Программа кружка "Волшебный пластилин"
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Цель: Создание условий для развития ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnyy_plastilin.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Перспективный план работы кружка.
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный пластилин» разработан в соответствии с:
- Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013. №1155.
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1. 3049-13.
- Уставом учреждения.
Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем промазывания одной части к другой.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию:
- речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
- умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
- интеграции различных образовательных сфер.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью,
которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.) Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.
- Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
- Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
- Когда малыш вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
- Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
- Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Форма организации кружка – интегрированная образовательная деятельность, так как более результативна, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.
Интегрированное построение занятий кружка дает ребенку возможность:
- Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
- Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.
- Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена; причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.
- Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.
Цель: Создание условий для развития ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Материалы необходимые для создания пластилиновой картины:
- Картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года).
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||
Перспективный план работы кружка.
(средняя группа)
Сентябрь
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Воздушные шары для праздника». | 1.Познакомить детей с анималистической живописью – пластинография. 2.Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера (большие, маленькие), разного цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагать на горизонтальной поверхности. 3.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, дружеские взаимоотношения между сверстниками. |
2. | «Сушки – баранки для гостей». | 1.Продолжить знакомить детей с пластинографией. 2.Учить детей лепить угощение для чаепития (сушки – баранки) прямыми движениями рук раскатывая между ладоней «колбаски» разного размера, соединяя оба конца (большие – маленькие), красиво располагать на горизонтальной поверхности. 3.Закреплять понятие «большой – маленький». 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
3. | «Заборчик».
| 1.Учить детей лепить заборчик. 2.Закреплять умение скатывать «колбаски» прямыми движениями между ладонями. 3.Закреплять умение детей работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства, красиво в вертикальном положении располагать «колбаски». 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Развивать аккуратность, умение довести начатое дело до конца. |
4. | «Радуга».
| 1.Вызвать интерес к природным явлениям (появление радуги после дождя). 2.Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос). 3.Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски» 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. 5.Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца. |
Октябрь.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Овощи». | 1.Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине). 2.Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефный рисунок (точки, полоски). 3.Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
2. | «Фрукты». | 1.Расширять представления детей об фруктах (форме, цвете, величине). 2.Учить детей лепить плоскостные изображения фруктов (скатывание, расплющивание) дополнять отдельными элементами (черенок, листик). 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
3. | «Смородина».
| 1.Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине). 2.Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка. 3.Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
4. | «Мухомор».
| 1.Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые). 2.Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. 4.Развивать усидчивость в работе, желание выполнять работу до конца. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе. |
Ноябрь.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Осенняя берёза». | 1.Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах). 2.Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе. |
2. | «Клоун». | 1.Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его. 2.Закреплять части тела человека. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
3. | «Одежда».
| 1.Продолжать учить детей лепить плоскостное изображение фигуры человека – девочка в длинной шубе по показу и словесной инструкции воспитателя. 2.Закреплять части тела человека, представления детей об одежде, названиях предметов одежды. 3.Продолжать развивать мелкую моторику, внимание, цветовосприятие. 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
4. | «Солнце в тучах».
| 1.Расширять представления детей о погодных изменениях. 2.Продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 4.Развивать аккуратность в выполнении работы. |
Декабрь.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Снежинка». | 1.Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка». 2.Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок. 3.Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. |
2. | «Мой домашний питомец». | 1.Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. 2.Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит), закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей. 3.Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). 4.Продолжать развивать аккуратность в работе. |
3. | «Дом».
| 1.Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, из каких частей состоит). 2.Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая полуобъёмное изображение, дополнять отдельными характерными элементами (окна, ставни, дверь). 3.Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить знакомые приёмы лепки. 4.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. 5.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. |
4. | «Ёлочка зелёная».
| 1.Расширять знания детей о праздниках и традициях. 2.Учить детей путём пластинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками. 3.Закреплять умение пользоваться стекой передавая игольчатую пушистость ёлочки. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Развивать аккуратность в выполнении работы. |
Январь.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Зимние забавы». | 1.Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением. 2.Учить детей лепить снеговика используя технические приёмы пластинографии, соблюдать размеры снежных комочков. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой. |
2. | «Животные нашего леса. Лиса». | 1.Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. 2.Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). 4.Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. 5.Развивать мелкую моторику рук. |
3. | «Животные холодных стран. Белый медведь».
| 1.Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде. 2.Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). 4.Закреплять умение соединения частей в единое целое путём промазывания, сглаживания. |
4. | «Животные жарких стран. Жираф».
| 1.Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, показать выразительные возможности данной техники. 2.Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей. 3.Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнение. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
Февраль.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Зимующие птицы. Снегири». | 1.Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 3..Развивать практические навыки и умения детей при создании заданного образа посредством пластинографии. 4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. 5.Прививать любовь к птицам. |
2. | «Домашние животные. Кролики и крольчата». | 1.Познакомить детей с обитателем лесов средней полосы. 2.Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного в своей художественной творческой деятельности. 3.Закреплять умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого образа через более точную передачу частей тела, цвета. 4.Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе. 5.Прививать любовь к живой природе. |
3. | «Домашние птицы. Петушок – золотой гребешок».
| 1.Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками. 2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки. 4.Воспитывать желание добавлять радость окружающим своей работой. |
4. | «День защитников отечества. Танк». | 1.Расширять знания детей о государственных праздниках. 2.Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). 3.Учить передавать форму, характерные детали танка. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 5.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию. |
Март.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Весна. Душистая мимоза». | 1.Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. 2.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. 3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. 4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. 5.Прививать любовь к матери, желание сделать подарок к женскому дню. |
2. | «Рыба - кит». | 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды - китом. 2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималисткой. 3.Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии. 4.Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки. |
3. | «Слон». | 1.Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах. 2.Учить передавать строение животного и его характерные признаки (хобот, большие уши, т.д). 3.Закреплять умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей. 4.Прививать любовь к животным. |
4. | «Пароход».
| 1.Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении). 2.Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. 3.Закреплять умение сплющивать, сглаживать контуры соединений. 4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. |
Апрель.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Перелётные птицы. Лебеди». | 1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии. 4.Прививать любовь и бережное отношение к птицам. |
2. | «Насекомые. Божья коровка». | 1.Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания. 2.Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. 3.Закреплять умение красиво располагать чёрные точки по туловищу. 4.Развивать у детей эстетический вкус, цветовосприятие. 5.Воспитание осторожного и бережного отношения к насекомым. |
3. | «Рыбы. Рыбки в аквариуме». | 1.Учить детей лепить плоскостное изображение рыбок используя при создании изображения разнообразные приёмы лепки усвоенные ранее. 2.Развивать образные представления, воображение, творчество, мелкую моторику. 3.Прививать любовь к рыбкам. |
4. | «Жители морей. Осьминог».
| 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом. 2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималистикой. 3.Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии. 4.Продолжать развивать воображение, композиционные навыки. |
Май.
Неделя | Тематика занятия | Задачи |
1. | «Подсолнух. | 1.Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении). 2.Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха. 3.Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 4.Поощрять инициативу и самостоятельность детей. |
2. | «Ландыши». | 1.Познакомить детей с весенним цветком – ландышем. 2.Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета). 3.Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к природе. |
3. | «Змейка».
| 1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, местах обитания, приспособленность к окружающей среде. 2.Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. 3.Закреплять умение украшать объект декоративным узором, используя имеющие навыки: скатывание, расплющивание 4.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, восприятие. |
4. | «Павлин».
| 1.Расширять представления детей об экзотических птицах тёплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения. 2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 3.Развивать чувство цвета, композиционные навыки. 4.Вызвать желание доставить хорошее настроение окружающим. |
Литература.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. Скрипторий 2008г., стр.80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка" для детей 3-4 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка"для детей 3-4 лет...
Рабочая программа " Чудо - пластилин"
Кружковая работа...
Дополнительная образовательная программа "Страна Пластилиния"
Обучение детей 4-7 лет технике - пластилинографии...
Парциальная программа "Волшебный пластилин"
Развитие детского художественного творчества - это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие эстетической компетентности, творческой активности, эмоцион...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...