«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Фонематический слух-это способность человека к распознаванию речевых звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_doshkolnikov.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
В первые недели жизни ребёнка активно формируется слуховое внимание. Ребёнок услышав звук человеческого голоса, перестаёт сосать грудь, перестаёт плакать, когда с ним начинают говорить.
К концу первого месяца жизни младенца его можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
С 6 месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные звуки, слоги, принимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.
В период появления лепета ребёнок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытаясь подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка артикулирования.
В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой. Так формируется фонематический слух-способность воспринимать звуки человеческой речи.
От 3-7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К тому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит. В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо "дом" - "том"), звук "р" - на "л" и обратно (вместо "три" - "тли") звук "м" на "н" и обратно, шипящие свистящими (вместо "здорово" - "ждорово") и др. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников
Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери
и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Дифференциация звуков в словах.
«Стоп-игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
«Исправляй-ка». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.
«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«Мы - артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
«Можно или нельзя». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.
Литература
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2010 – 128 с.
- Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.
- Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...
Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...
Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.
Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....