Профилактика дисграфии у детей с ОНР. Перспективно-тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Основа профилактики дисграфии в детском саду- формирование функционального базиса письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сентябрь 4 неделя
Лексические темы и развитие связной речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | ОбуОбучение грамоте, | Развитие фонематических процессов | Развитие мелкой моторики, просодики | Развитие психических процессов |
Осенне-полевые работы. Дети знакомятся с полевыми культурами, с трудом хлеборобов. Словарь. Существительные: зерно, пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, просо, комбайн, уборка, элеватор, пекарь, крестьянин, хлебороб. Прилагательные: свежий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной. Глаголы: пахать, сеять, выращивать, косить, убирать, жать, молотить. Связная речь.
Пересказ сказки «Колосок» с опорой на иллюстрацию. | Образование - относительных прилагательных(пшеница-пшеничный), - сложных слов (хлебороб, хлебоуборочный, картофелеуборочный комбайн), - уменьшительные формы существительных (хлеб-хлебушек). Подбор однородных определений (булка свежая, ароматная, румяная). Образование существительных в родительном падеже (рожь – нет ржи, колос-нет-колоса, каравай-…, просо-…). Согласование прилагат. с существит. В роде, числе (пшеничный, -ая, - ое, - ые). Согласование числительного с существительным в родительном падеже (двух зерен, четырех зерен…). Подбор родственных слов к слову хлеб, колос. Употребление слова хлеб в косвенных падежах (Я знаю пословицу о хлебе. Дети едят суп с …). | Звук и буква А. Определение места звука в слове. Д/и «Найди домик для звука А». Знакомство с буквой А: - выкладывание буквы из палочек; - составление буквы из трех частей; - обводка правильных букв; - написание на спине другого; - составление из пальчиков. Работать над развитием графических навыков, обучать написанию букв У, А. Задание в прописи – «закончи строку». Упражнять в ориентировании на клетках. | Выделение начального ударного гласного. Д/и: «Слова – песенки», «Первый звук». Выделение звука А в слогах, словах, предложениях. Д/и «Звуковой ручеек» - выделение гласных звуков в звуковом потоке. «Придумай слово» - развитие фонематических представлений (подбор слов на А). | Дыхательные упражнения «Горячий чай». Динамическое упражнение «Каравай». Пальчиковая игра «Каша». Хоровод «Здравствуй осень!» Развитие высоты голоса А А А А А А А А А А Графические умения | Д/и «Отгадай на вкус». «Накроем стол к чаю». «Найди лишний предмет». Развитие пространственных функций Т.А. Русскова Развивать умение ориентироваться на плоскости по словесным инструкциям. |
Предварительный просмотр:
Октябрь 1 неделя
Лексические темы и развитие связной речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | ОбуОбучение грамоте, профилактика дисграфии | Развитие фонематических процессов | Развитие мелкой моторики, просодики | Развитие психических процессов |
Осень. Деревья. Лес. Дети закрепляют представление о состоянии, жизни растений осенью, о плодах, семенах, деревьях и кустарниках, о предназначении деревьев. Словарь. Существительные: лес, роща, дуб, осина, клен, береза, тополь, плод, корни, кора, листья, желудь, сережка, почка. Крона, макушка, ствол, ветка. Прилагательные: лиственные, смешанный, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, дремучий, густой, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые. Глаголы: расти, цвести, зреть, шуршать, шелестеть, спиливать, охранять. Связная речь. Пересказ сказки «Как коза избушку построила», с опорой на мнемотаблицы. | Образование - относительных прилагательных (лист дуба –дубовый, лист березы - …, лист осины -…); - формы родительного падежа существительного (много дубов, елей и т.д.) Подбор действий: листья появляются, распускаются, растут, вянут, желтеют, опадают. Подбор определений (осень ранняя, золотая, дождливая). Подбор родственных слов к слову осень, лес, лист. Образование сложных прилагательных (желто-красный, желто-зеленый). Уточнение пространственных представлений выраженных предлогами в, на, под. Вставить пропущенные предлоги в предложениях. Подбор антонимов. Составление ССП с союзом а (Тополь высокий, шиповник низкий.). | Звук и буква И. Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Определение места звука в слове. Практическое употребление союза И (тополь и липа – лиственные деревья).Образование множественного числа существительное – яблоня – яблони. Употребление косвенных падежей существительных (со словами Ива). Знакомство с буквой И - выложить букву из шнура, из палочек, из веточек, мозаики; - написать на вытянутой руке и на спине (работа в парах) – «Узнай какая буква». Составление букв из пальцев. Совершенствовать графические умения и навыки, обучать печатанию букв, упражнять в штриховке. | Выделение начального ударного гласного звука И. Д/и «Чья песенка?», «Звуковой ручеек», «Звуковой поезд», «Придумай слово». | Дыхательное упражнение «Ветерок». Развитие речевого дыхания «Руки поднимаем – звуки распеваем (на одном выдохе 2-3 гласных) «Звуковая зарядка» Пальчиковая игра «Осенний букет». Изменение силы голоса «АУ!» (Фонопедическая ритмика, с. 62) Изменение высоты голоса УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ Графические умения «Столбики» | Сериация: Осенние листья по окраске, размеру. Восприятие параметров высоты, ширины, толщины на основе сравнения деревьев, кустарников, их частей. Развитие пространственной функции Т.А. Русскова с. 16, с.20. Театр пальчиков и языка, сопряженная гимнастика «Дерево» |
Предварительный просмотр:
Октябрь 2 неделя
Лексические темы и развитие связной речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | ОбуОбучение грамоте, профилактика дисграфии | Развитие фонематических процессов | Развитие мелкой моторики, просодики | Развитие психических процессов |
Перелетные птицы. Дети должны знать названия водоплавающих, болотных диких, лесных, перелетных птиц; куда улетают птицы, почему; части тела птиц, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни), голоса, повадки птиц, их жилье. Словарь. Существительные: названия птиц, перелет, оперение, перепонки, стая, косяк, клин, караван. Прилагательные: певчие, изогнутая, сплющенный, треугольный, выгнутая, прожорливые. Глаголы: щебетать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, парить, взлетать, грести, подгребать. Связная речь. Сравнительное описание 2-х птиц. | Образование - существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (журавль – журавлик – журавушка). «Назови детенышей» (журавль – журавленок – журавлята); - притяжательные прилагательные «скажи какая стая»; - приставочных глаголов; - сложных прилагательных (быстрокрылая, длинноногий, длиннохвостая, звонкоголосая). Работа с предлогами за, перед, над, в, около, под. «Куда спряталась перелетная птица?» Согласование числительного с существительным, «Сосчитайка» Употребление СПП с союзом потому что «Кто лишний в стае?» Употребление косвенных падежей существительных множественного числа. Д/и «Закончи предложение – На болоте курлычут… В небе слышен крик …и т.д.» | Звуки А, И, У. Буквы А,И,У. Анализ звукового ряда из 3-х гласных: Д/и «Встали звуки по порядку», «Живые звуки». Определение места звука в словах. Д/и «Помоги птице долететь до гнезда» Слоговые схемы. Употребление предлога У – «У кого кто?» «Где можно увидеть птиц?» - (рядом с домом – у дома). Закрепление букв А, И, У - слуховой диктант (печатание букв); - Д/и «Узнай какая буква» (дермалексия); - Д/и «Буквы рассыпались» - выкладывание из спичек изученных букв, слогов; - Д/и «Умные ручки» (узнавание букв на ощупь); - Д/и «Угадай какая буква?» (загадки о буквах) Составление букв из пальцев. | Д/и «Лишнее слово» - различение на слух слова, несозвучного остальным, «Чья песенка?» - различение на слух гласных звуков. «Придумай слово» - подбор слов с заданным звуком. | Упр. На дыхание «птичий переполох» - выработка длительной воздушной струи; "Намотай клубочек» - формирование длительного речевого выдоха. Развитие высоты голоса У У У У У У «Укачивание» У У У У У У У Речь с движениями «Лебёдушка» Графические умения Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проводить линии без отрыва от бумаги. | Д/и «Кто спрятался?» (развития восприятия) «Летает не летает». «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия) «Кто же кричит?» «4- й лишний» Развитие пространственных функций Т.А. Русскова с. 17 Графический диктант. |
Предварительный просмотр:
Октябрь 3 неделя
Лексические темы и развитие связной речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | ОбуОбучение грамоте, профилактика дисграфии | Развитие фонематических процессов | Развитие мелкой моторики, просодики | Развитие психических процессов |
Человек. Части тела. Дети знакомятся со строением человеческого тела, назначением отдельных частей, как люди внешне отличаются дуг от друга; необходимыми правилами гигиены тела. Словарь. Существительные: Мужчина, женщина, девочка, мальчик, названия частей тела. Прилагательные: Вьющиеся, кудрявый, худой, полный, карие, голубые, серые, зеленые. Глаголы: Дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, заботиться, купаться. Связная речь. Составление рассказа – описания о своей внешности. «Модельное агентство». | Образование - уменьшительные формы существительного (нос – носик, плечо – плечико) - употребление слов с увеличительными оттенками (суффиксы –ик, - ищ, носище, ручища). Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью приставок (мылся-помылся). Образование - антонимов (чистый – грязный) - сложных прилагательных (голубые глаза – голубоглазый) Согласование числительного с существительным. Работа с многозначными словами язык, ручка. Употребление СПП с союзом чтобы: Глаза нужны для того, чтобы… | Буква М, звуки (М-МЬ) Звуковой анализ обратных слогов ам, ом, ум, им, прямых слогов ма, мо, му, определение места звука в слове «Найди домик для звука (м). Знакомство с буквой М: - игра на что похожа буква М? - рисование буквы в воздухе; - игра «Найди правильную букву «; - выкладывание буквы из шнура, мозаики, из природного материала, лепка из пластилина; - печатание буквы в прописи. Упражнение с разрезной азбукой: - составление обратных слогов; - чтение. | Выделение звука М из звукового ряда, отбор картинок на М. Различение звуков М-МЬ .Игра «Наоборот» ам-амь, ом-омь, ма-мя, мо-мё. Д/и «Молоточек» - умение воспроизводить слоговой ряд со сменно ударного слога. Д/и «Поговорим на разных языках» - воспроизведение слоговых сочетаний. Подбор слов со звуком М. | Дыхательное упражнение «Греем руки» Самомассаж пальцев «Дружба», самомассаж лица и тела «Мочалка». Динамическое упражнение «Моемся, моемся, чистим зубки». Темп речи»Кто прошел?» Развитие высоты голоса «Лесенка», «Укачивание». Графические умения. | Сериация по возрасту. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального пространства. Игра «Найди ошибки» - на зеркальное отражение. Игра «Зеркало» - в парах. Игры на осознание детьми схемы собственного тела . Т.А. Русскова с,25 |
Предварительный просмотр:
Октябрь 4 неделя
Лексические темы и развитие связной речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | ОбуОбучение грамоте, профилактика дисграфии | Развитие фонематических процессов | Развитие мелкой моторики, просодики | Развитие психических процессов |
Осень. Одежда. Обувь. Головные уборы. Дети уточняют, какие изменения произошли в погоде. Сравнивают погоду летом и осенью, что в разные сезоны люди носят, закрепляют названия деталей одежды, обуви. Словарь. Существительные: Ситец, лён, шёлк, бархат, капрон, кожа, мех, шерсть, нитки, вельвет, драп. Прилагательные: Резиновые, домашние, спортивные, нарядные, модная, удобная. Глаголы: Ткать, прясть, шить, ремонтировать, чистить, зашнуровывать, штопать, вышивать. Связная речь. оставление описательных рассказов на материале сказки Ш. Перро «Золушка». | Образование – относительных прилагательных (пиджак из шерсти – шерстяной, куртка из кожи – кожаная, куртка для осени – осенняя); - сложных прилагательных (ярко-розовая, темно-зеленый); - уменьшительной формы существительного (пальто – пальтишко); - приставочных глаголов от слова шить; - антонимов (плащ длинный, а куртка короткая).Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа). Составление ССП с союзом а, СПП с союзом что, чтобы (Я подошью подол у платья, потому что оно длинное). | Буква Н, звуки Н-НЬ. Определение места звука в слове. Составление предложений со словами на Н-НЬ. Деление слов на слоги. Работа с кассами букв – составление слогов, звуковой анализ, схемы. Знакомство с буквой: - на что похожа буква Н?; - рисование буквы в воздухе; - выкладывание буквы из крупы, из шнура; - «Узнай и дорисуй букву»; - закрашивание буквы; - обводка всех гласных, подчеркивание согласных. | Различение звуков Н-НЬ. Выделение звуков Н_НЬ на слух и в произношении в слогах, словах. Игра «Наоборот», «Подарим картинки Нате и Нине». Подбор слов на звуки Н-НЬ. Д/и «Молоточек», «Лишний слог». Чистоговорки на Н-НЬ. | Дыхательное упражнение с использованием песка и воды. Интонация «Бабка охает и стонет…» Пальчиковая гимнастика «Гномики- прачки» (ж, Логопед 3 /07, с. 72) «Большая стирка». Динамическое упражнение «Гости». Упражнять в штриховке в горизонтальном направлении. Сравнение силуэтных изображений с реальными. Раскрасить бусины в соответствии с цифрами. Графические умения. | Д/и «Разные поверхности». Сюжетно-ролевая игра «Ателье» «Что без чего?» (рубашка без рукава, сандалии без ремешка) Т.А. Русскова с.3, 27 (развитие пространственной функции). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Данный материал будет полезен учителям-логопедам....
"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".
quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...
Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...