Оснащение кабинета учителя-дефектолога (тифлопедагога)
статья по коррекционной педагогике
В статье приведен примерный перечень необходимой документации, которая должна быть в кабинете тифлопедагога, дидактических игр и пособий по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, тактильных книг и корекционно-педагогической литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оснащение кабинета:
- детские стулья и стол;
- магнитные доски;
- Лампа над доской;
- Коврограф;
- Индивидуальные двухсторонние фланелеграфы;
- Подставки;
- Зеркало;
- Стеллажи, шкафы для пособий и дидактических игр;
- Компьютер, компьютерный стол со стулом;
- Коробки и папки для хранения пособий;
- Методическая литература;
- Детская литература, в том числе тактильные книги;
- Пособия, настольно-печатные и дидактические игры;
- Оптическое средство коррекции – лупа;
- Очки-тренажёры системы: «Лазер Вижн»;
- Аппарат: «Иллюзион»;
- Электронные зрительные гимнастики;
- Компьютерные развивающие игры: «Калейдоскоп игр», «Цирк», «Забавная математика для малышей», «Лунтик – математика», «Лунтик – развивающие игры», «Лунтик – подготовка к школе» и т.д.
Документация:
- Закон РФ об образовании;
- Конвенция о правах ребёнка и декларация прав ребёнка;
- Положение о специализированных группах детского сада комбинированного вида;
- Положение об учителе-дефектологе дошкольного учреждения;
- Программа воспитания и обучения детей с нарушением зрения (
под. Ред. Л.И. Плаксиной);
- График работы учителя-дефектолога;
- Циклограмма деятельности учителя-дефектолога;
- Перспективный тематический план работы с детьми на год;
- Планы ближайшего развития ребенка;
- Информационно-диагностическая карта на каждого ребёнка;
- Индивидуальные образовательные маршруты для детей-инвалидов;
- Карта динамики развития психических процессов ребёнка;
- Табель посещаемости детьми занятий учителя-дефектолога;
- Тетрадь взаимодействия со специалистами;
- Тетради взаимосвязи с воспитателями специализированных групп;
- Консультации для воспитателей специализированных групп;
- Консультации для родителей;
- Консультации для специалистов;
- Отчёты о коррекционной работе за учебный год.
.Дидактические игры и развивающие пособия на развитие осязания, мелкой и общей моторике:
- Мозаики;
- Конструкторы;
- Шнуровки;
- Плоскостные геометрические фигуры;
- Мелкие предметы и игрушки;
- Пуговицы различной величины и цвета;
- Д/игры: «Собери бусы», «Наматывание ниток в клубок», «Сортировка круп, семян, мелких предметов», «Плетение кос» и т.д.;
- Прищепки;
- Цветные резиночки;
- Чудесный мешочек и муфточки;
- Волчки;
- Различные виды бумаги;
- Фигурные линейки;
- Трафареты, силуэты-обводки;
- Природные материалы (каштаны, желуди, шишки, семена, крупы);
- Кинетический песок и интерактивная песочница;
- Счётные палочки, разноцветные спички;
- Пластилин;
- Индивидуальные фланелеграфы;
- Мини – коллекция камней;
- Бумага и ткани различной фактуры;
- Массажные мячики;
- Ножницы;
- Различные раскраски (с широким и узким контуром; с маленьким и большим
количеством деталей в рисунке);
· Рабочие тетради с заданиями по штриховке в различных направлениях;
· Тетради в крупную и мелкую клетку;
- Наборы карандашей;
- Пальчиковый театр и т.д.
Дидактические игры и развивающие пособия по диплоптике:
- Д/игры: «Поймай рыбку»;
- Д/игра «Забей гвоздь»;
- Мини – Серсо;
- Пальчиковый театр;
- Вдевание нитки в иголку;
- Метание в цель;
- Теннис;
- Макет кукольной комнаты;
- Офтальмотренажёры.
Дидактические игры и развивающие пособия по ортоптике:
- Деревянные пазлы – вкладыши: «Затейники», «Кораблик», «Заяц»;
- Доска Сегена: «Геометрические фигуры», «Витаминная корзинка», «Формы и цвета»;
- Набор строительных деталей для конструктора «Геометрик»;
- Геометрический сортёр «Цветные столбики»;
- Почтовый ящик;
- Матрёшка 5-местная;
- Пирамидки-вкладыши;
- Деревянные – вкладыши: «Треугольник», «Круг»;
- Д/игры Никитина «Сложи квадрат»;
- Д/игры: «Танграм – овал», «Танграм – прямоугольник», «Квадрат – Пифагора», «Волшебный круг»;
- Д/игры: «Найди похожую фигуру», «Собираем урожай», «Лото - Соседи по планете», «Домино – Домори» (из бамбука), «Мини – Серсо»;
- Волшебный коврик – «Конструктор – Транспорт»;
- Игрушки-попрыгунчики: «Цыплёнок», «Пингвин», «Осьминожки», «Лягушки в болоте»;
- Трафареты для рисования;
Копировальные экраны: «Зазеркалье», «Мираж» и т.д.
Дидактические игры и развивающие пособия по плеоптике:
- Пазлы (24) «Кот Леопольд», «Оленёнок Бемби», «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон» и т.д.;
- Пазлы в рамке «Мишкины соседи»;
- Кубики (4шт.) «Игрушки», «Фрукты», «Животные», «Герои мультфильмов»;
- Кубики (9 шт.) «Домашние животные»;
- Д/игры в рамках: «Маленький автомобильчик», «Воздушный шарик», «Сердечки»;
- Шнуровки: «Ёжик», «Заяц», «Грибок», «Домик», «Лисичка-продавец», «Медвежонок», «Балерина», «Клоун»;
- Д/игры в конвертах: «Найди по описанию», «Лабиринты», «Цвет, форма, размер», «Предметы и контуры», «Логические таблицы», «Что не подходит», «Объедини в группу», «Цвет и форма», «Геометрическая мозаика», «Что есть что», «Найди животное», «Развиваем внимание», «Лото-команда чемпионов», «В саду, на поле, в огороде», «Логические цепочки», «Четвёртый лишний», «Знаю все профессии», «Животные и птицы (что едят и как говорят)», «Большие и маленькие», «Чем мы похожи?», «Что для чего?», «Калейдоскоп фигур, цветов, занятий», «Для умников и умниц», «Подбери узор», «Лото - хорошо или плохо», «Лото - Кто мы?»;
- Д/игры в сундучках: «Кто что ест?», «Что есть что?», «Часть и целое», «Мы похожи», «Цепочки», «Свойства»;
- Д/игры: «Домино», «Половинки», «Каталка-пирамидка (эмоции)», «Хитрые предметы», «Шиворот-навыворот», «Я волшебник», «Времена года», «Весёлая логика», «Контрасты», «Часть и целое», «Разноцветный мир», «Противоположности», «Справа - слева, сверху - снизу», «Большой – маленький», «Контуры», «Геометрия для малышей», «Цвета и формы», «Цвет», «Цвета и краски», «Подбери по форме», «Подбери схему», «Лото – геометрические фигуры», «Сложи узор», «Составь картинку», «Цветные счётные палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Математический планшет» и т.д.
Пособия В. В. Воскобовича:
- Развивающая среда «Фиолетовый лес»;
- «Геоконт»;
- «Логоформочки»;
- «Шнур-затейник»;
- «Забавные цифры»;
- Кораблик «Плюх-плюх»
- «Конструктор букв»;
- «Радужная ёлочка»;
- «Коврограф «Ларчик»;
- «Чудо крестики»;
- «Чудо соты»;
- «Радужные гномы»;
- «Теремки Воскобовича».
Тактильные книги:
1.»Принцесса Мышка»;
2. «Кошачий замок»;
3. «Завещание мельника»;
4. «Портной и вихрь»;
5. «Волшебная птица»;
6. «Смоляной бычок»;
7. «Лисичка со скалочкой»;
8. «По щучьему веленью»;
9. «Иван-царевич и серый волк»;
10. «Серая шейка»;
11. «Что ни страница, то слон, то львица»;
12. «Сивка-Бурка»;
13. «Мешок яблок»;
14. «Ленивая Бручолина»;
15. Басни Эзопа;
16. «Лис - рыжий плут»;
17. «Два весёлых гуся»;
18. «Путешествие муравьишки»;
19. «Кто сказал мяу»;
20. «В лесу родилась ёлочка»;
21. «Иван Иваныч Самовар»;
22. «Капризная мышь»;
23. «Весёлый карандаш»;
24. «Как козлёнок учился считать»;
25. «На запад от солнца, на восток от луны»;
25. «Королевские зайцы»;
26. «Предсказание лесной девы»;
27. «Сампо Лопарёнок»;
28. «Охотник «Брюте»;
29. «Куда идут часы»
Список методической литературы.
- «Специальная психология» под редакцией В.И. Лубовского. Москва – 2005г.;
- «Специальная психология» под редакцией Кузнецова …;
- «Специальная педагогика» под редакцией Н.М. Назаровой. Москва – 2006г.;
- «Специальная дошкольная педагогика» под редакцией Е.А. Стребелевой. Москва – 2002г.;
- Т.Г. Никуленко «Коррекционная педагогика». Ростов- на- Дону – 2006г.;
- А.Г. Литвак «Психология слепых и слабовидящих». Санкт-Петербург – 2006г.;
- В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Основы тифлопедагогики». Москва – 2000г.;
- Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Москва – 2005г.;
- Т.Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога». Ростов-на-Дону – 2006г.;
- Л.И. Плаксина «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения». Москва – 1998г.;
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной. Москва – 2003г.;
- Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.;
- М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». Москва 1978г.;
- Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». Москва – 2006г.;
- Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». Челябинск – 2008г.;
- Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
- Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
- Л.И. Плаксина «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001г.;
- Л.И.Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
- Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009г.;
- Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
- О.Н.Истратова «Практикум по детской психокоррекции (игры, упражнения, техники)». Ростов-на-Дону – 2009г.;
- Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Нижний Новгород – 2001г.;
- Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
- Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
- М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.;
- В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;
- И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
- В.А. Феактистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». Санкт-Петербург – 2005г.;
- Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
- Н.В. Краснощекова «Развитие ощущений и восприятия у детей». Ростов-на-Дону – 2007г.;
- Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль – 1998г.;
- И.В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени». Москва – 2007г.;
- Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.;
- В.А. Доскин «Здоровье ребёнка и его готовность к школе». Москва – 2007г.;
- И.В. Ковалёва «Профилактика агрессивного поведения у детей». Москва – 2007г.;
- М.Г. Агавелян «Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников». Новосибирск – 2005г.;
- Н.С. Орлова «Про глаза от А до Я азбука твоя». Новосибирск – 2006г.;
- Н.С. Орлова «Ребятишкам про глаза». Новосибирск – 2006г.;
- Н.С. Орлова «Про глаза и про зрачки и про всякие очки». Новосибирск – 2009г.;
- Е.М. Орлова «Инструкция по методике исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста». Москва -1969г.;
- Ю.С. Тарханова «Коррекция зрения у детей». Ростов-на-Дону – 2000г.;
- Г.В. Никулина «Охраняем и развиваем зрение». Санкт-Петербург – 2002г.;
- О.Панков «Очки – убийцы». Москва – 2008г.;
- О.Панков «Таблицы для восстановления зрения. Приложение к книге «Очки – убийцы»». Москва – 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...
Паспорт методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога
Паспорт сожержит перечень методического обеспечения учителя-дефектолога...
Паспорт кабинета учителя-дефектолога.
Дан подробный анализ кабинета учителя-дефектолога, работающего со слабослышащими детьми....
Паспорт кабинета учителя - дефектолога.
паспорт кабинета учителя - дефектолога....
презентация "Кабинет учителя -дефектолога"
предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности...
Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Паспорт кабинета учителя-дефектолога содержит: общие сведения о кабинете учителя-дефектолога, график работы, перечень мебели и оборудования, перечень учебно-методических и наглядных пособий и дидактич...
Познакомьтесь с кабинетом учителя-дефектолога, учителя-логопеда
Кабинет дефектолога и логопеда....