этом лесу? (Подберезовики; педагог может добавить грузди, лисички.)

4.        Наша прогулка продолжается. Это уже другой лес, тут растут осины. Какой же гриб
растет под осиной? (Подосиновик)

Иногда подосиновик путают с подберезовиком, потому что между собой они очень похожи. Как же все-таки их различить? (На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым, желательно продемонстрировать настоящие грибы.)

5.        Теперь мы в сосновом бору.

  • Какие грибы растут в этом лесу? (Боровики; педагог добавляет: в молодом сосновом бору встречаются маслята.)
  • Почему боровик еще называют белым, ведь шляпка-то у него коричневая? (Если отло мить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.)

В разных лесах можно встретить сыроежки, шляпки которых бывают всех цвел Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое   . нельзя есть сырами.

Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем и поиграем.

6.        Словесная игра «Назови слово»

Дети передают лукошко и называют слова. Если дети затрудняются, педагог помогает:

маленький гриб — грибок, грибочек,

суп из грибов — грибница,

человек, собирающий грибы — грибник,

осенняя пора, когда собирают грибы — грибная,

дождь, после которого растут грибы — грибной.

7.        Физкультурная пауза

Утром дети в лес пошли        Ходьба с высоким подниманием ног

И в лесу грибы нашли.

Наклонялись, собирали,        Размеренное приседание

По дороге растеряли.        Наклоны вперед

Мама дальше всех пошла,        Разведение рук в стороны

Больше всех грибов нашла.        Ходьба на месте

Раз — грибок, два — грибок, три — грибок,        Наклоны вперед

Вот и полон кузовок!        Вытягивание рук вперед

8.        Раздается шуршание. Педагог достает игрушку Старичка-Боровичка.
Старик-Боровик здоровается с ребятами. Затем продолжает. Я очень рад видеть вас в

своем лесу. Как много грибов вы набрали!

  • Какие это грибы? (Съедобные)
  • Какие грибы есть еще в моем лесу? (Несъедобные или ядовитые.) Отгадайте загадку и назовите самый известный ядовитый гриб.

А вот кто-то важный на беленькой ножке

Он в красной шляпке, на шляпке — горошки (Мухомор).

  • Почему его так называют? (Потому что мухи его боятся и падают замертво.)
  • А кто им лечится? (Лоси, проглатывая целиком.)
  • Какие еще ядовитые грибы вы знаете?
  • Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные.

9.        Рассказ Старичка-Боровичка сопровождается показом иллюстраций или муляжей.

Желчный гриб — ядовит, похож на белый. Дети самостоятельно находят различия. Отличие — у него желтоватая ножка, если его разломить, то он сразу краснеет, потом посинеет, а белый гриб постоянно белый.

Белый мухомор (бледная поганка) — самый ядовитый гриб, сходен с шампиньоном. Отличие: у мухомора пластинки шляпки белые, ножка в основании как будто в мешочке, а у молодого шампиньона пластинки розовые, зрелый шампиньон — фиолетово-черный и ножка без мешочка.

Лжеопёнок — ядовитый гриб, похож на настоящий опенок. Отличие: нет кольца на ножке, окраска пластинок шляпки желтая, зрелый гриб становится зеленоватый, потом фиолетово-черной или коричневой. У настоящего опенка шляпка желтовато-грязно-бурая, в молодом возрасте пластинки шляпки покрыты белой пленкой, которая отрываясь от краев шляпки, повисает на ножке в виде кольца (или «воротничка»). Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый — луковица посинеет.

10.        Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дети складывают разрезные картинки и называют грибы, изображенные на них. Боровичок хвалит детей: много грибов знаете, молодцы. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (Варить, жарить, сушить, солить, мариновать.)

11.        Боровичок приготовил детям еще одно задание.
Дидактическая игра «Какой гриб с каким деревом дружит»

Дети соединяют различными линиями (волнистыми, пунктирными и т. п.) грибы и деревья, около которых эти грибы растут.

Боровичок доволен, как дети справились с заданием. За это угощает детей печеньем «Грибы».

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 3 «Мы пойдем с тобой гулять, что мы будем надевать? Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о разновидностях одежды
  1. Познакомить с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.
  2. Учить классифицировать одежду по сезонам: зимняя, летняя, демисезонная.
  3. Формировать умение одеваться соответственно времени года.

Оборудование: разрезные картинки (времена года), демонстрационные картинки с изображением зимнего, летнего, весеннего и осеннего пейзажа; картинки с изображением различной одежды (зимней, летней, демисезонной); образцы шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной ткани, картинки с изображением овцы, хлопка; лоскутки различных тканей на каждого ребенка; карточки к игре «Подбери к одежде подходящую ткань».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям сложить разрезные картинки с изображением различных времен года.

1.        Какое время года изображено на картинке, которую вы сложили? Докажите, почему вы
так думаете? Вы правильно сложили картинки и определили, какое время года на них изображе
но. В разное время года люди надевают разную одежду. У вас на столах лежат карточки с
изображением различной одежды. Давайте подберем одежду к каждому времени года.

Выйдите те, у кого на карточках изображена одежда, которую люди носят зимой. Поставьте свои картинки рядом с зимним пейзажем.

Назовите одежду для зимы одним словом (зимняя одежда). Дети называют предметы зимней одежды.

Теперь выйдите те, у кого на карточках одежда для лета (педагог предлагает поставить эти карточки рядом с картинкой о лете).

Как одним словом можно назвать одежду, которую мы надеваем в летний период? (летняя) Верно, одежда для лета — летняя, летний сарафан, летняя рубашка, летнее платье.

Выйдите те, кто еще не выходил. К какому времени года вы поставите свои карточки? Верно, предметы одежды, изображенные на ваших карточках, можно поставить и к осени, и к весне.

Как вы назовете одежду и для осени и для весны? (Предположения детейю) Такую одежду называют демисезонная. Носят ее между сезонами, между зимой и летом.

На какие группы мы разделили одежду? (Зимнюю, летнюю, демисезонную.) По какому признаку мы ее разделили? (По тому, в какое время года эту одежду носят или по сезонам.)

Я думаю, вы умеете правильно одеваться в соответствии с сезоном, а вот куклы Юля, Оля и Маша еще не научились это делать. Давайте им поможем.

2.        Дидактическая игра «Найди ошибку»

Задание: Посмотрите внимательно на доску, определите время года, скажите, правильно ли одета кукла и как исправить ошибку в ее одежде.

  • картинка «Лето», рядом стоит кукла, одетая в сарафан, кофту, валенки, меховую шапку:
  • картинка «Зима», рядом кукла в зимнем пальто, берете и босоножках;
  • картинка «Осень» или «Весна», кукла в плаще, в валенках, в панаме.

3.        — Дети, из чего шьют одежду? (Из ткани)

  • Какие свойства ткани вы знаете? (Ткань может мяться, промокать, тянуться и т. д.)
  • Для того, чтобы шить одежду, люди придумали много разных тканей. Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, потому что они теплые, плотные и в них не холодно (педагог демонстрирует образцы шерстяной ткани). Кто знает, как делают шерстяные ткани? Изготавливают эти ткани из шерсти овец (педагог выставляет картинку с изображением овцы или стада овец). В определенное время овец стригут и из этой шерсти делают ткани. Они называются шерстяными — от слова «шерсть».

Найдите среди лоскутков, лежащих у вас на столах, шерстяную ткань, покажите ее I д< выполняют задание и объясняют свой выбор).

4.        Для летней же одежды ткань изготавливают по-другому. Для нее выращивают
альное растение — хлопок (показать картинку с изображением хлопка). Цветок
хлопка о

на коробочку, заполненную ватой. Вата — это и есть хлопок, только очищенный. Люди достают хлопок из коробочек, а затем с помощью специальных машин делают такие ткани, как ситец, сатин, байку (педагог показывает образцы: сатин — плотный, ситец — потоньше, а байка — мягкая; предлагает повторить названия).

5. — У вас на столах лежат лоскутки еще одной ткани, которая называется шелк. Как вы думаете, для какой одежды подходит эта ткань и почему?

—        Как же делают шелковую ткань? Шелк людям дают специальные гусеницы, которые
называются шелкопряды. Гусеница — шелкопряд прядет тонкую-тонкую шелковую нить (по
добно пауку, который прядет тонкую паутину). Эти шелковые нити обрабатывают и изготав
ливают шелковые ткани.

Вы узнали новые ткани и теперь сможете самостоятельно подобрать нужную ткань для любой одежды.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 4 «Машины спешат на помощь» Программное содержание:

  1. Закреплять представления детей о многообразии наземного транспорта, его видах.
  1. Уточнять и систематизировать знания об особенностях назначения разных видов наземного транспорта.
  2. Дать представления о специальном транспорте.

4.        Повторить правила поведения на улице, в общественном транспорте.
Оборудование: иллюстрации с изображениями городских улиц, городского транспорта,

автолюбителей разных видов; перфокарты «Куда спешат эти автомобили?» на каждого ребенка (с правой стороны сюжетные картинки: клумба с цветами, которые завяли, больной ребенок, пожар, драка; с левой стороны карточки: изображения пожарной машины, скорой медицинской помощи, милицейской машины, поливальной машины); разрезные картинки; картинки на тему «Правила поведения в общественном транспорте».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог обращается к детям с вопросом. Дети, вы любите гулять? (Любим)

1.        Я хочу пригласить вас погулять по городу. Представьте, что мы вышли из детского
сада на улицу. (Дети совершают переход из одной части группы в другую, где расположен
макет «Дорога».)

  • Как нас теперь можно назвать? (Пешеходами)
  • Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
  • Какие правила должны соблюдать пешеходы, идя по тротуару, чтобы на улице был порядок? (Идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.)

2.        — А теперь остановимся и посмотрим на поток автомобилей (Педагог выставляет на
наборное полотно картинки с изображением разных транспортных средств.)

—        Назовите одним словом то, что здесь изображено?

  • Можно ли разделить эти автомобили на группы, если да, то на какие? - Какой вы знаете пассажирский транспорт? Назовите и покажите.
  • Почему он так называется?
  • Какой транспорт называется грузовым?
  • Назовите грузовой транспорт.

—        Есть такие машины, которые не перевозят людей, не перевозят грузы, но без помощи
таких машин нам не обойтись, это машины специального назначения.

Специальный транспорт служит для того, чтобы облегчить людям труд, помочь в случае необходимости быстро перевезти больного, потушить пожар, отремонтировать машину, сломавшуюся в пути и т. д.

3.        Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дети складывают разрезные картинки (при необходимости детям дают образец) и называют: пожарная машина, скорая медицинская помощь, поливальная и снегоуборочная машины, техническая помощь, служба спасения и т. п.

  • Как вы думает, зачем пожарную машину выкрасили в красный цвет? (Этот цвет напоминает об опасности.)
  • Почему некоторые машины специального назначения имеют желтый цвет?
  • Это те машины, которые работают прямо на дорогах — бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. Дорожные рабочие тоже одеты в желтые жилеты. Водители издалека видят яркую одежду, сбавляют скорость.

4.        Физкультурная пауза

«Передай мяч — назови профессию» — педагог называет действия, дети называют профессию:

тушат пожар — пожарные;

лечат людей — врачи;

следят за порядком — милиционеры;

если сломался автомобиль, то поможет автослесарь;

работает на бульдозере — бульдозерист;

работает на кране — крановщик;

если случилось несчастье — на помощь придут спасатели.

5.        Дидактическая игра «Куда спешат автомобили?»

На карточке слева сверху вниз расположены машины специального назначения, справа изображены ситуации, при которых необходима помощь: больной, пожар и т.д. Нужно соединить линиями соответствующие картинки.

6.        Давайте продолжим нашу прогулку, но пешком мы быстро устанем.

  • На чем можно проехать по улицам города всей группой? (по мере того, как дети называют автобус, трамвай, троллейбус, педагог выставляет картинки с их изображением)
  • Чем похожи трамвай и троллейбус? (перевозят пассажиров, электротранспорт)
  • Чем отличаются? (трамвай ездит по рельса, троллейбус по дороге)
  • Как называются люди, которые едут в автобусе, троллейбусе или трамвае? (пассажиры)
  • Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай? (на остановке)
  • На чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за чудо — желтый дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином! (автобус)

  • Почему мы поедем в автобусе? (Нам так удобнее)
  • Где пассажиры садятся в автобус? (На остановке)
  • Как мы узнаем, где находится автобусная остановка? (Нам поможет знак-указатель «А»)
  • Дидактическая игра «Узнай на слух, когда подъедет автобус» (Предлагается аудиозапись «Транспорт»)

Дети вместе с педагогом закрепляют правила поведения в общественном транспорте

7.        Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 5 «Электрические волшебники» Программное содержание:

  1. Расширять и закреплять знания детей о бытовых электроприборах, об их значении для людей, о правилах безопасного пользования;
  1. Учить группировать электроприборы по их назначению.

Оборудование: предметные картинки с изображением электроприборов; разрезные картинки (электроприборы); карточки для игры «Распутай провода»; рисунки с изображением электроприборов с недостающими деталями; карандаши или фломастеры.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям сложить разрезные картинки и назвать, что на них изображено.

1.        Во время ответов ребят, педагог выставляет на наборное полотно демонстрационные
картинки с изображением тех электроприборов, которые сложили и назвали дети (холодиль
ник, телевизор, стиральная машина, посудомоечная машина и т. п.).

  • Назовите эти предметы одним словом (Бытовые электроприборы).
  • Почему электроприборы называются бытовыми? (Слово «бытовые» происходит от слова «быт», что означает «повседневная жизнь»; электроприборы помогают человеку в его повседневной жизни; если дети затрудняются с ответом, педагог помогает.)
  • Какие еще электроприборы вы знаете?
  • Для чего нужен каждый из них?
  • Какие электроприборы находятся на кухне, в гостиной, в спальне?
  • Что служит питанием для электроприборов?
  • Детям предлагают рассмотреть несколько электроприборов, они сравнивают их, находят общие детали ( провод, вилка и т. д.)
  • Для чего нужны провод, вилка?

2.        Посмотрите, у этих электрических приборов провода спутались. Нам нужно их распу
тать.

Дидактическая игра «Распутай провода»

Педагог предлагает детям взять карточки, на которых изображены электроприборы со спутанными проводами и определить, какому электроприбору принадлежит каждая вилка.

3.        Игра «Почини электроприборы»

Для игры нужны рисунки, на которых изображены электроприборы с недостающими деталями. Дети должны их дорисовать.

Электроприборы окружают нас повсюду, они как добрые волшебники помогают нам везде, где только можно. Одни освещают помещения и улицу, они называются осветительными приборами. К ним относятся уличные фонари, люстры, торшеры, настольные лампы и т.д. Другие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух. Это обогреватели, вентиляторы, кондиционеры. Третьи нужны человеку для того, чтобы облегчить ему домашний труд, например, пылесос, стиральная машина, электроплита, кухонный комбайн и др. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, передавать и записывать информацию.

4.        Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Проводится по карточкам с предметными картинками:
телевизор, пылесос, утюг, диван;

холодильник, шкаф, кровать, кресло; настольная лампа, торшер, бра, стол.

5.        Электроприборы — наши верные друзья и помощники. Хоть они и не живые, а желез
ные, но обращаться нужно с ними бережно.

Электрический ток, без которого не заработает ни один прибор, может быть очень опасен. Чтобы не пострадать из-за неправильного обращения с электричеством, давайте вспомним правила пользования электроприборами (педагог дополняет ответы детей, знакомит с новыми правилами).

Правила пользования бытовыми электроприборами:

  1. Нельзя засовывать в розетку, посторонние предметы, особенно металлические (гвозди, проволоку, вязальные спицы, шпильки). Эти предметы — хорошие проводники электрического тока! Ток по ним, как по мостику переберется на вашу руку и ударит.
  2. Не касайтесь руками оголенных проводов. (Педагог показывает оголенный кусок провода.)
  3. Не трогайте включенные приборы мокрыми руками. Помните о том, что вода является проводником электрического тока.

Ты запомни, юный друг, Ток не любит мокрых рук. Прежде, чем прибор включать, Надо руки вытирать!

  1. Нельзя протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
  2. Нельзя пользоваться электрическими приборами, касаясь воды.
  3. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра.
  4. Не обертывайте электролампы легковоспламеняющимися материалами (тканью, бумагой, клеенкой и т. п.)

6. Игра «Закончи предложение»

Детям предлагается догадаться, о каких электроприборах идет речь и назвать их в соответствующей форме:

С утра у нас в семье кипит работа. Мама стирает белье в (стиральной машине), папа чистит ковер (пылесосом), дочь гладит одежду (утюгом), бабушка на кухне достает продукты из (холодильника) и готовит обед на (электроплите).

Все дела сделаны, можно и отдохнуть: посмотреть (телевизор) или (видеомагнитофон), послушать (радио), поговорить по (телефону), почитать книгу, сидя около (настольной лампы).

Дети вместе с педагогом пылесосят ковер в группе.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 6 «Скоро в школу мы пойдём» Программное содержание:

  1. Уточнять и расширять знания детей об игрушках и школьных принадлежностях.
  2. Закреплять умение классифицировать знакомые предметы.
  3. Развивать внимание в процессе зрительного поиска, объяснительную речь, моторику.
  4. Упражнять в выделении формы предметов, при зрительном соотнесении ее с геометрическими фигурами.
  5. Развивать способность сравнивать, выделять существенное, понимать причинно-следственные связи.

6.        Тренировать зрительные функции, воспитывать самостоятельность, организованность.
Оборудование:   5 — 6 игрушечных медведей, различных по внешнему виду;

пирамидка, юла, книга, карандаш (большой), матрешка, кораблик; перфокарты «Игрушки и школьные принадлежности», наборы мозаики 2-х цветов; развивающая игра «Волшебный (магнитный) экран»; простые шестигранные карандаши и пенал, фломастеры; муфты с набором геометрических фигур (5 — 8 шт.); мячи для игры в баскетбол; дидактическая игра «Дорисуй игрушку».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог загадывает детям загадку:

Зверь мохнатый сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу. (Медведь)

1.        Педагог предлагает детям найти в группе всех мишек и принести на детский диван.
Дети приносят игрушки, и проводится игра «Самый внимательный»:

Педагог предлагает посмотреть внимательно на игрушки и постараться запомнить, какие они, их цвет, величину, количество. Просит повернуться к ним спиной и ответить на вопросы: -- Сколько больших (маленьких) медведей?

  • Сколько коричневых (желтых)?
  • Сколько сшитых из меха (резиновых)?

Педагог хвалит детей за то, что они были очень внимательны!

2.        Дидактическая игра «Игрушки и школьные принадлежности»

Педагог предлагает отгадать, как зовут друзей наших мишек и найти их изображение на перфорированных пособиях.

  • Сколько игрушек вы отметили? Назовите их.
  • А теперь отгадайте загадку:

Бывают из пластмассы, бывают деревянные,

Но самые любимые, конечно, оловянные (солдатики).

3.        Физкультурная пауза (стоя рядом со столами)

Педагог просит детей показать, какие они ловкие и стойкие солдатики.

На одной ноге постой-ка, Если ты солдатик стойкий, Вот на правой я стою — Никогда не упаду! Вот на левой я стою — Ни за что не упаду! (2 раза)

4.        Педагог просит детей ответить на вопросы.

  • Для чего нам нужны игрушки?
  • Как назвать предметы, которые остались не отмеченными (школьные принадлежности). Для чего они нужны?
  • Найдите и отметьте предметы, про которые я загадаю вам загадки:

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки,

Ручки и альбом (ранец, портфель).

Листочки крепко подружились,

В одном домишке поселились,

А кто в домик тот зайдет,

Много знаний в нем найдет (учебник, книга).

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш (резинка).

В процессе отгадывания педагог просит детей объяснить, почему они так думают.

  • Назовите остальные школьные принадлежности.
  • Найдите и отметьте, предмет, который нельзя назвать ни игрушкой, ни школьной принадлежностью (ножницы — инструмент).

5.        Рассказ педагога «Как появился карандаш» (сидя на ковре)

Некоторые учебные вещи есть и у нас в детском саду. Назовите их и скажите, зачем они нам (ответы детей). Все эти предметы появились очень давно.

Сегодня я расскажу вам, как появился у людей карандаш. 400 лет назад в далекой стране Англии нашли под землей залежи необыкновенного камня. Он был черного цвета, мягкий, но самое главное, им можно было рисовать и писать, потому что он оставлял на бумаге черный след.

Люди стали вытачивать из него тонкие стерженьки-палочки и писали ими. Назвали это изобретение КАРАНДАШ — черный камень. Чтобы черные стерженьки не пачкали руки, люди стали надевать на них сверху соломинки, ведь они внутри пустые. Но соломинки были мягкими и поэтому гнулись и ломались вместе со стерженьками. Тогда другие изобретатели придумали использовать вместо соломинок дерево. Лучше всего подошел для этого кедр. Его древесина мягкая, легко режется, строгается, точится. Так у карандаша появилась деревянная рубашка. (Педагог предлагает детям заточить карандаш с помощью точилки)

После рассказа педагог задает 3        5 вопросов по его содержанию.

6.        Массаж рук с помощью карандаша

—        Карандашом можно не только рисовать, но и делать очень полезный массаж. Хотите
научиться?

  • растирание внутренней стороны ладоней с помощью карандаша;
  • растирание тыльной стороны ладоней;

• тренировка пальцев — взять карандаш большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем (каждой рукой).

7.        Дидактическая игра «Внимательные пальчики»

  • Где школьники хранят карандаши? (В пенале)
  • Положите свои карандаши в пенал. Сколько всего карандашей? Как вы узнали?
  • А теперь вашими помощниками будут пальчики.

Задание — надеть муфты и определить, что в них лежит и сколько? (У детей в муфтах лежат геометрические фигуры двух видов, по 5 —7 шт.)

Для проверки педагог предлагает выложить фигуры на подносы.

—        Если нет карандашей, чем можно рисовать? (Пальчиками)

8.        Дидактическая игра «Рисуем на волшебных экранах»
Педагог задает вопрос.

—        Вы умеете рисовать геометрические фигуры? Сейчас мы это проверим.

Дает детям задание — нарисовать фигуру, на которую похож данный предмет (предметы называет или показывает педагог).

Например, книга — квадрат, линейка — прямоугольник, матрешка — овал, юла — ромб, карандаш — пятиугольник, пирамидка — трапеция

  • Какая игрушка похожа на круг? (Мяч)
  • Закройте глаза и нарисуйте ее носом.
  • Молодцы! Какие вы знаете мячи? (Футбольный, баскетбольный и др.)

9.        Физкультурная пауза «Баскетбол»

10.        Дидактическая игра «Дорисуй игрушку»

Педагог сообщает, что для выполнения следующего занятия нам понадобятся фломастеры.

Ребята из соседней группы рисовали игрушки, но часто отвлекались и некоторые детали остались недорисованными. Поможем им? (На карточке с заданием образец и два незавершенных рисунка.)

По ходу выполнения педагог оказывает индивидуальную помощь, хвалит детей за внимательность и старательность.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Приобщение к труду взрослых

Дать детям знания о труде близких взрослых, развивать интерес к труду человека.

Учитывая местные условия, познакомить детей с некоторыми конкретными видами труда в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д., объясняя им, какое значение этот груд имеет для окруясающих, как дружно, помогая друг другу, работают взрослые, как умело они используют в своей работе различные машины и инструменты. Формировать представление о содержании труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах труда и его значении. Наблюдать добросовестное отношение взрослых к своей работе, к качеству выпускаемой продукции (красивая, прочная, удобная одежда), взаимосвязь и взаимопомощь людей в труде, стремление сделать полезные веши.

Дать детям представление о некоторых видах труда: рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках; добывают уголь; создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду.

Формировать знания о том, что труженики сельского хозяйства обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, овощи, получают урожай, разводят домашних животных, ухаживают за ними.

Обогатить знания детей о труде людей по управлению транспортом, трудовых действиях работников транспорта, их обязанностях (управляет транспортом, обслуживает пассажиров в пути, ремонтирует, проверяет машины перед рейсом, обеспечивает безопасность движения).

Формировать представления о некоторых учреждениях культурно-бытового обслуживания населения (ателье, магазин, почта, больница, библиотека), о их назначении. Приобщать детей к помощи взрослым в детском саду и дома, помогать больным детям, старикам. Включать детей в работу взрослых, учить уважать результаты труда.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Без труда хлеб не родится никогда» Программное содержание:

  1. Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб;
  2. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям (строение колоска, цвет, количество зерен);
  3. Уточнить и расширить представления детей о процессе выращивания хлеба.
  4. Учить детей при необходимости пользоваться лупами.

Оборудование: колосья зерновых культур (рожь, пшеница), мука, хлеб ржаной (черный) и пшеничный (белый); кукла Пекарь, наборы картинок, изображающих различные этапы выращивания и обработки хлеба на каждого ребенка, коррекционная игра «Что из какой муки испекли», фломастеры, карандаши, фартуки, доски, лупы.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог загадывает загадку:

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб)

1.        Беседа по теме.

  • Чтобы на нашем столе был всегда свежий душистый хлеб, затрачено много труда разными людьми.
  • Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)
  • Люди, каких специальностей помогают хлеборобам? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, летчики, механизаторы)
  • Какие машины помогают хлеборобам? (Комбайн, трактор...)
  • Почему земля для посева должна быть рыхлой? (Чтобы зерну было легче взойти.)
  • Зачем пашут поле осенью? (Чтобы удержать влагу в земле.)

2.        Словесная игра «Продолжи пословицу о хлебе и хлеборобах»

Педагог предлагает детям вспомнить поговорки, пословицы о хлебе, хлеборобах и их труде. Объясняет правила игры. Начинать предложение будет педагог. А дети будут заканчивать.

Педагог        Дети

Не трудиться —...        хлеба не добиться.

Хлеб — батюшка, ...        вода матушка.

Сей овес в грязь — ...        будешь князь.

Без труда...        хлеб не родится никогда.

И обед не обед, ...        коли хлеба нет.

Хочешь есть калачи...        не сиди на печи.

Педагог предлагает объяснить значение некоторых пословиц.

3.        Физкультурная пауза

Педагог просит детей вспомнить и назвать сказки, где пекут хлеб («Колосок», «Колобок»).

—        Покажите только движениями как бабка пекла Колобок.

4.        Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Каждому ребенку раздается набор картинок, изображающих различные этапы выращивания и обработки хлеба.

Педагог просит разложить картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.

После того, как дети выполнят задание, педагог предлагает им составить рассказ, используя рисунки в установленном порядке.

5.        Педагог сообщает ребятам, что к ним сегодня пришел гость (вносит куклу Пекаря).
Пекарь здоровается с детьми и спрашивает догадались ли они, как называется его про
фессия? Подсказка: я пеку хлеб (пекарь). Молодцы. Я хочу угостить вас своей выпечкой.

Педагог вносит на подносе буханку черного и белого хлеба, предлагает попробовать.

6.        Рассказ педагога

Педагог спрашивает детей, почему хлеб бывает черным и белым? (предположения детей) Все дело в муке. Мука бывает разная — есть пшеничная, есть ржаная (показывает). Как вы думаете, какой хлеб получается из пшеничной муки? Из ржаной? (ответы) Верно, из пшеничной муки хлеб получается белый, из ржаной — черный.

Пшеничную муку мелют из зерна пшеницы, ржаную — из зерна ржи.

Дети с педагогом рассматривают колосья ржи и пшеницы, сравнивают их, учатся различать.

7.        Дидактическая игра «Что из какой муки испекли?»

Рассмотрите рисунки, соедините линиями (с левой стороны листа расположены изображения колосков пшеницы и ржи, с правой — хлебобулочные изделия из ржаной и пшеничной муки).

8.        — Наш гость Пекарь приглашает нас принять участие в изготовлении хлебобулочных
изделий. Какие вы знаете хлебные продукты? (баранки, пряники, бублики, булочки, кексы,
блины, пирожки, торты и т. д.).

Педагог насыпает в миску муку, соль, наливает воду, замешивает тесто. Каждый из детей получает кусочек и лепит крендель, булочку и т. п. Высушенные изделия можно использовать в сюжетно-ролевых играх.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «Мы построим дом хороший...» Программное содержание:

  1. Уточнять и обогащать представления детей о профессии рабочего-строителя;
  1. Дать новые знания о содержании труда строителей, названиях строительных профессий, о трудовых действиях и их последовательности, результатах труда и его значении.

Оборудование: Демонстрационный материал: поднос с различными предметами из различных материалов, картина кирпичного дома, иллюстрации с изображением этапов строительства дома; раздаточный материал: цветные карандаши, фломастеры, карточки со схематичным изображением различных этапов строительства дома, карточки с контурным изображением домиков.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог подходит к каждому ребенку с подносом, на котором лежат стакан, дверная ручка, кусок кирпича, брусок из дерева и т. п.

1.        Предлагает закрыть глаза и потрогать предмет, определить из чего он сделан и на
звать его.

  • Какие еще ты знаешь предметы, сделанные из этого материала?
  • Можно ли использовать все эти материалы при строительстве домов?

2.        — Давайте посмотрим на дом (педагог выставляет картинку, на которой изображён
кирпичный дом).

  • Скажите, что в нем сделано из стекла, что из дерева (двери, рамы), что из железа (крыша, дверные ручки).
  • Как называют людей, работающих на стройке?
  • Как называется место, где дома стоят в одну линию? (Улица)
  • Назовите улицу, на которой вы живете, номер дома и квартиры.
  • Из каких частей состоит каждый дом? (Фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, крыша...)
  • Что строят строители, кроме жилых домов?

3.        Педагог предлагает послушать рассказ о том, как строители создают различные дома.
Прежде, чем приступить к строительству жилого дома, детского сада, школы, магазина

архитекторы чертят точный план будущего здания. На нем изображен внешний вид здания, а также и то, что находится внутри: комнаты, коридоры, кухни. После того, как здание будет полностью «создано» на бумаге, а землемеры нанесут контуры этого здания на землю, могут начинать работу строители.

Первыми принимаются за дело бульдозеристы, которые на специальных машинах бульдозерах разравнивают площадку для будущего дома. После этого экскаваторы роют кот-

лован для фундамента. Процесс закладки фундамента очень важен, ведь от правильного сооружения фундамента, его прочности зависит то, как долго и надежно будет стоять дом.

Панелевозы привозят на строительную площадку панели, а мощный подъемный кран поднимает стены-панели на любой этаж. Монтажники принимают от крановщиков плиты-стены, плиты-потолки, укладывают каждую из них на место и скрепляют их между собой. Кровельщики делают крышу, столяры — двери, рамы, настилают полы, штукатуры и маляры отделывают стены, работают стекольщики. Вот и готов новый, красивый, удобный и уютный дом (весь рассказ педагог сопровождает показом соответствующих иллюстраций).

Педагог предлагает проверить, внимательно ли дети слушали его рассказ и всё ли запомнили.

4.        Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Детям предлагаются карточки со схематическим изображением этапов строительства дома. Задание: с помощью стрелок или номеров обозначить этапы строительства дома:

  • С чего начинается строительство дома?
  • Что изображается на плане?
  • Кто принимается за работу после архитектора и землемеров?
  • Что делает экскаваторщик?
  • Для чего роют котлован?
  • Почему процесс закладки фундамента является важным?
  • Чем заняты монтажники?
  • Чем порадует столяр жильцов нового дома?
  • За что будут благодарить люди маляра?
  • Какая профессия самая важная? (строительных профессий много и все они очень важные, не сделав одной работы, нельзя приступить к следующей)

Педагог просит вспомнить и назвать строительные профессии.

5.        Словесная игра «Кто это?»

  • составляет чертежи, проект  - чертежник, проектировщик;
  • расчищает строительную площадку бульдозером — бульдозерист;
  • роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик;
  • поднимает грузы подъемным краном — крановщик;
  • подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;
  • подвозит строительные материалы на тракторе — тракторист;
  • кладет стены из камня, кирпича - каменщик;
  • кладет печи (если печное отопление) — печник;
  • кладет паркет — паркетчик;
  • кроет крышу — кровельщик;
  • делает рамы, двери — плотник, столяр;
  • стеклит окна — стекольщик;
  • сваривает металлические конструкции — электросварщик;
  • бетонирует фундамент — бетонщик; штукатурит стены — штукатур;
  • белит и красит стены, потолки, двери, окна — маляр;
  • облицовывает кафелем, плиткой — плиточник;
  • проводит электричество — электрик;
  • подводит воду, делает канализацию — слесарь-водопроводчик.

6.        Физкультурная пауза.

Давайте поиграем в игрушечную стройку.        Дети изображают, как открывают коробку и

Строим мы красивый дом        выкладывают из нее предметы.

Получили мы подарки.

Кирпичи, бруски и арки

Из коробки мы берем,

Строим быстро, строим споро,

Без цемента, без раствора.        Дети садятся на корточки, постепенно вып-

Дом растет все выше, выше,        рямляются, потом вставая на носки, руками

Есть карниз, труба и крыша.        как бы кладут кирпичи.

7.        Педагог предлагает детям побыть малярами.
Дидактическая игра «Раскрась по-разному»

Задание: нужно покрасить 6 дачных домиков для малышей. У нас есть зеленая, розовая и голубая краска. Чтобы малыши узнавали свои дома, их надо покрасить по-разному (красить крышу, стены и дверь). Дети раскрашивают контурные изображения домиков.

8.        Словесная игра «Доскажи слово»

Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.

Гном и дом

Жил да был веселый гном. Он в лесу построил (дом). Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал (домик). Самый маленький гномишко Под грибом сложил (домишко). Старый, мудрый гном-гномище Выстроил большой (домище). Был он стар и был он сед И большой был (домосед). А за печкой, за трубой Жил у гнома (домовой). Очень строгий, деловитый, Аккуратный (домовитый). Мох, калину, зверобой -Все из леса нес (домой). Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас (домашний). Каждый день соседи-гномы Навещали деда (дома). Все встречал радушно гном, Все любили этот (дом).

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Ориентировка на улице. Предметные представления

Дать представления о многообразии специального транспорта, его оборудовании механизмами и устройствами для выполнения определенного вида работ (пожарная, снегоочистительная, поливная). Научить группировать, сравнивать разные виды транспорта (наземный, водный, воздушный) по назначению (пассажирский, грузовой, специальный), учить понимать зависимость назначения транспорта от характера груза. Учить правилам дорожного движения. Уточнить знания детей о разделении проезжей части осевой линией, дорожных знаках (пешеходный перекресток, перекресток, пункт питания, телефон, место стоянки, пункт медицинской помощи). Упражнять детей в соблюдении правил движения пешеходов на улицах. Развивать ориентировку на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Здравствуй, гостья зима!» Программное содержание:

  1. Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы.
  2. Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду: по стволу, расположению ветвей, коре, оставшимся семенам.
  3. Развивать способность наблюдать, описывать словами окружающую природу.
  4. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Ход экскурсии

  1. (в группе) Педагог предлагает детям посмотреть в окно. Какая сегодня погода? Почему вы решили, что сегодня погода хорошая? Какое сейчас время года? Докажите Кто знает загадки, пословицы, поговорки о зиме? (ответы детей, педагог может дополнить) В такую хорошую погоду мы пойдем на экскурсию в лесопарк.
  2. (в лесопарке) Подойдя к парку, педагог обращает внимание детей на красоту заснеженного парка: «Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках, как он блестит на солнце».

Как изменился лес? Каким он был в прошлый раз, когда мы были здесь? ( Детям предлагают показать, назвать все сезонные изменения) Деревья голые, все в снегу. Сможем ли узнать наших старых знакомых? Легче всего узнать березу. Как вы думаете почему? Такой ствол только у березы: тонкий, белый с темными пятнами, от крепких сучьев отходят тонкие свисающие ветви, на которых находятся сережки, похожие на червячков.

Какое еще дерево вы помните и сможете узнать? Дуб. Почему? У этого дерева крепкий ствол с шероховатой корой, на нем кое-где на всю зиму сохранились темные, сухие листья, желуди.

Давайте найдем рябину. По каким признакам вы ее узнаете? Конечно же, по гроздьям ягод.

А какие деревья украшают лес зимой?

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

Это ель. Ее хорошо знают все. А вот ее сестренка.

А наверху, над липой этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, в бликах света. Горела яркая сосна.

Сосна — целебное дерево. Смолистые вещества, которые она выделяет, убивают в воздухе микробы. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся, отдыхают. Ствол у сосны золотой, солнечный. Даже в пасмурный день сосна как будто светится.

В чем сходства ели и сосны? Они покрыты иголками — хвоей. Кто может объяснить, что такое хвоя? Это те же листья, покрыты они плотной корочкой, поэтому и не боятся мороза.

Чем отличаются ель и сосна? У сосны ветки высоко, а у елки ветки располагаются по всему стволу, не зря говорят «пушистая елочка».

Педагог просит найти и показать ветку сосны, ветку ели. Чем отличается ветка сосны от ветки ели? Хвоинки сосны длиннее и мягче, у елки — короче, более жесткие. Хвоинки сосны прикрепляются к ветке по две, а у ели — по одной.

Рассмотрите шишки ели и сосны. Чем они отличаются? Шишки ели длиннее, шишки сосны короче.

3.        Дидактическая игра «К названному древу беги»

Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и по сигналу «Раз, два, три, беги» перебегать к нему.

4.        Дидактическая игра «Узнай дерево»

Дети получают коробку с веточками деревьев (веточек столько, сколько человек в группе). Веточки дети разбирают произвольно. По команде педагога дети бегут к тому дереву, ветка которого у ребенка в руке. Дети меняются веточками, игра продолжается.

5.        После игр дети слушают тишину зимнего парка, наслаждаются его красотой и проща
ются с ним:

Ты расти на радость людям, Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «Дорожные знаки» (экскурсия по улицам) Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
  1. Закреплять знания детей о правилах поведения на улицах, правилах дорожного движения.

Ход экскурсии

Педагог ведет детей на одну из улиц города. (Можно на улицу, на которой расположен детский сад.)

На прогулке с детьми проводится беседа следующего содержания:

  • Педагог просит вспомнить и сказать, как называется наша улица, по которой они прогуливаются, какие дома на ней расположены, какое движение (одностороннее или двухстороннее), где ходят пешеходы? (Ответы детей)
  • Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходами)
  • Мы с вами тоже идем по улице, значит мы — пешеходы. Для того, чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Кто помнит, какие это правила?
  • По улице надо идти спокойным шагом.
  • Идти только по тротуару, по правой его стороне.

Педагог подводит детей к месту перехода улицы. Останавливаются в удобном для наблюдения месте. Подойдя к месту наблюдения, необходимо проследить за тем, чтобы дети не мешали пешеходам и в то же время могли свободно наблюдать за поведением пешеходов, движением автотранспорта.

Педагог начинает задавать детям вопросы.

  • Где едут машины? (по проезжей части)
  • Если людям надо перейти дорогу, то где они это могут сделать? (по пешеходному переходу)
  • Как узнать, где находится переход через дорогу? (На дороге начерчены широкие белые полосы, которые хорошо видны и пешеходам и водителям, а также по знаку «Пешеходный переход».)
  • Педагог просит найти и показать этот знак (дети показывают знак).

Педагог поощряет детей. Правильно, на этом знаке изображен шагающий человек. Знак указывает на то, что только в этом месте пешеходы могут переходить дорогу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными.

Далее педагог продолжает.

На дорогах можно увидеть много разных дорожных знаков. Дорожные знаки — лучшие друзья водителей и пешеходов. Те, кто водит машину, должны очень хорошо знать эти знаки. Пешеходы тоже должны знать некоторые знаки. Сегодня мы с вами познакомимся с новыми дорожными знаками.

Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать.

Есть знаки предупреждающие, т.е. они нас с вами о чем-то предупреждают. Посмотрите на этот знак (педагог показывает на знак «Дети»), о чем он предупреждает? (предположения детей) Этот знак сообщает водителю — будь внимательным, дорогу могут переходить дети, т. к. рядом школа.

Кроме предупреждающих знаков, есть знаки запрещающие. Это круглые знаки с красным окаймлением на желтом или белом фоне. Вот один из них. Попробуйте догадаться, что запрещает этот знак (велосипедное движение запрещено).

Вот другой запрещающий знак (педагог обращает внимание детей на знак «Въезд запрещен»). Что на нем изображено (на красном круге светлая полоса). Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен.

Квадратные знаки голубого цвета — указательные. Они укажут дорогу в столовую, к телефону...

Таким образом, педагог может познакомить детей и с другими знаками: сначала предложить детям самим попробовать догадаться о чем «говорят» дорожные знаки и, если дети объяснят неправильно, поправить их. После экскурсии педагог спрашивает детей, какие дорожные знаки они узнали и для чего они нужны (дорожные знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать на улице порядок).

Для закрепления полученных знаний можно предложить детям с родителями изготовить дорожные знаки, затем использовать их в играх.

Для лучшего запоминания дорожных знаков хорошо провести дидактическую игру «Найди такой же знак и объясни, что он обозначает».

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Представление о самом ребенке и окружающих людях

Формировать у детей представление о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций.

Обучать детей формам общения вербального и невербального характера. Понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность и другие проявления). Учить детей правильно пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Будем здоровы» Программное содержание:

  1. Дать представление о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем.
  3. Знакомить с несложными приемами закаливания организма.

Оборудование: предметные картинки (зонт, дом, облако, ручка, очки, вилка, мягкий знак, ель); карточки со схематичным изображением человечков в разных позах для зарядки; две куклы (в чистой и грязной одежде); карточки к игре «Как готовиться ко сну»; набор умывальных принадлежностей; ножницы, расческа; красные, желтые, зеленые карточки — сигналы.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог выкладывает на подставку предметные картинки (например: зонт, дом, облако, ручка, очки, вилка, мягкий знак, ель), просит детей из первых букв нарисованных предметов составить слово.

Дети с помощью педагога читают слово «здоровье».

1.        Педагог сообщает, что сегодня на занятии будем говорить о здоровье и о том, как его
укрепить.

—        Как вы думаете, что такое здоровье? (красота, сила, бодрость, богатство и т. д.)

2.        — Кто хочет быть здоровым?

  • Я думаю, что каждый человек хочет быть здоровым, ведь здоровье — это главное богатство. Здоровый человек может все: учиться, играть, веселиться, работать. Больной человек этого делать не может. Здоровье во многом зависит от самого человека. Он хозяин своего здоровья.
  • Кто знает, как сохранить и укрепить здоровье? (соблюдать режим дня, делать зарядку, заниматься физкультурой, спортом, правильно питаться, закаляться, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать правила гигиены).

—        Молодцы! Правильно все рассказали. Давайте все вместе сделаем зарядку. Занятия
физкультурой, спортом, укрепляют мышцы, сердце человека, делают его сильным, ловким,
выносливым.

3.        Физкультурная пауза «Веселые человечки»

Педагог показывает карточки со схематичным изображением человечков в различных позах. Дети выполняют соответствующие движения.

4.        Педагог демонстрирует две куклы. Одна кукла чистая, аккуратно одетая, вторая —
грязная в грязной одежде.

  • Чем отличаются эти две куклы?
  • Какая кукла вам больше нравиться, почему?

—        Как вы думаете, какая из кукол может быстрее заболеть?
Небольшой рассказ педагога о гигиене и опрятности человека.
Рассказ можно закончить стихотворением:

Чтобы быть здоровым и опрятным,

По утрам мы делаем зарядку,

Моем уши, шею, чистим нос,

И расческу приготовим для волос.

Волосы расчешем гладко.

И тогда мы знаем — все в порядке.

5.        Дидактическая игра «Какие предметы нам нужны, чтобы быть чистыми и опрятными?»

На столе разложены различные предметы, среди которых лежат зубная щетка, полотенце, расческа, ручка, одежная щетка, зеркало, мыло, утюг, мочалка, ножницы и т.п.

Дети называют предметы, необходимые для гигиенических процедур, и объясняют их назначение.

Далее детям предлагают выбрать предметы личной гигиены (расческа, носовой платок, зубная щетка, мочалка и т. д.);

6.        Дидактическая игра «Что полезно, а что нет»

Детям раздают по три сигнала — круги красного, желтого, зеленого цветов. Педагог называет один из продуктов. Дети должны поднять красный сигнал, если назван продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен (например, торт, карамель и т. д.). Дети поднимают желтый сигнал, (манная каша, белый хлеб), количество этих продуктов следует ограничивать. Дети должны поднять зеленый сигнал, если называется продукт полезный (фрукты, овощи, мясо, рыба, сок).

Педагог напоминает детям, что для здоровья очень важным является сон. Оказывается, об отдыхе и сне тоже надо заботиться.

7.        Дидактическая игра «Как готовиться ко сну?»

Дети раскладывают картинки с изображением различных ситуаций на 2 группы. В одну группу — те карточки, на которых нарисованы действия, которые нужно делать перед сном (принимать душ, мыть ноги, проветривать комнату).

В другую группу — карточки с рисунками действий, которые перед сном делать нельзя (плотно кушать, много пить, смотреть долго телевизор, слушать громкую музыку, физически перенапрягаться).

8.        Педагог говорит детям о том, чтобы человек реже болел, необходимо закаляться. Зака
ливание помогает человеку стать физически крепким, стойким, выносливым.

Задание: «Расскажите, как можно закаляться»

Гулять в любую погоду, не носить слишком теплой одежды, принимать душ, обтираться, летом: загорать, купаться в озере, полоскать рот прохладной водой, спать с открытой форточкой и т. п.

Затем педагог предлагает детям объяснить слова «Крепким стать нельзя мгновенно ■ закаляйтесь постепенно».

Педагог напоминает детям о том, что необходимо делать для того, чтобы укреплять свое здоровье. Предлагает улыбнуться друг другу. Так мы подарим друг другу радость, а значи здоровье. Дети делают гимнастику и рассказывают, для чего она нужна. ,

—        Молодцы! Правильно все рассказали. Давайте все вместе сделаем зарядку. Занятия
физкультурой, спортом, укрепляют мышцы, сердце человека, делают его сильным, ловким,
выносливым.

3.        Физкультурная пауза «Веселые человечки»

Педагог показывает карточки со схематичным изображением человечков в различных позах. Дети выполняют соответствующие движения.

4.        Педагог демонстрирует две куклы. Одна кукла чистая, аккуратно одетая, вторая —
грязная в грязной одежде.

—        Чем отличаются эти две куклы?

-        Какая кукла вам больше нравиться, почему?

—        Как вы думаете, какая из кукол может быстрее заболеть?
Небольшой рассказ педагога о гигиене и опрятности человека.
Рассказ можно закончить стихотворением:

Чтобы быть здоровым и опрятным,

По утрам мы делаем зарядку,

Моем уши, шею, чистим нос,

И расческу приготовим для волос.

Волосы расчешем гладко.

И тогда мы знаем — все в порядке.

5.        Дидактическая игра «Какие предметы нам нужны, чтобы быть чистыми и опрятными?»

На столе разложены различные предметы, среди которых лежат зубная щетка, полотенце, расческа, ручка, одежная щетка, зеркало, мыло, утюг, мочалка, ножницы и т.п.

Дети называют предметы, необходимые для гигиенических процедур, и объясняют их назначение.

Далее детям предлагают выбрать предметы личной гигиены (расческа, носовой платок, зубная щетка, мочалка и т. д.);

6.        Дидактическая игра «Что полезно, а что нет»

Детям раздают по три сигнала — круги красного, желтого, зеленого цветов. Педагог называет один из продуктов. Дети должны поднять красный сигнал, если назван продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен (например, торт, карамель и т. д.). Дети поднимают желтый сигнал, (манная каша, белый хлеб), количество этих продуктов следует ограничивать. Дети должны поднять зеленый сигнал, если называется продукт полезный (фрукты, овощи, мясо, рыба, сок).

Педагог напоминает детям, что для здоровья очень важным является сон. Оказывается, об отдыхе и сне тоже надо заботиться.

7.        Дидактическая игра «Как готовиться ко сну?»

Дети раскладывают картинки с изображением различных ситуаций на 2 группы. В одну группу — те карточки, на которых нарисованы действия, которые нужно делать перед сном (принимать душ, мыть ноги, проветривать комнату).

В другую группу — карточки с рисунками действий, которые перед сном делать нельзя (плотно кушать, много пить, смотреть долго телевизор, слушать громкую музыку, физически перенапрягаться ).

8.        Педагог говорит детям о том, чтобы человек реже болел, необходимо закаляться. Зака
ливание помогает человеку стать физически крепким, стойким, выносливым.

Задание: «Расскажите, как можно закаляться»

Гулять в любую погоду, не носить слишком теплой одежды, принимать душ, обтираться, летом: загорать, купаться в озере, полоскать рот прохладной водой, спать с открытой форточкой и т. и.

Затем педагог предлагает детям объяснить слова «Крепким стать нельзя мгновенно закаляйтесь постепенно».

Педагог напоминает детям о том, что необходимо делать для того, чтобы укреплять с здоровье. Предлагает улыбнуться друг другу. Так мы подарим друг другу радость, а знач! здоровье. Дети делают гимнастику и рассказывают, для чего она нужна. ,

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «Есть у каждого лица два красивых озерца» Программное содержание:

  1. Познакомить детей со строением глаза.
  2. Формировать умение рационально использовать зрение.

Оборудование: демонстрационный материал: схема строения глаза человека, иллюстрации «как нужно заботиться о глазах»; раздаточный материал: листочки с изображением лица человека без глаз, трафареты для рисования глаз (овальной, круглой формы), фломастеры или цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям отгадать загадки:

В кружке — точка,        По буквам, по строчкам,

В точке — ночка.        По цифрам и точкам

Что ни встретит,        Бежали, бежали,

То заметит. (Глаз)        Бежали — устали! (Глаза)

или

- Зачем человеку глаза? (с помощью глаз мы видим, зрение помогает распознавать формы и детали предметов, их цвет, движение и много другое).

1.        Рассказ педагога о строении глаза человека (на доску выставляется схема строения
глаза).

Глаз человека похож на яблоко. Он надежно спрятан в глубокую норку - глазницу.

Рассматривая глаз снаружи, можно увидеть цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз (предложить детям ответить, какого цвета у них глаза).

Радужную оболочку спереди покрывает прозрачная тонкая оболочка — роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

В центре глаза — черная точка. Это — зрачок, именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света. Если свет яркий — зрачок сужается, а если слабый, тусклый — зрачок расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим. За зрачком находится хрусталик. С его помощью мы можем видеть как вблизи, так и вдали.

Лучи света, отражаясь от предмета, на который смотрят глаза, проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше сигнал по особому нерву (он называется зрительным нервом) передается в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

2.        Упражнение «Нарисуй по трафарету».

Детям предлагается изображение лица человека без глаз. С помощью трафаретов дети рисуют и раскрашивают глаза.

3.        Педагог сообщает детям: Для того, чтобы наши глаза лучше работали, мы должны
создать хорошие условия.

Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Хорошо ли освещена книга или лист бумаги? Почему? Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было от вас справа (для правшей) и начните рисовать. Что вы заметили? Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали? Так, чтобы свет падал слева (для правшей).

Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно? Нет. Так зрение только ухудшается.

Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами — правильное.

4.        Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор. Наши глаза
устают. Для того, чтобы глаза отдохнули, нужно делать перерыв в работе и выполнять
специальные упражнения. Одно из них называется «Пальминг». Давайте сделаем его вмес-

те: разогретыми ладонями в форме чашечек, закрыть глаза, так чтобы не проникал свет. Ладони плотно прижать к переносице (нос свободно дышит), а пальцы одной руки на уровне лба должны перекрыть пальцы другой. Под ладонями закрыть глаза веками и медленно произнести: «Мне хорошо, я лечу на ковре — самолете, небо черное — черное. Тепло моих рук передается глазам, они становятся теплыми, мягкими, блестящими. Я сейчас улыбнусь и все четко и ясно увижу».

5. Наши глаза драгоценны, и поэтому, мы просто обязаны их беречь. Существует немало правил, которые мы должны соблюдать. Давайте их вспомним, а помогут нам в этом иллюстрации (педагог выставляет картинки, соответствующие правилам; дети рассматривают эти картинки и рассказывают правила, напоминающие о том, как нужно заботиться о глазах):

- когда умываешься утром или перед сном, тщательно промывай веки; делай это в любое другое время дня, когда чувствуешь, что на веки попала грязь;

—        никогда не следует сильно тереть глаза, особенно грязными руками;

  • не читай в транспорте;
  • не читай лежа в постели и при плохом освещении;

—        не садись близко к телевизору;

-        если в глаз что-нибудь попало, нужно промыть глаз водой или же аккуратно извлечь
инородное тело кусочком мокрой ваты (это должен сделать кто-то из старших); если соринку
извлечь не удалось, нужно обратиться к врачу;

—        ни в коем случае не играй, не бегай с ручкой, карандашом, палкой или другими
заостренными предметами в руках (можно поранить себе глаза).

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 3 «Влияет без сомненья на всех нас настроенье» Программное содержание:

  1. Учить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей;
  2. Учить описывать эмоциональные состояния.
  3. Учить быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других людей.

Оборудование: демонстрационный материал: — картинки со схематичными изображениями различных эмоциональных состояний человека; раздаточный материал: — перфорирование пособия, на которых вверху изображены люди, выражающие какое-либо настроение, внизу — схематичные изображения эмоций человека.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог читает стихотворение:

Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит?

Расскажет, без сомнения, Азбука настроения.

  1. Обращается к детям с вопросом: «Может ли кто-нибудь объяснить, что такое настроение, обобщает ответы детей (мы называем настроением то, что чувствует человек).
  2. Педагог рассказывает детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Он называет ситуации и предлагает детям ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не разрешает тебе посмотреть мультфильмы; родители подарили тебе интересную игру и пр.

Педагог объясняет детям, какие эмоции полезны и почему, какие нежелательны, а какие приносят вред здоровью своему и окружающим людям. Положительные эмоции способствуют

нормальному, приятному общению друг с другом и взрослыми людьми. Хорошо, когда твой друг улыбается, а не хмурится.

3.        Педагог предлагает поиграть в игру «Угадай настроение».

На наборное полотно выставляются карточки со схематичными изображениями различных эмоциональных состояний человека.

Дети определяют настроение, называют и описывают его.

  • Чем отличаются эти изображения? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение?
  • Что нужно для того, чтобы точнее определить, что чувствует человек, какое у него настроение?

Нужно смотреть в лицо, нужно проявить внимание, нужно знать, как по выражению лица можно распознать настроение человека. Можно предложить этюд «Узнай настроение».

4.        Работа с перфорированными пособиями.

Задание детям: соединить линией изображение людей, выражающих какое-либо настроение с соответствующим схематичным изображением его эмоционального состояния.

5.        Подвижная игра «Скучно, скучно так сидеть»

Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты также стоят стулья, но их на один меньше, чем количество детей. Дети садятся около первой стены комнаты.

Педагог говорит:

Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть: Не пора ли пробежаться И местами поменяться?

После окончания стиха дети бегут к противоположной стене, стараясь занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Не разрешается начинать бег раньше, чем кончится стих, садиться двум детям на один стул, занимает стул тот. кто подбежал первым.

5. Педагог показывает детям карточки с изображениями сказочных персонажей, выражающих какое-либо настроение, и предлагает детям изобразить на своем лице сходное настроение.

Дети рисуют и объясняют свое настроение.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 4 «Секреты нашего тела» Программное содержание:

  1. Уточнять и систематизировать представления детей о строении человеческого тела.
  2. Расширять знания о функциях основных частей и органов человека.
  3. Вызвать у детей интерес, желание познать свой организм.
  4. Развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование: таблица с контурным схематичным изображением тела человека; карточки с предметными картинками (1. Голова, шапка, ладонь, шея. 2. Варежки, пальцы, нога, ладонь...); различные картинки.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог предлагает детям сложить разрезные картинки (изображения разных людей), определить кто на них изображен.

1.        Как одним словом можно назвать тех, кто нарисован на разрезных картинках (люди)?

Чем отличаются люди друг от друга (высокие и низкие, старые, молодые, дети)? Обратите внимание на возраст, рост, пол, цвет глаз, цвет волос. Что общего у таких разных на вид людей? (у всех есть голова, туловище, руки и т. д.)

2.        Сегодня на занятии мы с вами и побеседуем о том, как устроено тело человека, из
каких частей оно состоит, как они называются и для чего они служат.

Здоровье — это одна из главных ценностей человеческой жизни. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.

3. Предложить детям рассмотреть таблицу с контурным схематичным изображением тела человека и рассказать о нем.

Педагог начинает рассказ, сопровождает его показом.

Голова находится вверху - в надежном месте; на ней спереди — расположено то, с помощью чего мы узнаем об окружающем мире, познаем его, — это глаза. С помощью глаз человек воспринимает большую часть окружающего мира — видит предметы, воспринимает их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам установить, движется предмет или он неподвижен. Глаза позволяют нам читать.( вместе с детьми рассматриваем предметы, которые нас окружают). Глаза надо беречь, лицо и глаза умывают утором и вечером, играть и рассматривать книги в плохо освещенной комнате нельзя и т. д.

Педагог продолжает разговор. У каждого человека есть уши, с помощью которых мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. Человек должен следить за чистотой ушей, беречь их, в холодную погоду надевать шапочку с ушками, не слушать громкую музыку и т. д.

Дидактическая игра: «Узнай музыку по характеру»

Звучит аудиозапись различных мелодий, дети называют, какая музыка по характеру; быстрая, медленная и т. д.

Педагог продолжает. Нос замечательно приспособлен для дыхания, а также чувствует запахи.

Дидактическая игра: «Узнай по запаху»

Дети с закрытыми глазами отгадывают разные запахи (предметы косметики, продукты питания и т. д.)

Язык во рту необходим, чтобы чувствовать вкус пищи. (Можно предложить детям попробовать фрукты или другие продукты питания контрастные по вкусу.)

Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг. (Просим детей убедиться в этом с помощью движения головы)

Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. На кистях рук — пять пальцев, ими удобно держать в руках карандаш, кисточку для красок, ложку, расческу и многое другое. (Предлагаем детям выполнить разные движения руками)

Ноги — длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело, заканчиваются они ступнями, которые служат опорой. (Предлагаем детям под музыку побегать и походить по группе.)

3.        Работа с контурным изображением человека — «Назови части головы, туловища, руки,
ноги».

Образец: рука — плечо, локоть... (показывает педагог).

рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти

туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина

голова: волосы, лоб, глаза, брови, ресницы, нос, щеки, рот, подбородок, уши

нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти

4.        Игра «Наши помощники»

Детям предлагают рассказать как помощники (нос и др.) помогают нам ориентироваться и воспринимать предметы.

Например: нос помогает узнать по запаху предмет, определить, откуда исходит запах.

5.        Дидактическая игра «Четвертый лишний» — выделение и обобщение частей тела чело
века по карточкам с предметными картинками:

голова, шапка, ладонь, шея варежки, пальцы, нога, ладонь нога, стопа, колено, сапоги глаза, нос, очки, рот

«Конкурс мудрецов»: Отгадай загадку — найди в группе отгадку.

Заранее подготовленные дети загадывают загадки о различных частях тела, остальные дети отгадывают, ищут картинки отгадки.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковпервого года обучения...

конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоевторого года обучения...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковчетвертого года обучения...

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников четвертого года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей первого года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей второго года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в старшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей третьего года обучения...