Квест-игра как одна из современных форм активизации познавательного интереса дошкольников
статья

Акутальность квестов в ДОУ, план разработки квеста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-игра как одна из современных форм активизации познавательного интереса дошкольников

Активизация познавательного интереса является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования дальнейшей жизненной компетенции.

Познавательное развитие всегда являлось крайне значимым вектором в развитии дошкольника. Однако в условиях, когда информационное пространство, окружающее ребенка, характеризуется высокой скоростью изменений, динамизмом, насыщенностью, вопрос развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста приобретает особую важность и актуальность. Действующая до недавнего прошлого в педагогическом сообществе концепция «Знания – умения - навыки» перестает быть релевантной и не отвечает целям образования, т.к. отныне объем знаний, усвоенный в той или иной области, отходит на второй план. Напротив, крайне важными становятся такие качества, как умение работать с информацией, инициативность, самообучаемость, легкое отношение к трудностям и умение поступать неординарно и рискованно в поиске решения проблемных задач.

Проблема заключается в том, что современных детей дошкольного возраста становится все сложнее заинтересовать образовательным процессом, так как в современных условиях в их жизни большее место занимают компьютер, электронные игрушки и поэтому педагогу необходимо учитывать возрастающую конкуренцию со стороны технических средств. Педагог должен идти в ногу со временем и использовать в своей работе инновационные педагогические методики и технологии, а также новейшие формы проведения образовательной деятельности.

Одним из таких инновационных средств, используемых в ДОО, является квест-игра.

Квест-игра – это приключенческая игра, которая содержит цель, достичь которую можно при последовательном продвижении по этапам сюжета, где нужно последовательно решать задачи, каждая из которых – это «ключ к следующей точке и следующей задаче» [2]. В процессе игры повышается двигательная активность и формируется мотив к готовности познавать и исследовать.

Квест-игра в настоящее время набирает популярность, так как обладает колоссальными развивающими возможностями, направлен на развитие индивидуальности каждого отдельного ребенка дошкольника, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. В ДОО это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или вместе со взрослым открывает новый практический опыт.

В ходе реализации квест-игры в образовательном процессе ДОО можно реализовывать интеграцию пяти образовательных областей (познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие), сочетать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, разрешать образовательные задачи не только в совместной деятельности взрослых и детей, но и в самостоятельной деятельности дошкольников [4].

Таким образом, в образовательном процессе проблемное задание, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом перед детьми – это квест. Квест-игра требует от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определён или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Примерный план разработки квест-игры для детей дошкольного возраста включает в себя следующие шаги:

Шаг 1. Определить вид квеста, который будет создан («живой», веб-квест и пр.).

Шаг 2. Определить тему и название квеста. 

Шаг 3. Подготовить проблемное вступление. 

Шаг 4. Составить основное проблемное и промежуточные задания.  

Шаг 5. Придумать роли для участников квеста. 

Шаг 6. Подготовить конверт со справочным, иллюстративным, дидактическим раздаточным материалом – кейс (накопитель).

Шаг 7. Составить правила игры. 

Шаг 8. Провести квест-игру. 

Шаг 9. Подвести итоги и оценить работу воспитанников.

При разработке задач для игры, следует учитывать, что только оригинальные и интересные задачи, не требующие специальных знаний и умений, смогут развивать познавательную активность старших дошкольников. Задачи могут быть творческие, интеллектуальные, логические, связанные с поиском и др.

Квест-игра не требует определенных условий организации, он может быть проведен на территории детского сада, в группе, спортивном зале или же с использованием дистанционных технологий (веб-квест).

При выборе сюжета квеста можно руководствоваться темами календарного плана или проектов в дошкольном учреждении, решением конкретной педагогической проблемы. При организации квеста, педагог должен показать высокий уровень профессионализма, потому что необходимо сделать игру увлекательной, но, а главная задача сделать игру обучающей и дать возможность каждому ребенку проявить себя, задействовав при этом всех участников.

Таким образом, одним из наиболее эффективных средств формирования познавательного интереса дошкольников является квест-игра. Обучение в форме квест-игры – замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников, тем самым существенно обогатить, модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность и мотивацию обучения детей дошкольного возраста, а также развить интеллектуальные и творческие способности детей.


Список использованных источников

  1. Гавришова Е.А. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-84.
  2. Гордеева В.В., Черенкова В.Д. Образовательный квест как средство формирования познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста // Модернизация современного образования: анализ опыта и тенденций, 2021. С. 64-77.
  3. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 68-69.
  4. Фисенко Н.В. Технология квест-игры в организации детских дошкольных праздников // Управление человеческими ресурсами в целях устойчивого развития. Cборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции. Башкирский институт социальных технологий(филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений». 2018. С. 153-155.
  5. Халикова К.К., Сухова Е.И. Формирование универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста с помощью квест-технологии // Перспективы науки – 2017. Материалы VII Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный редактор А.В. Гумеров. 2017. С. 229-239.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: " Активизация познавательного интереса дошкольников с помощью игровых упражнений с использованием песка"

Педагогический проект:" Активизация познавательного интереса дошкольников с помощью игровых упражнений с использованием песка"...

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....

«Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Сообщение из опыта работыпо теме: «Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»...

Музейное занятие как одна из современных форм развития познавательной активности дошкольников.

В статье отражается современная форма работы с дошкольниками- музейное занятие...

Консультация для педагогов: «Экскурсия как одна из форм естественно-научного направления в повышении познавательного интереса дошкольников»

Сегодня, как никогда, востребован образовательный формат, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности психической и социальной деятельности ребёнка, способствующий его самор...