Программа кружка" Волшебный пластилин"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Волшебный пластилин» обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Мелкая моторика ребенка раннего и дошкольного возраста развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие.
На четвертом году жизни происходит интенсивное развитие мелкой моторики руки ребенка. Данное направление в развитии ребенка взрослые должны систематически контролировать.
Активное развитие мелкой моторики опосредованно влияет на развитие артикуляционного аппарата. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Для развития мелкой моторики мной вводится работа с пластилином, пластилинография.
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.
Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Ожидаемый результат:
1.Освоение детьми основам знаний в технике лепки из пластилина, пластилинографии.
2.Развитие у детей мелкой моторики руки.
3.Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
4.В процессе деятельности кружка «Волшебный пластилин» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.
5.Повышение интереса к творчеству.
График работы кружка:
Кружок проводится 1 раз в 2 недели во вторую половину дня в течение 20 минут.
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Методы и приемы работы:
Экспериментирование с изобразительными материалами; создание и решение проблемных ситуаций; игровые приемы; рассматривание и обсуждение; показ технических приемов; пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение; использование сюрпризных моментов; использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Валеологическое образование:
Физкультминутки – для отдыха.
Упражнения для снятия напряжения с мышц рук – пальчиковая гимнастика. Упражнения для снятия усталости с мышц глаз – переключения на другие предметы.
Формы работы с детьми: самостоятельная деятельность; совместная деятельность воспитателя и детей.
Форма работы с родителями: консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей дошкольного возраста , беседы, анкетирование, информационные стенды.
Работа с родителями в рамках реализации программы дополнительного образования «волшебный пластилин» определена система работы с родителями воспитанников. Организовать систематическую работу родительского комитета. Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы для образовательного процесса. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Форма реализации:
1.фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
2.индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
3.групповая – организация работы в группах;
4.индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
5. Парная - сотрудничества ребят
подгрупповая,
Цель: развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина.
Задачи:
1. Учить детей использовать пластилин для изображения предметов окружающей действительности.
2. Сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности.
3. Воспитывать творческое воображение.
Методические рекомендации:
Последовательность обучения выполнения работы:
1.Диагностика на первоначальном уровне.(приложение 1)
2. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти. Например, попросить вспомнить красивые большие мячи для игр, которые у них есть или они видели в магазине.
3. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)
4. Поэтапная лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом..
5. Самостоятельная лепка по образцу, выполненному в группе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.
Лепка изделия по нотации.
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер - образца можно увеличить против размеров работ, исполняемых детьми, чтобы хорошо были видны действия педагога.
4. Контроль исполняемого детьми действия
5. Если действие оказалось сложным для большинства детей, следует вновь , кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Убедившись, что большинство детей справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить работу, на которой впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Методическое и техническое оснащение.
Художественные средства:
1.методические пособия и книги по пластилинографии; 2.литературные произведения (тематические). 3.веселый пластилин (серия книг) 4.мастерилка (цветной мир)
Наглядные средства:
стенды, картины из пластилина;
технологические карты;
иллюстрационный тематический материал, презентации.
демонстрационные работы и образцы из пластилина
Технические средства:
видео-аудио материалы
компьютер
интерактивная доска
музыкальный центр
цифровой фотоаппарат
Материал для работы:
пластилин,набор стеков, пластилиновая глина, картон,набор сюжетных картинок, простой карандаш, макеты,формочки,ножик для резки пластилина, салфетки, фартук.
Методические задачи:
1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2016 – 2017 учебный год
2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук
3. Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста
4. Провести анализ эффективности проделанной работы
Основные принципы взаимодействия с ребенком :
1.Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2.Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3.Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5.Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Структура и содержания программы:
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Волшебный пластилин» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Первое занятий, главная задача – разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.
Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:
1.Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
2.Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
3.Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Организация кружка проходит в несколько этапов:
1.Подготовительный. Проведение начальной диагностики детей. Опрос родителей. Подготовка технических средств. Написание рабочей программы.
2.Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
3.Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе.
4.Итоговый. Оформление выставок детских работ. Анкетирование родителей. Итоговая диагностика детей. Выступление с опытом работы по данной теме перед воспитателями на пед.совете.
Cодержание программы составлено на основе работ: Д.Н.Колдина, О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева, Лыкова.И., М.Б.Халезова-Зацепина, А.А.Грибовская.
Настоящая программа основывается так же на дидактических принципах: наглядности; доступности; последовательности и постепенности; активности; систематичности. Программа «Волшебные пластилин» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Речевая»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Познавательное развитие: ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством.
Социально-коммуникативная развитие: формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Речевое развитие: разучивание стихов, песни, потешеки, загадки, физкультминутки, чтение сказок.
Художественно – эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки и фольклера.
ПРИЛОЖЕНИЕ: 1
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пластилин»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Диагностика развития мелкой моторики рук
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Давыдова.Г.Н. Пластилинография: Скрипторий 2003.2008
2.Дзюба,П.П.Дидактическая копилка воспитателя детского сада. Ростов н.д. Феникс 2008.
3.Колдина.Д.Н.Лепка с детьми 4-5лет. Москва.Мозайка-Синтез 2013.
4.Тихомирова.О.Ю, Лебедева. Г.А. Пластилиновая картина, Москва Мозайка-Синтез.2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка" для детей 3-4 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка"для детей 3-4 лет...
Рабочая программа " Чудо - пластилин"
Кружковая работа...
Дополнительная образовательная программа "Страна Пластилиния"
Обучение детей 4-7 лет технике - пластилинографии...
Парциальная программа "Волшебный пластилин"
Развитие детского художественного творчества - это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие эстетической компетентности, творческой активности, эмоцион...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...