Программа кружка «Волшебный пластилин» 2023-2024 г.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Художественно-эстетическое направление (пластилинография)
для детей (с ОВЗ и инвалидов) подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
художественно-эстетического направления (пластилинография) | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа N 222» в лице директора Баскаковой Натальи Анатольевны.
Программа кружка «Волшебный пластилин»
художественно-эстетического направления (пластилинография)
для детей (с ОВЗ и инвалидов) подготовительной группы
на 2023-2024 учебный год.
Воспитатель:
Бухтина Ирина Геннадьевна.
Москва 2023 г.
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» для детей подготовительной группы (ОВЗ и инвалидов)
Пояснительная записка
Развитие мыслительных и интеллектуальных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ограничениями в развитии, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный пластилин» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, будет полезна родителям, которые всерьёз заинтересованы развитием и образованием своих детей. Программа построена с учетом авторской технологией Г.Н. Давыдовой, учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Цель: Развить индивидуальные творческие способности, и мелкую моторику детей дошкольного возраста интерес к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Задачи перед ребенком:
- Освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами;
-Научиться работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина, пользоваться специальными формочками для лепки.
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;
- Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Предполагаемые результаты работы:
- у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- усвоены основные приёмы работы в технике - пластилинография;
- мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
- получат навыки совместной работы.
- умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал для пластилинографии: цветной пластилин, доска для лепки, салфетка для рук, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, специальные наборы формочек, чеснокодавилка.
Расписание занятий:
Занятия в кружке «Волшебный пластилин» проводятся с детьми подготовительной группы, во вторую половину дня: 1 раз в неделю.
длительность – 30 минут;
Четверг – 15.30 -16.00
Содержательный и организационный раздел
Занятия проводятся с группой детей в количестве 10 человек.
Форма организации кружка:
- Интегрированные занятия
Структура занятий:
1. Беседа.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Изготовление картины.
4.Анализ работы.
Методы: Наглядный, практический, словесный.
Перспективный план занятий по пластилинографии.
Неделя | Тема занятия | Цель, задачи | Примечание |
Октябрь | |||
1 неделя | «Зонтики» (прямая пластилинография)- диагностика | Цель: Выявить уровень умений, полученные в старшей группе. - развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, фантазию, интерес к технике пластилинографии. | Закрепление приемов: раскатывание, размазывание, сплющевание. |
2 неделя | «В лес за грибами» | Беседовать с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривать муляжи грибов, - учить рисовать грибы используя трафарет и закрашивать пластилином. - закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность. | Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание. |
3 неделя | «Осенняя береза» (прямая, модульная пластилинография) | Цель: создать образ осенней березы, используя знакомые приемы пластилинографии. -воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе. | Приемы работы: раскатывание, размазывание, смешивание цветов пластилина. |
4 неделя | «Петушок» (прямая, мозаичная пластилинография) | Цель: создание композиции «Петушок» - учить создавать образ петушка, используя приемы: прямая, мозаичная пластилинография, нанесения рельефного рисунка, использование гороха в работе. - развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творческое мышление. - воспитывать самостоятельность, инициативность. | Прием работы: раскатывание, размазывание, нанесение рельефного рисунка, использование гороха в работе. |
Ноябрь | |||
1 неделя 4 ноября | Рельефная лепка «Российский флаг» | Формировать знания у детей о Российском флаге – триколоре через лепку. - развивать мелкую моторику. | Картон, пластилин трёх цветов (белый, голубой, красный), трубочка для коктейля Презентация «Праздник 4 ноября- день народного единства» |
2 неделя | «Укрась вазу» | Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. -развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. -продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. -воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа. | Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание. |
3 неделя | Лиса (прямая, модульная пластилинография | Создать композицию «Лиса» - формировать реалистическое представление о диких животных; формировать умение действовать по образцу; показать новый прием нанесения налепа с «растяжкой» - развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. - воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. | Прием работы: налеп с «растяжкой» |
4 неделя | «Матрёшка» (полуобьемная) | Цель: создать образ Матрешки в полуобъеме. - развивать мелкую моторику пальцев, рук, цветовое восприятие. | Прием работы: скатывание шариков и придание им полуобъемной формы (отрезание шара стекой) |
5 неделя | «Красивый коврик из жгутиков» | Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. - развивать чувство цвета. | Приемы работы: раскатывание жгутиков и выкладывание их на поверхность.
|
Декабрь | |||
1 неделя | «Кашалот» | Цель: Познакомить детей с морским животным. -учить детей передавать образ кашелота. -продолжить знакомить с трафоретом, разными приемами и способами в пластилинографии. - развивать эстетическое и образное мышление, воображение, творческую активность, самостоятельность в работе. - воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость. | Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание. |
2 неделя | «Снежинка» (модульная пластилинография) | Цель: сделать образ снежинки в технике модульной пластилинографии. - учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор снежинки, передавая её природные особенности посредством приема модульной пластилинографии: учить раскатывать прямыми движениями рук-пальцами, жгутики; выкладывать по контурным линиям. - развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер. - воспитывать уверенность, самостоятельность. | Приёмы работы: раскатывание длинных жгутиков и деление их стекой на равные части, нанесение рельефного рисунка на основу |
3 неделя | «Снеговик-почтовик» (прямая пластилинография) | Цель: создавать сюжетную картину по мотивам мультфильма «Снеговик-почтовик». - учить приему прямая пластилинография: отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве; учить оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. - развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины, мелкую моторику пальцев рук. - воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, аккуратность в работе. | Приёмы работы: отщипывание, скатывание шариков пальцами, придавливание, размазывание. |
4 неделя | «Павлин» (прямая, мозаичная пластилинография) | Цель: познакомить детей с произведением П. Ершова «Конек-Горбунок». -обратить внимание детей на диковинную птицу. -формировать композиционные навыки -воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. | Прием работы: раскатывание, размазывание, нанесение рельефного рисунка, использование гороха в работе. |
Январь | |||
1 неделя | «Снежинка» | Учить детей передавать образ снежинки. -украшать работу, используя пайетки. -воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | Прием работы: по выбору детей. |
2 неделя | «За окошком Снегири» | Обобщить представления детей о зимующих птицах. - разобрать особенности внешнего вида снегиря. - побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. | Прием работы: по выбору детей. |
3 неделя | «Ваза с цветами» (мозаичная пластилинография) | Учить детей рисовать вазу с цветами. -развивать чувство цвета. -продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии. | Прием работы: использование трафарета, сплющивание, размазывание. |
4 неделя | «Варежка» | Продолжать учить детей работать на заданном пространстве, не выходя за контур; - побуждать детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла. -упражнять приему размазывания пластилина подушечкой пальца. | Силуэт варежки из картона, пластилин, Стих «Маша варежку надела» Воронько. загадки варежка с узором. |
Февраль | |||
1 неделя | «Слон» | Продолжать знакомство с животными Африки -развивать мелкую моторику рук. -поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме -воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. | Прием работы: по выбору детей. |
2 неделя | «Галстук для папы» | Добиваться точной передачи формы, -развивать желание добиваться результатов с помощью цвета и работы стекой. | Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета;. галстук, картинка с изображением галстука |
3 неделя | «Кораблик для папы» | Цель: изготовить подарки для близких к Дню защитников отечества. - учить создавать на плоскости «кораблик», сочетая разные приемы техники пластилинографии по выбору детей; закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии. - развивать творческие способности, внимание, фантазию, мелкую моторику пальцев рук. - воспитывать самостоятельность, инициативу. | Прием работы: по выбору детей. |
4 неделя | «Открытка для папы» | Цель: создавать открытку ко Дню защитников отечества. | Прием работы: по выбору детей |
5 неделя | «Муха- цокотуха» коллективная композиция | Учить детей лепить насекомое в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. -вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения -развивать согласованность в работе глаз и рук. | Большая готовая форма и коллективная мозаика из пластилина. |
Март | |||
1 неделя | «Цветок для мамы» | Цель: создавать образ цветка в технике обратной пластилинографией (витражная). - развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности. - воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы. | Приемы работы: Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру. Размазывание на горизонтальной поверхности. |
2 неделя | «Радуга» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. -учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. -продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. -развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4; пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением радуги. |
3 неделя | «Сова и синица» | Учить детей лепить пары выразительных образов контрастных по величине тела и глаз. -продолжать освоение рельефной лепки. | Пластилин, стеки, пуговицы жёлтого и оранжевого цвета, картон голубого и чёрного цвета, салфетки; картинки с изображением птиц, игрушка совы, звуковое сопровождение «Голоса птиц» |
4 неделя | «Весна идет, весне дорогу» | Формировать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах через творческую деятельность. -продолжать развивать мелкую моторику рук. | Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета. Иллюстрации весенней природы Слушанье музыки весенней природы. |
Апрель | |||
1 неделя | «Весенняя капель» | Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография» | Освоение приемов: скатывание, расплющивание, раскатывание, размазывание. |
2 неделя 11 апреля | «Загадочный космос» (обратная пластилинография-витражная) | Цель: создавать картинку «Загадочный космос» в технике обратной пластилинографией (витражная). - закреплять технику обратной пластилинографии (витражная) в работе. - развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности. - воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы | Прием работы: раскатывание, размазывание. |
3 неделя | «Кудрявые овечки» | Учить детей для создания «кудряшек» у овечки пользоваться вспомогательными приспособлениями. - совершенствовать умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. - развивать мелкую моторику рук. | Прием работы: по выбору детей |
4 неделя | «Тюльпаны» | Познакомить детей с весенними цветами – тюльпанами. - продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма. - закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. - развивать мелкую моторику пальцев рук. - воспитывать интерес к пробуждающейся весенней природе. | Прием работы: по выбору детей. |
Май | |||
1 неделя 9 мая | «Салют Победы» | Продолжать упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы - способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина. | Использование чеснокодавилки. |
2 неделя | «Весенняя полянка» (коллективная работа) | Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к весенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. - продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем - продолжать лепить картинку из отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. - расширять умения применения разнофактурный материал для выразительности картинки. | Прием работы: по выбору детей. |
3 неделя | «Божья коровка, улети на небо» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. -учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. -развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. | |
4 неделя | «Земляничка» | Закреплять познавательный интерес к природе. -продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. -способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. | Консультация: «Польза ягод».
|
5 неделя | Итоговое диагностическое обследование «Цветочная поляна» | Закреплять познавательный интерес к природе. Самостоятельное выполнение работ. | Прием работы: по выбору детей. Итоги года. |
Диагностика
умений по пластилинографии
(осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, подгрупповых занятий)
Показатели:
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
а) Раскатывание, скатывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
б) сплющивание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
в) размазывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
г) использование других приемов и материалов в работе
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
Литература:
1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография», 2003 – 96с.
2.Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с
3.http://stranamasterov.ru/node/41388
4.сайты: mam/ru, infouroc.ru? kladras?ru и тд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
Программа кружка "Волшебный пластилин"
Цель: Создание условий для развития ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Программа кружка" Волшебный пластилин"
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация ...
План-программа кружка «Волшебный пластилин» для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Лепка для детей 3-4 лет – захватывающее и увлекательное занятие, которое способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, хорошей координации, фантазии и постоянно активизирует умственную д...
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин » для детей 4-5лет. на 2017-2018 уч.год.
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин »для детей 4-5лет.на 2017-2018 уч.год....
рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста...
Программа кружка Волшебные ручки 2023-2024 гг
Лепка из соленого теста...