Характеристика матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по коррекционной педагогике
Родительские установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «родительские установки» включает в себя ценности, восприятие ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские установки включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемые способы его дисциплинирования.
Характеристика родительских установок представлена следующими критериями:
- адекватность – степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношение качеств, объективно присущих ребенку, и качеств видимых и осознаваемых родителями
- динамичность (гибкость) – степень подвижности родительских установок в восприятии ребенка с течением времени, способность к изменениям форм и способов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка, различными ситуациями
- прогностичность – способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способность к построению взаимодействия с ребенком с учетом этого предвидения эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам родительских установок и выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии с детьми, в эмоциональных реакциях по поводу воспитательных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_mart.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительские установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «родительские установки» включает в себя ценности, восприятие ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские установки включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемые способы его дисциплинирования.
Характеристика родительских установок представлена следующими критериями:
- адекватность – степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношение качеств, объективно присущих ребенку, и качеств видимых и осознаваемых родителями
- динамичность (гибкость) – степень подвижности родительских установок в восприятии ребенка с течением времени, способность к изменениям форм и способов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка, различными ситуациями
- прогностичность – способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способность к построению взаимодействия с ребенком с учетом этого предвидения эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам родительских установок и выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии с детьми, в эмоциональных реакциях по поводу воспитательных действий.
Типология родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена следующим образом:
1. Родители глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием, опекают, освобождая от посильных обязанностей. Родителями принимается и дефект, и ребенок. Как следствие у ребенка формируется потребительская позиция, психическая и социальная незрелость, не воспитываются необходимые качества личности, такие как трудолюбие, самостоятельность, чувство ответственности, не развиты воля и эмоциональная сопротивляемость различным жизненным препятствиям.
2. Родители принимают ребенка, но не хотят признавать наличие у него дефекта. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители не замечают проблем в развитии ребенка, преувеличивают его возможности, доказывая себе и окружающим, что он ничуть не хуже других. Родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему знаков внимания. Родители смирились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Общее эмоциональное отчуждение членов семьи и родителей по отношению к ребенку с нарушением в развитии приводит к отсутствию взаимопонимания между ними. Ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, не формируется потребность в общении ни с членами семьи, ни с другими людьми, обостряется чувство неполноценности и своей ненужности, возникает тревожность.
Типичными могут быть инфантилизация и социальная инвалидизация. Инфантилизация ребенка – неадекватное представление о ребенке, которое проявляется в навязывании ребенку представления о его беспомощности и зависимости, невозможности существования без родителей, приписывание роли «маленького».
Инвалидизация ребенка – искаженное представление о ребенке, вызванное недооценкой психофизических данных, приписывание ему болезненности. Социальная инвалидизация – приписывание социальной неуспешности, роли «маленького и плохого» неверие в благополучие ребенка, ребенок неприспособленный, неуспешный, открытый для дурного влияния, что приводит к отсутствию доверия и чувству досады у родителя.
Подавляющее, деспотическое поведение родителей по отношению к ребенку. Родители на первое место ставят строгость, твердость, жесткость. Ребенок растет либо не самостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта. У него развивается открытая или скрытая агрессивность, часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен.
Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает его. Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку. Ребенок чувствует себя уверенно, воспринимает себя таким, как все.
Перечисленные виды отношений родителей к детям с нарушениями в развитии являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных в отношении «родители – нормальный ребенок». На взаимоотношения родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имеющиеся недостатки развития детей.
Характеристика матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
При рождении ребенка с нарушением развития основная нагрузка как физическая, так и психологическая ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, мать оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами.
Общие особенности матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, состоят в следующем:
1. Несоответствие материнского статуса ожиданиям, вызванное своеобразием ребенка, ведет к общей неудовлетворенности ролью матери. Как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит. Возможны два варианта неконструктивного решения проблем матерью: часть из них ищут виноватых, вследствие чего может формироваться негативное мироощущение, для части матерей характерно самообвинение, что также разрушительно для личности матери.
2. Взаимосвязь «мать – ребенок» часто носит симбиотический характер, когда мать ощущает себя с ребенком единым целым. Идентифицируя себя с ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Поэтому отклонение в развитии ребенка в ряде случаев интерпретируется матерями как собственная неполноценность.
3. Имеют место невротические проявления, которые могут стать постоянной составляющей поведения матери: высокий уровень тревожности; неуверенность в собственных силах; сниженный фон настроения, подавленность; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми людьми; избирательность контактов.
4. Острое переживание критики в адрес своего ребенка, что сопровождается негодованием и воинственной реакцией. До 90% родителей проявляют крайне отрицательное отношение к замечаниям, высказываниям и даже «косым» взглядам окружающих в адрес своего ребенка, готовность к активному противостоянию.
5. Душевный дискомфорт влечет возникновение у матери чувства депрессии. Депрессивные состояния наблюдаются у 60% матерей. Причинами данного состояния являются каждодневные проблемы, с которыми сталкиваются родители, неизвестность в ожидании ближайшего будущего и др.
6. Матерям присущ высокий уровень тревожности. Постоянная тревожность отмечается у 90%. Высокий уровень личностной тревожности ведет к восприятию ими большинства ситуаций как угрожающих.
7. Наличие нарушений в развитии у ребенка оживляет тревоги, связанные с чувством беспомощности, которые напоминают родителям, что их мечты могут быть уничтожены.
8. Высокий уровень одиночества у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья, что можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины могут бояться непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии.
9. Острое чувство несправедливости. Многие матери, узнав о диагнозе ребенка, поражены кажущейся несправедливостью. В отчаянных поисках ответа на вопрос: «Почему? За что?», они думают о своей виновности, за которую им пришлось нести наказание, либо к ним приходит мысль о том, что справедливости нет.
10. Недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели. Поведение матери характеризуется отсутствием гибкости, стереотипностью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования.
11. Матери отличаются избыточным контролем по отношению к ребенку, приобретающим авторитарные черты; они инфантилизируют и инвалидизируют ребенка. Эти два типа отношения являются взаимосвязанными: если мать не доверяет ребенку, не верит в его самостоятельность, она должна осуществлять строгий контроль за его поведением.
12. Ребенок с нарушением в развитии эмоционально не принимается матерью, воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный. В то же время матери стремятся к симбиотическим отношениям. То есть матери детей с нарушениями в развитии имеют противоречивые родительские установки. Эмоциональное отвержение связано с тем, что изменение собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой, приводят к неприятию ребенка матерью.
Литература.
- Коррекционная педагогика
- Семья особого ребенка. Часть I /Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва) /Сост. Г.Ю. Одинокоа, С.А. Пономарева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. 721 с.
- Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь//Вестник практической психологии образования- 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...