Протокол дефектологического обследования 4-5 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике
Диагностика является неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога, позволяющая выявить уровень актуального развития ребенка, сформировать представления об омеющихся дефицитах, а также наметить план коррекционно-развивающей работы с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Протоколы обследования - удобный инструмент в процессе диагностики, благодаря чему сокращается время обследования и формируется наглядная картина имеющегося уровня познавательного развития ребенка. Данный протокол составлен с использованием методических рекомендаций таких авторов как С.Д. Забрамная, О.В.Боровик, Л.Г.Руденко, Е.А.Стребелевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_4-5.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол дефектологического обследования (4-5 лет)
Дата обследования «____» ______________ 20___г.
Ф.И. ребенка__________________________________________________________________________
Возраст на момент обследования____________________ Дата рождения______________________
Эмоциональное реагирование: адекватно реагирует на ситуацию обследования, волнение, насторожённость, тревожность, плач, чрезмерная возбудимость, агрессивные проявления, неадекватная веселость, фамильярность со взрослым
Контакт: легко идет на контакт, с трудом, не идет, нежелание вступать в контакт, отгороженность, полевое поведение
- ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.
- Представления о себе и ближайшем окружении.
Называние | Понимание | |
Как тебя зовут | Реагирует поворотом головы сразу/отсроченная реакция/не реагирует Узнает себя на фотографии, в зеркале: улыбка/неадекватные реакции/отсутствует реакция | |
Какая у тебя фамилия? | Реагирует поворотом головы сразу/отсроченная реакция/не реагирует | |
Ты мальчик или девочка? | Отвечает кивком/неправильно | |
Сколько тебе лет? | Показывает на пальцах правильно/неправильно | |
С кем ты пришел в детский сад? Как зовут твою маму? Папу? Сотрудники детсада Дети в группе | Указательный жест/взгляд | |
Назови город/деревню, в котором ты живешь? | Отвечает кивком/неправильно/не отвечает |
- Представления об окружающем мире
Картинки | Называние | Понимание | Примечание (способность к обобщению, ответ с помощью наводящих вопросов, отсроченный ответ, отвлекаемость) |
Игрушки | |||
Мебель | |||
Посуда | |||
Одежда | |||
Домашние животные | |||
Дикие животные | |||
Овощи | |||
Фрукты |
- ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.
- Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?_____________________________
Если ручки замерзнуть, что наденешь на них?__________________________________________
Что ты возьмешь на улицу, если пойдет дождь?________________________________________
Чем режут бумагу?________________________________________________________________
- Понимание простых предлогов
На (поставь машину на коробку)__________________________________________________________
В (спрячь машинку в коробку)____________________________________________________________
Под (спрячь машинку под коробку)________________________________________________________
За (спрячь машинку за коробку)___________________________________________________________
III. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. (под * обозначены пробы, невыполнение которых не является показателем нарушения, но могут быть предложены для определения ЗБР у детей с благоприятным прогнозом развития.
- Пространственные представления.
Схема тела и лица.
Называние | Понимание/показ | ||
На себе | На других | ||
Глаза, нос, уши (1,5 г) | |||
Рот, лоб, щёки (2г) | |||
Подбородок, брови (4г) | |||
Руки, ноги (1,5г) | |||
Живот, голова (2г) | |||
Шея (2.5г) | |||
Грудь, локти, пальцы (4 г) | |||
Колени, ладони (4.5г) |
Ориентировка в реальном пространстве.
Покажи рукой, где верх__________________ низ__________________что впереди________________
Что сзади______________________________
Подними правую руку___________________ правую ногу____________________________
Левую руку____________________________левую ногу______________________________
- Временные представления.
Называние | Описывает события, действия, признаки | Выбирает на картинке | ||
По названию | По описанию | |||
Утро | * | * | ||
День (с 4.5лет) | ||||
Вечер | * | * | ||
Ночь (с 4.5 лет) | ||||
Текущее время года | ||||
Весна | * | * | ||
Лето | * | * | ||
Осень | * | * | ||
Зима | * | * |
*- конец года
- Предметно-практическая деятельность.
Примечание: при ошибках/затруднениях в действиях с заданным количеством элементов, их количество уменьшается, количество фиксируется в протоколе.
Самост-но | После обучения | Способ действия | |
Доска Сегена 5 элементов | |||
Пирамидка из 5 колец, 6-ти колец* | |||
Матрешка 5-ти составная | |||
Полые формы из 6-ти элементов | |||
Коробка форм (5 прорезей) |
Темп работы: нормальный, замедленный, быстрый
Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей помощи, не принял, ведет себя неадекватно
Понимание инструкции: словесная, сопровождение жестом, наглядным показом
Отношение к результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах
Точность и дифференцированность движений пальцев рук:
- Восприятие.
Цвет: КЖЗС (3г) оттеночные (4 г)
Называет: самостоятельно, показывает, соотносит
Форма: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, кубик, шар, кирпичик, цилиндр, крыша
Называет: самостоятельно, показывает, соотносит
Способ действия: зрительное соотнесение, примеривание, метод проб и ошибок
Величина
Называние (актуализирует сам-но/после называния антонима) | Показ | |
Большой-маленький | ||
* | ||
Средний | ||
Высокий-низкий | ||
Выше-ниже | * | |
Длинный-короткий |
- Количественные представления.
Называние /определение количества предметов | Показ, манипуляции с предметами(дай, возьми, покажи) | |
Дочисловые представления | ||
Один, много (3г) | ||
Мало (4г) | ||
Нисколько, ни одного | ||
Больше-меньше * | ||
Поровну, столько же * | ||
Количественные представления и счет | ||
Два | ||
Три | ||
Четыре (после 4.5л) | ||
Пять (после 4.5л) |
Понимание вопроса «Сколько?»____________ Счет в пределах _______________
IV. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с опорой на картинки)
- Конструирование из строительных элементов
Вид | Сам-но, по рис | По образцу | С помощью взрослого | Не выполн |
Лесенка из 6-ти кубиков/ ворота/заборчик из 7-8 кирпичиков вертикально по кругу | ||||
Самост.постройка из 3-ех деталей (домик с крышей) | ||||
Построй то, что ты хочешь |
Точность и ловкость движений: _______________________________________
Характер работы: сразу приступает к заданию, не рассмотрев образец; проводит анализ, подбирая нужные детали и выбирая их правильное расположение; насколько часто обращается взглядом к образцу______; руководствуется ли образцом при выполнении задания_____________
Помощь и уровень принятия: не требуется, стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая (после обучения переносит показанный прием, нуждается в большом количестве повторений)
Инструкция: принятие_________________понимание________________ удержание_____________
Способность к творчеству: ____________________
Отношение к результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах
- Работа с разрезными картинками
Вид | Сам-но, по рис | По образцу | С помощью взрослого | Не выполн |
4 части | ||||
3 части | ||||
2 части |
Метод: наложения, целенаправленных проб, перебора вариантов
Темп работы: нормальный, замедленный, быстрый
Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей помощи, не принял, ведет себя неадекватно
Понимание инструкции: словесная, сопровождение жестом, наглядным показом
Отношение к результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах
- Изобразительная деятельность
Рисунок | Сам-но по просьбе взрослого | По образцу | С помощью взрослого (хар-р помощи) | Не выполн |
Человек (наличие основных частей тела и лица) | ||||
Дополнительно при невыполнении предыдущих заданий | ||||
Заборчик (с 3-4 лет) | ||||
Солнышко (с 3 лет) | ||||
Ниточка к шарику (с 3лет) | ||||
Дорожка (с 2-2.5лет) |
Захват карандаша: правильный (3-4г), перекрестная хватка (все пальцы направлены вниз к концу карандаша, 2-3г), в кулаке (вертикальная позиция, 12-15мес, проявляется до 4 лет).
Уровень развития предметного рисунка: черкание, каракули, предметное изображение
Нажим: нормальный, сильный, слабый
Согласованность действий обеих рук: придерживает лист, не придерживает
Инструкция: принятие, понимание, удержание
Способность к творчеству: ________________________________________________________
Отношение к заданию, результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах, не использует карандаш для черкания на бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет
V. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Характер предметно-игровых действий:
Ролевые игры с детьми, распределяя роли и выполняя их (4г)
Начало ролевой игры (3г)
Сюжетная игра, несколько действий игры вдвоем, планирует, воображает (с 2.5лет)
Ряд взаимосвязанных действий с игрушками, 2-3 действия (с 2 лет)
Сопровождает действия речью (с 2лет)
Использует предметы-заместители (с 1 г.9 мес)
Предметные действия (с 1 г 6 мес)
Процессуальные действия (с 1 г 3 мес)
Несвязанные действия с одной или несколькими игрушками (с 1 г)
Продолжительность: ________________ Интерес к игрушкам: стойкий, нестойкий, избирательный, отсутствует, разнообразные игрушки
Желание играть со взрослыми: не идет на контакт, с трудом вступает в контакт, заинтересованно сотрудничает
Стремление играть со сверстниками: сам включается в игру, наблюдает за игрой других, играет в одиночку, держится в стороне от детей
VI. МОТОРИКА
Общая:
Соответствует возрасту;
Развита недостаточно: заторможенность движений, моторная вялость рук и ног, скованность движений, неловкость, ограничена амплитуда движений, трудности сохранения равновесия, нарушена общая координация, сопутствующие движения, иное_________________________________________
Значительное отставание: не ходит, ходит с поддержкой, самостоятельно не сидит, иное___________________________________________________________________________________
Мелкая:
Соответствует возрасту
Развита недостаточно: недостаточная согласованность, замедленные движения, нарушена координация, мелкие движения рук неточны, тремор кисти, тонус кисти и пальцев снижен/повышен, иное__________________________________________________________________________
Значительное отставание: двигательная функция рук не сформирована, выраженные гиперкинезы, зрительно-моторная координация не сформирована, иное__________________________________
Ведущая рука: правая, левая, не определена
Умение резать ножницами(4г): ___________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"
Это авторское учебно-методическое пособие разработаное мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями р...
Образец карты дефектологического обследования.
Данное пособие может быть полезным для дефектологов. Карта содержит примерный план дефектологического обследования и приложения для разных возрастов для обследования мелкой моторики....
Особенности дефектологического обследования ребенка дошкольного возраста на базе ГБУ ЦДК СПб.
В данной презентации раскрываются основные принципы, лежащие в основе обследования учителем-дефектологом детей ранего и дошкольного возраста, обращающихся за помощью в Центр диагнгостики и консу...
Примерны бланков дефектологического обследования
бланки дефектологического обследования от 3 до 8 лет...
Дефектологическое обследование от 2-8 лет
Дефектологическое обследованиеВозраст 3 года1.Умение вступать в контакт _______________________________________________________________________________________________________________________2.Сведени...
Дефектологическое обследование детей с ЛИН, УТИН, сложной структурой дефекта
Диагностическая работа дефектолога построена согласно требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ ФГОС для детей с ОВЗ....
Протокол дефектологического обследования 5-6 лет
Диагностика является неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога, позволяющая выявить уровень актуального развития ребенка, сформировать представления об омеющихся дефицитах, а также наметить план ...