Использование метронома в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Круглик Дарья Владимировна

В методическом материале представлен опыт коррекционно-развивающей работы с использованием метронома. Презентация к методическому материалу доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/u3MM/VGAHrgqBd

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metronom_vystuplenie.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метронома в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритмРитм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов.

Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.

Диагностика ритмического восприятия:

1. Беседа с ребенком. Если ребенок не произносит целиком слово, значит нарушена слоговая и ритмическая структура слова. В предложении могут быть пропуски предлогов, слов (не удержание количества слов).

2. Просим ребёнка посчитать, сколько ударов было.

3. Просим ребёнка прохлопать такое же количество ударов.

4. Просим ребёнка повторить ритмический рисунок.

5. Обращаем внимание на моторное развитие ребёнка: как ползает, ходит, умеет ли делать поскоки, не подволакивает ли ногу.

Метроном - механизм, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. (слайд)

Игровые упражнения с метрономом можно использовать как на индивидуальных, так и групповых занятиях, в качестве самостоятельного этапа работы или в комплексном коррекционно-логопедическом занятии, как динамическую паузу или организационный момент. (2 слайд)

Варианты работы с метрономом:

работа на визуально-слуховой основе. Это самая первая ступень, с которой необходимо начинать занятия с метрономом. Суть его состоит в том, чтобы подключить максимальное количество анализаторов для восприятия ритма. Здесь ребенок, выполняя задания, стоит или сидит лицом к метроному, глядя на раскачивающийся маятник. Это облегчает ему задачу сосредоточения на ритме. Одновременно работают глаз, ухо и тело (например, руки, ноги, мелкая моторика). Тем самым обеспечивается максимальная вовлеченность мозга в восприятие и усвоение ритма. В этот полисенсорный комплекс возможно включение и тактильной чувствительности: если метроном поставить на деревянный стол и положить справа и слева от него ладони, то можно отчетливо ощутить ритм руками. Можно использовать этот прием и в том случае, если ребенок по какой-то причине плохо видит маятник и ему трудно сосредоточить на нем внимание (например, у ребенка снижено зрение, амблиопия).

Эти задания можно назвать базовыми, поскольку они обучают ребенка умению слышать и правильно передавать заданный ритм. Такие задания в принципе углубляют чувствительность детей к ритму и учат произвольно сосредотачивать внимание на раздражителе. А это необходимый навык для выполнения последующих заданий.

Главное условие работы с этим блоком — движения должны быть простыми, понятными и естественными для ребенка, чтобы он не отвлекался на их обдумывание.

Упражнения для этого уровня может легко подобрать или придумать сам педагог, в зависимости от того, что знает и что может выполнить ребенок (либо группа детей).

работа по развитию слухового внимания. Здесь важно учитывать, что чем дальше от ребенка стоит метроном, тем сложнее ему сосредоточиться на звуке. Идеальный вариант: метроном стоит на расстоянии вытянутой руки ребенка или чуть ближе. Специфической особенностью этих упражнений является их бесшумное выполнение, ребенок должен воспринимать на слух только метроном. Любые шумные действия (хлопки, топанье, удары твердыми предметами) исключаются для того, чтобы ребенок смог полностью сосредоточить свое внимание на звучании метронома. Желательно заранее объяснить ребенку, как выполнять упражнение, убедиться, что он понял инструкцию. Педагог также, заранее, объясняет и показывает, какими движениями он будет подавать сигналы. Например: кивок головой — начинай, ладонь — стоп. С этой же целью метроном располагается так, чтобы дети его не видели. Вся цель этих упражнений как можно сильнее сконцентрировать внимание ребенка на собственном слуховом восприятии. 

Направления работы дефектолога:

  • работа с крупной моторикой. Этот блок направлен на формирование чувства ритма вообще. Опора на крупные движения позволяет достаточно легко научить детей ритмичному выполнению заданий. После чего можно перейти к заданиям более тонкого и сложного характера. Удобнее всего использовать сначала упражнения крупномоторные, затем мелкомоторные, а уже потом — артикуляционные.
  • работа с мелкой моторикой. Понятно без особых пояснений, сколько внимания и почему мы уделяем развитию мелкой моторики. Насыщение этих заданий ритмом, позволяет сделать их еще более полезными для развития нервной системы ребенка.
  • работа по развитию ориентировки в пространстве. Здесь уже из названия понятно, что будет сугубое внимание будет уделяться движению с разными пространственными направлениями, со сменой направлений, с точностью попадания в заданное место и так далее. Эти задания полезны для детей, у которых нарушена ритмичность естественных движений: ходьбы, бега, прыганья и т.д. Бывает, что во время ходьбы у ребенка неестественно работают руки: он слишком широко машет ими, или наоборот — прижимает к телу, руки работают неритмично, несогласованно. Особенно это важно при проведении логоритмики. Поэтому задания этого блока очень полезно включать в занятия по логоритмике.
  • работа по развитию межполушарного взаимодействия. Этот блок пересекается с блоками IV (работа с крупной моторикой) и VII (ориентировка в пространстве). Задания этого блока полезно использовать в работе с детьми, имеющими серьезные речевые и неречевые расстройства, комплексные проблемы, объемный неврологический анамнез. Поскольку основная цель этого блока — тренировка работы мозга. А, особенно, его согласованной деятельности.

Варианты игр с метрономом:

1. выполнение основных видов движений под звук метронома: марш, наклоны, приседания и т. д.

2. пальчиковые игры и кинезиологические упражнения: «Оладушки», «Колечки», «Фонарики» и т. д.

3. игры с кинезиологическими мячиками

4. игры с логопарковкой

5. игры с нейродорожками

6. когнитивные игры (автор Гоар Бароян)

Направления в логопедической работе:

  • Дыхание. На данном этапе метроном позволяет осознанно научиться различать фазы дыхания (вдох – выдох), а также регулировать длительность и частоту каждой фазы. Причем упражнения могут быть построены как на развитие физиологического дыхания, а также отдельно речевого. Эта работа также будет очень полезна при коррекции речевых нарушений. Эти упражнения помогают ребенку овладеть контролем над собственным дыханием, голосом, обучают произвольному управлению ими. Упражнения из этого блока позволяют корректировать нарушения темпо-ритмического характера — заикание, запинки, застревания на звуке или слоге, а также формировать общую структуру фразы.
  • Голосоподача, голосоведение. Использование метронома при формирование данных навыков позволяет отработать твердую и мягкую голосоподачу, научить осознанно дифференцировать и произвольно переключаться с одного вида на другой.
  • Артикуляционная моторика. Выполнение упражнений по формированию артикуляционной моторики (артикуляционной гимнастики) под счет метронома позволяет выработать за более короткий срок более четкие и дифференцированные движения, улучшить переключаемость с одного уклада на другой. Сформировать произвольную регуляцию и контроль за качеством выполняемых движений.
  • Автоматизация звуков под счет метронома позволяет качественно разнообразить работу логопеда на данном этапе. Проговаривание звука, слогов или слов с заданным звуком под счет метронома с постепенным увеличением темпа помогает детям с дизартрией за счет внешней слуховой опоры сохранить контроль над укладом. Чередование слогов (прямых и обратных, простых и со стечением и т.д.) под счет метронома позволяет проводить смену артикуляционных укладов более плавно, без рывков и потери уклада основного звука.
  • Дифференциация звуков с опорой на метроном позволяет не только с опорой на слуховое, но и зрительное восприятие развить контроль над произнесением звуков сходных по акустическим и/или артикуляторным признакам (Б – П., Г – К, А – О, И – Ы, К – Т и т.д.). И как следствие научиться различению данных звуков на слух.
  • Проговаривание слов различной слоговой структуры с порой на зрительное и слуховое восприятие ритма. Использование метронома позволяет варьировать количество частей, а также менять ритмический рисунок. Благодаря этому, возможно подстроить ритм практически под любую слоговую структуру.
  • Удержание в заданном темпе последовательность изложения (удар метронома – слово)
  • Отработка структуры предложений в связном высказывании.

Чистый натуральный щелчок механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Четкие щелчки и движения стрелки метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы. Представленные игры и упражнения с использованием метронома способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КЛУБ ОБЩЕНИЯ»

Программа обращает нас к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка.Актуальность поставленных задач определяется тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их ...

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

Цель:  формирование и коррекция эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей  детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши»

Закрепление знаний о домашних животных, развитие мышления, памяти, внимания...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...