Коррекционно-развивающее занятия детей ОВЗ «Прозрачный мольберт» и арт-терапия.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дюндик Софья Михайловна

Коррекционно-развивающее занятия детей ОВЗ «Прозрачный мольберт» и арт-терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prozrachnyy_molbert.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог Дюндик Софья Михайловна

Коррекционно-развивающее занятия детей ОВЗ «Прозрачный мольберт» и арт-терапия.

В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита не достаточно. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относится эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенный уровень тревожности, импульсивность проявления эмоций, страхи различного характера, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром и со сверстниками. Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.

Ко мне, как специалисту, часто обращаются родители и педагоги с целью помочь ребенку – дошкольнику в решении проблем, связанных с повышенной тревожностью, агрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, застенчивостью, импульсивностью в поведении, различными страхами. Я занялась поиском новых психологических технологий, которые помогли бы в построении работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы и способствовали бы устранению недостатков в ней. Мое внимание привлек безопасный, прозрачный арт-мольберт, о котором я узнала из видео-лекций института практической психологии «Иматон». Изучив методические рекомендации и прикупив мольберт, стала использовать его в своей практической деятельности. Это прекрасный многофункциональный  дидактический материал.

Прозрачный мольберт можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на занятиях в парах. Мольберт можно использовать  для арт-терапевтических занятий, являющихся эффективным способом решения многих психологических проблем, таких как развитие общей и мелкой моторики, мышления в процессе восприятия и отображения, преодоление недостатков развития личностных качеств, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

 Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию, развитие психических процессов обучающихся, обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у обучающихся, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении. Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.

  Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации. Есть дети, у которых он протекает очень сложно. В процессе совместной работы с психологом, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение.

Прозрачный мольберт можно использовать в работе по преодолению конфликтов между детьми. В процессе рисования  конфликт превращается в совместную деятельность. Каждому ребенку дается задание выполнить часть рисунка, а затем дети дополняют совместный рисунок, вместе додумывают сюжет, подбирают цвет, гамму. В процессе поиска общего решения происходит снижение психо - эмоционального напряжения.

Рисование по стеклу  активно развивает у детей воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира,  пропадает тревожность, страх и возникает желание рисовать. 

 Еще одним из преимуществ является то, что мольберт легко можно переносить и использовать в разных помещениях.

         Спектр возможностей применения данного методического пособия  достаточно широк и актуален для педагога-психолога, т.к. всегда интересно найти методы, приемы и способы организации коррекционно-развивающей работы, которые помогут  добиться положительного результата. 

Виды работ

с использованием прозрачного мольберта

Алгоритм занятия работы за мольбертом:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка - снятие напряжения, включение в занятие -пальчиковая гимнастика (ежики, су-джок и т. Д.)

3. Основная часть (на мольберте)

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания

Рисование на «Стеклянном мольберте»:

• Способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта.

• Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства.

• Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.

• Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальчиками, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги.

• Ребёнок раскрепощается, становится общительным, уверенным в себе, устраняются страхи и комплексы. Настольный мольберт использую в работе с подгруппой и индивидуально, в вечерний отрезок времени перед сном.

Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники:

1. Рисование пальчиками и ладошкой

2. Рисование листьями.

3. Штампы и печати.

4. Поролоновые рисунки.

5. Рисование маркером

6. Точечный рисунок (ватные палочки).

7. Рисование по очереди.

8.  Рисование с натуры (портреты, игрушки и т.д.)

Игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта

 Игра для самых маленьких «Дождик, дождик, кап, кап, кап». 

Задачи:

  1. обучать приемам «пальцевой живописи»;
  2. развивать зрительно – двигательную координацию;
  3. формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.

 Оборудование:

  • прозрачный мольберт
  • гуашь синего цвета
  • пластиковая тарелочка
  • влажные салфетки для вытирания пальцев руки

Ход  игры:

  1. Обмакнем один палец в синюю краску
  2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.
  3. Вместе радуемся полученному изображению

Игра «Гусеница».

Задачи:

     1.формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий);

     2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка;

     3. развивать желание украсить формы узором.

Оборудование:

  • прозрачный мольберт
  • гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета,
  • пластиковые тарелочки,
  • баночка с водой,
  • влажные салфетки
  •  беличьи кисточки № 1, 3

 Ход  игры:

  1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта
  2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета. 

Игра «Рисуем вместе».

Задачи:

  1. развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
  2. формировать творческую активность. 

Оборудование:  

  • прозрачный мольберт
  • гуашь,
  • кисти,
  • непроливайка,
  • салфетка,
  • образец рисунка

Ход игры:

дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: «у кошки день рождения» - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Психологь, побуждает детей работать совместно, формирует  у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности. 

Игра «Цветы». 

Задачи:

     1.формировать навыки работы в паре, по определенным правилам

     2. развивать зрительно - моторную координацию.

Оборудование:

  • прозрачный мольберт
  • гуашь
  • кисти
  • стакан непроливайка
  • салфетка
  • образец рисунка

Ход игры:

 девочка рисует круги («бутоны»), мальчик подрисовывает к ним линии («стебли»).  Выполняется в быстром темпе. 

Арт - терапевтическое упражнение «Рисуем под музыку времена года» (для подгруппы детей) направлено не только на самовыражение своего эмоционального состояния и эстетического восприятия, но и на развитие творческой активности, фантазии и воображения. Под музыку Антонио Вивальди «Времена года», ребятам предлагалось изобразить при помощи больших мазков, разными цветами на арт-мольберте времена года.

Лето – красные мазки (ягоды);

Осень – желтые и оранжевые мазки (листья);

Зима – голубые мазки (снег, снежинки);

Весна – зеленые мазки (листья, трава).

Выполняя это необычное упражнение, у детей наблюдалось состояние радости и восторга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Мастер - класс для родителей с детьми с ОВЗ Коррекционно-развивающие игры с использованием пособия "Прозрачный мольберт"

Прозрачный мольберт-комплексное решение для развивающих и коррекционных программ....

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность: НОД «Мой мир добра»(С элементами песочной терапии)

Аннотация: Конспект коррекционнно-развивающей деятельности направлен на закрепление у детей понятия добро, миролюбие, уважение, дружба. формированию навыков саморегуляции....

Проект "Внедрение Су-Джок терапии в коррекционно-развивающий процесс для детей с ОВЗ (ЗПР)

Одно из направлений педагогической деятельности в рамках проекта “ Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе дефектолога ” — коррекционная и развивающая работа по укреплению ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...