Конспект занятия в подготовительной группе «Служба примирения»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Олеся Ивановна Робская

Конспект занятия в подготовительной группе «Служба примирения»

 

Робская Олеся Ивановна

педагог-психолог МБДОУ д/с №25,

ст. Петровская Краснодарского края

 

Цель занятия: научить детей прояснять конфликтные ситуации легко и непринужденно, с уважением и доверием, с помощью переноса конфликта из плоскости реальных событий в арт-терапевтическое пространство (игрушки, рисунки).

Научная новизна: предлагается новая форма использования известных арт-терапевтических упражнений, в русле работы службы примирения детского сада.

Задачи занятия:

- проработать имеющиеся конфликты с помощью игр «Парная работа с мандалой», «Сценарии с игрушками», «Коллективная изонить»;

- расслабить детей с помощью медитации «Сказки перед сном» перед тихим часом.

Методы и приёмы:

- упражнения;

- обсуждение;

- медитация.

Материалы и оборудование: мандалы-раскраски, набор цветных карандашей на каждую пару детей, песочные часы на 2 минуты, ящик с игрушками, клубочки разных цветов, однотонная ткань преимущественного темного тона, аудиозапись медитации В.Синельникова «Сказки перед сном».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluzhba_primireniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Служба примирения»

Робская Олеся Ивановна

педагог-психолог МБДОУ д/с №25,

ст. Петровская Краснодарского края

Цель занятия: научить детей прояснять конфликтные ситуации легко и непринужденно, с уважением и доверием, с помощью переноса конфликта из плоскости реальных событий в арт-терапевтическое пространство (игрушки, рисунки).

Научная новизна: предлагается новая форма использования известных арт-терапевтических упражнений, в русле работы службы примирения детского сада.

Задачи занятия:

- проработать имеющиеся конфликты с помощью игр «Парная работа с мандалой», «Сценарии с игрушками», «Коллективная изонить»;

- расслабить детей с помощью медитации «Сказки перед сном» перед тихим часом.

Методы и приёмы:

- упражнения;

- обсуждение;

- медитация.

Материалы и оборудование: мандалы-раскраски, набор цветных карандашей на каждую пару детей, песочные часы на 2 минуты, ящик с игрушками, клубочки разных цветов, однотонная ткань преимущественного темного тона, аудиозапись медитации В.Синельникова «Сказки перед сном».

Ход занятия:

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы будем много играть! У меня есть для вас и раскраски, и игрушки, и даже клубочки. Начнем?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Отлично! Для начала я предлагаю немного порисовать. Но рисовать мы будем парами, по двое. Есть те из вас, кто хотел бы порисовать вместе? (Психолог распределяет детей по парам, сначала по желанию, а затем по своему усмотрению, особенно если между какими-то детками уже имел место конфликт).

Педагог-психолог: (поясняет правила упражнения «Парная работа с мандалой»). Дети, выберите, пожалуйста, по одному карандашику (разного цвета, помогает детям) и начинайте вместе раскрашивать свой рисунок. Это задание на время (хоть ребята и посещают подготовительную группу, важно постоянно наблюдать за парами, поэтому лучше, если пар будет не более 4 на каждом занятии). Я возьму песочные часы, и, когда песок в них полностью засыпет дно, вы остановитесь. Все понятно?

Дети: да!

Педагог-психолог: Тогда начинаем! (По истечении 2 минут нужно предложить детям поменяться карандашами и продолжить раскрашивать, еще 2 минуты. На протяжении всей игры разговаривать нельзя, только когда мандала будет полностью раскрашена, можно будет вместе придумать ей название. Здесь педагог-психолог может проговорить с детьми тему взаимного уважения, пока они не указывали друг другу, что делать, и навести на мысль о том, что назвать мандалу можно как-то в теме дружбы. Стоит еще отметить, что, хоть дети и не могут разговаривать, пока раскрашивают мандалу, они могут давать друг другу невербальные сигналы, если не хотят, например, чтобы их цветом другой раскрашивал что-то, что собирается. Если возникает конфликтная ситуация, педагог-психолог напоминает о правилах игры, акцентируя внимание на том, что это игра, и она нужна, чтобы научиться играть правильно. Мягко, но директивно, психолог возвращает детей к конкретным действиям и сглаживает эмоциональное напряжение, которое могло возникнуть между детьми в процессе выполнения упражнения.

Педагог-психолог: Ребята, какие же у вас замечательные получились раскраски! А вы знаете, что они непростые, а волшебные? Если вырезать этот кружочек и носить с собой или повесить на какое-нибудь видное место, он всегда будет помогать дружить, напоминая о том, как вы его раскрашивали. (Можно сделать галерею волшебных мандал-кружочков. Можно и позволить детям забрать свои мандалы. Главное, чтобы, выступая перед другими со своей мандалой, они осознали, как радостно побеждать свои раздражения и показывать пример умения договариваться).

Педагог-психолог: Ну а теперь – игрушки! (Психолог поясняет детям правила упражнения «Сценарии с игрушками»). Дает детям сундук (ящик, лучше обыграть этот момент таинственностью, сформировать приятное ожидание, подгореть интерес) с массой игрушек и предлагает каждому выбрать игрушку. На психологическом языке дети на игрушки проецируют свои черты, Образ-Я. После того как игрушки выбраны, педагог-психолог предлагает спонтанную игру героев. Дети сами придумывают сценарий игры. Взрослый тоже выбирает игрушку и благодаря этому изнутри руководит процессом. Если начинаются проявления агрессии (прямые или косвенные) с позиции своей игрушки обращает на это внимание, учит и предлагает действовать по правилам, никого не обижая и проявляя уважение. Благодаря переносу темы ссор и дружбы на игрушки, вопросы нотаций отходят на дальний план, и все, что происходит в процессе игротерапии, воспринимается как естественное, правильное). Важно также пояснить, что в процессе игры детям разрешено двигаться, поэтому речи об отдельной физминутке в данном конспекте нет. Хочется, чтобы дети запомнили это занятие как нестандартное.

Педагог-психолог: Ну что, ребята, как вам наша игра? Понравилась? Не устали еще?

Дети: нет!

Педагог-психолог: (Если дети устали, можно сразу переходить к аудиозаписи медитации. Если не устали, можно предложить им задуманное еще одно упражнение «Коллективная изонить»).

Педагог-психолог: Тогда еще немного порисуем! Только не карандашами, а… как вы думаете, чем еще можно рисовать? (активизация интереса).

Дети: Произносят разные предположения.

Педагог-психолог: Какие же вы у меня молодцы! Конечно, масса есть способов рисования, и ваши – просто класс! А мой – это рисование ниточками! Дает детям полотно ткани (лучше темного матового цвета) и клубочки ириса (эта пряжа удобнее всего ложится на полотно, не прилипая и позволяя производить рисование) разного цвета. Взрослый показывает, как можно «рисовать» нитью, прокладывая ниточку одного из клубочков по ткани. Предлагает начать совместное творчество так, чтобы получилась цельная картина. В этом процессе также предельно важно учиться слышать друг друга. Ведь если каждый будет делать только свое, цельного сюжета не получится. Важно, что клубочек, по сути, можно использовать один раз. Мы не обрываем нить, а просто оставляем клубочек на ткани, когда закончим изображать то, что хотим. Поэтому может случиться так, если не оговаривать это друг с другом (разговаривать разрешено), что кому-то очень нужен будет клубочек того или иного цвета, но он не сможет его взять, так как его уже взял другой ребенок. Педагог-психолог руководит процессом, помогая детям обозначить свои потребности и сгладить возможные противоречия.

Педагог-психолог: Смотрите, ребята, какая у нас получилась картина! Прям волшебная страна какая-то! Давайте ее назовем (инициирует совместное творчество). Да, отлично! И еще, мне кажется (ненавязчивый переход к теме сна), эта картина напоминает наши сны. В них часто бывают интересные, фантастические сюжеты. Бывает у вас такое, ребята?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Ну тогда пойдемте отдыхать, в волшебную страну снов. У меня есть для вас еще один сюрприз. Фея сама записала для вас сказку, и я сейчас ее включу (включает аудиозапись медитации В. Синельникова «Сказки перед сном»).

На этом занятие логично завершается, дети засыпают. На последующих встречах можно вернуться к обсуждению игр, анализируя и напоминая (создание положительного ярлыка), каких классных успехов дети достигли, играя в сценарии с игрушками, раскрашивая мандалы, рисуя клубочками общую картину и, собственно, о чем была сказка, которую они слушали, засыпая в тихий час)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в старшей группе "Службы спасения"

В материале даны задачи, цели и ход занятия....

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...