Роль учителя-дефектолога в пропедевтической работе к лечению на офтальмологических медицинских аппаратах детей с нарушениями зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важной является пропедевтическая работа с детьми с нарушением зрения, непосредственно предшествующая процессу коррекции и восстановлению зрения с помощью специальных медицинских аппаратов. Коррекционно-развивающая работа в специализированном общеобразовательном учреждении со слабовидящими детьми осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто-ортопто-хирурго-диплопто-стереоскопический характер и вписывается в период формирования зрительных функций ребенка. Периоды лечения зависят от остроты и характера зрения, а также применяемого метода лечения. Коррекционно- развивающая работа со слабовидящими детьми строится с учетом решаемых врачом офтальмологом задач. Дети с нарушением зрения отличаются по уровню восприятия учебной информации. Дефект зрения влияет на формирование зрительных представлений об окружающем мире, на развитие зрительного восприятия детей. Поэтому восстановление и тренировка зрительных функций крайне важны и необходимы для детей. Повышение эффективности коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы в дошкольном образовательном учреждении требует использования системного подхода для решения проблемы восстановления зрения и развития детей на основе сотрудничества медицины и педагогики. Лечение амблиопии и восстановление бинокулярного зрения у детей — длительный и трудоемкий процесс. Для лечения детей с нарушением зрения врачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты. Педагоги могут значительно повысить эффективность занятий на аппаратах через серию специально подобранных упражнений, которые подготовят ребенка к аппаратному лечению. Игровые упражнения нравятся детям и обладают коррекционным эффектом, поддерживают интерес, развивают пространственное мышление, моторику, внимание, дают возможность действовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propedevtika.docx | 128.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя-дефектолога в пропедевтической работе к лечению на офтальмологических медицинских аппаратах детей с нарушениями зрения
Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важной является пропедевтическая работа с детьми с нарушением зрения, непосредственно предшествующая процессу коррекции и восстановлению зрения с помощью специальных медицинских аппаратов. Коррекционно-развивающая работа в специализированном общеобразовательном учреждении со слабовидящими детьми осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто-ортопто-хирурго-диплопто-стереоскопический характер и вписывается в период формирования зрительных функций ребенка. Периоды лечения зависят от остроты и характера зрения, а также применяемого метода лечения. Коррекционно- развивающая работа со слабовидящими детьми строится с учетом решаемых врачом офтальмологом задач. Дети с нарушением зрения отличаются по уровню восприятия учебной информации. Дефект зрения влияет на формирование зрительных представлений об окружающем мире, на развитие зрительного восприятия детей. Поэтому восстановление и тренировка зрительных функций крайне важны и необходимы для детей. Повышение эффективности коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы в дошкольном образовательном учреждении требует использования системного подхода для решения проблемы восстановления зрения и развития детей на основе сотрудничества медицины и педагогики. Лечение амблиопии и восстановление бинокулярного зрения у детей — длительный и трудоемкий процесс. Для лечения детей с нарушением зрения врачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты. Педагоги могут значительно повысить эффективность занятий на аппаратах через серию специально подобранных упражнений, которые подготовят ребенка к аппаратному лечению. Игровые упражнения нравятся детям и обладают коррекционным эффектом, поддерживают интерес, развивают пространственное мышление, моторику, внимание, дают возможность действовать.
Аппарат «Макулотестер» - его цель способствование развитию центральной зрительной фиксации у детей с нарушением фиксации.
Главная задача для ребенка во время лечения на аппарате макулотестер это рассмотреть в окуляре равномерно освещенное светло- голубое или светло- розовое поле и найти 4 точки и вращающуюся фигурку в виде бабочки. Ребенку необходимо определить направление вращения фигурки и её цвет.
Нами подобраны игровые упражнения, которые помогут ребенку справится с задачей. «Найди различия, сходства» «Найди бабочку, расскажи, где она находится. «Пройди по лабиринту», а также разработаны творческой группой игровые упражнения «Сравни и заполни, не нарушая закономерности» «Прятки» «Обведи по точкам и раскрась» и др.
Цель засветов по Чермаку это способствование попеременно фиксировать внимание то на горизонтальном образе, то на вертикальном образе.
Результат проверяется при закрытых глазах, он может быть разным, но работа продолжается до появления стойкого креста. Разработаны игровые упражнения «Посмотри в замочную скважину».
Аппарат «Синоптофор».
Специалист по ортоптике или врач офтальмолог вставляет в кассеты аппарата синоптофор картинки, которые необходимо слить или совместить в единую картинку, т. е добиться фузии.
У детей с косоглазием это получается с большими трудностями. Чтобы ребенок понимал суть слияния, совмещения мы подобрали и разработали пропедевтические упражнения.
«Сколько обезьян на пальме», «Сколько людей за забором», «Сколько зайчат везет мама зайчиха», «Где живут предметы», «Раскрась картинку в середине зеленым цветом, в правом верхнем углу синим», «Узнай по контуру» «Узнай животных, раскрась животное справа, вверху и слева внизу», «Поставь телевизор на консоль», «Посади котенка на диван»,«Посади гусеницу на листочек»,«Чего не хватает», «Составь целое их частей» и др.
Игровые упражнения являются важным этапом реализации существующей системы восстановления зрительных функций, повышают эффективность лечебных упражнений, сокращает сроки их проведения, обеспечивая своевременную подготовку детей к школе, а главное, их выздоровление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"
Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....
Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"
Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...
Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"
Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом в работе с детьми со зрительной патологией....
Психолого - педагогические рекомендации к работе по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.
Основные задачи, принципы и приемы организации ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения....
Оздоровительная работа по коррекции речи в группе №12для детей с нарушением зрения
Данный материал содержит советы по применению су-джк терапии, правильном применении в оздоровительной работы массаж и самомассаж....
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕДИЦИНЫ В РАБОТЕ ДОО КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Наш опыт интеграции педагогики и медицины в работе с детьми с нарушением зрения убедительно доказывает, что в развитии и закреплении стойкости восстановленных зрительных функций педагогические методы ...