"Использование в работе с детьми элементов песочной терапии"
консультация по коррекционной педагогике
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ispolzovanie_v_rabote_s_detmi_elementov_pesochnoy_igroterapii.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №134 г. Липецка
Выступление из опыта работы
« Использование в работе с детьми элементов песочной игротерапии»
Подготовила:
педагог - психолог
Подгузова И.В.
Липецк-2016г.
Издревле считается что песок имеет очищающие энергетику свойства. В Китае, Индии, Японии сосуды с песком размещают около входа в храм. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Монахи и по сей день практикуют создание мандал - для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Игра в песок обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Раскрепощение стеснительных детей, т.к. ошибки, допущенные на песке легко исправить.
Основные принципы игр на песке:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задания соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в происходящем.
- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например оказавшись в роли «спасителя принцессы», ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму!
«Сенд-арт»:
- диагностическая и коррекционная работа;
- рисование пальцами, шнурками, через трубочку для коктейля;
- создание мандал при помощи мелких предметов (ракушек, бусинок, фасоли, макарон и др.);
- заучивание стихов прорисовывая их;
- зарисовывание различных историй до и после их прослушивания (гордость и гордыня);
- изучение звуков, букв, слогов (гномики «с», «о», «к»), («а»-акула, аист, арбуз);
- подходит для детей и взрослых (тест «Вселенная»)
«Сенд-плей»:
- оставление на песке различных отпечатков (рук, предметов) и обыгрывание;
- «кроты» (ладони с напряженными пальцами) – снятие мышечного напряжения;
- расположить предметы вверху, внизу, слева…;
- зарывание букв, цифр, геометрических фигур и др.;
- проблемные ситуации (преодаление препятствий: лес, море, гора и др.);
- фантастические игры (космос, будущее, на луне…), это уникальная возможность использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных» познавательных целях;
- древне - славянское поселение (мастер-класс).
Итак: при помощи песочной игротерапии мы совместно с ребенком можем отправиться и в «Подводную Одиссею», как Жак Ив Кусто, побывать на Марсе или других планетах, путешествовать по нашей истории, можем узнать как живут люди в разных уголках планеты, моделировать различные климатические зоны и жизнь в них, можем освоить различные профессии и многое другое. Возможности игр с песком неисчерпаемы.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола-
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру…
Подобно Богу
Мы Создадим Свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"...
Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...
Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии
В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...