Паспорт кабинета учителя - дефектолога.
материал по коррекционной педагогике по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 78
«Серебряное копытце»
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА
г. Нижневартовск
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону
Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА
Наименование | Количество |
Центр речевого и креативного развития | |
Зеркало с лампой дополнительного освещения; | 1 |
Скамеечка или 3-4 стульчика для занятий у зеркала; | 3-4 стульчика для занятий у стульчика |
Комплект зондов для постановки звуков | 1 |
Комплект зондов для артикуляционного массажа | 1 |
Соски | 12 |
Шпатели | 12 |
Вата | 1 |
Ватные палочки | 1 упаковка |
Марлевые салфетки | 1 упаковка |
Спирт | 1 баночка |
Дыхательные тренажеры | 12 |
Игрушки | 10 |
Пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», перышки искусственные.) | |
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты). | |
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. | 1 |
Логопедический альбом для обследования фонетико – фонематической системы речи | 1 |
Предметные картинки по изучаемым темам | По одному набору на каждую лексическую тему |
Сюжетные картинки | 1 |
Серии сюжетных картинок | |
Алгоритмы | |
Схемы | |
Мнемотаблицы | |
Лото | 1 |
Домино по изучаемым темам | |
«Играйка» рабочие тетради по РЭМП | 12 |
Серии демонстрационных картин по лексическим темам | По одному набору на каждую лексическую тему |
Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам | |
Разнообразный счетный материал | 12 |
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков | |
Картотека словесных игр | |
Картотека коммуникативных игр | |
Настольно – печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи: «Лишняя картинка», «Живой уголок», «Мой, моя, мое, мои», «Два и пять» и др. | |
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов). | |
Настольно – печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.) | |
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки) | |
Разрезной и магнитный алфавит | |
Слоговые таблицы | 12 |
Магнитные геометрические фигуры | Наборы 4 |
Геометрические фигуры | Наборы 4 |
Геометрическое лото | Наборы 4 |
Геометрическое домино | Наборы 4 |
Наборы игрушек для инсценировки трех – четырех сказок | |
Игры и пособия для обучения грамоте | 12 |
Центр сенсорного развития | |
Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен) | |
Звучащие игрушки – заместители | |
Маленькая настольная ширма | 1 |
Магнитофон | 1 |
Кассеты с записью «голосов природы» | 5 |
Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам | |
Игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибки художника», «Ералаш», «Распутай буквы», Палочки Кюизенера; блоки Дьенеша; занимательные игрушки для развития тактильных ощущений; «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по все лексическим темам. | |
Центр моторного и конструктивного развития | |
Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки. | |
Разрезные картинки и паззлы по всем изучаемым темам (8-12 частей ) | |
Кубики с изображениями по всем изучаемым темам (8-12 частей) | |
Массажные мячики разных цветов и размеров и массажные пальчиковые дорожки | 15 |
Мяч среднего размера | 1 |
Малые мячи разных цветов | 10 |
Флажки разных цветов | 10 |
Игрушки – шнуровки, игрушки - застежки | 10 |
Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее | 5 |
Мелкий конструктор типа «Лего» и схемы выполнения построек | 2 |
Мелкие бусины разных цветов и леска для их нанизывания | 5 |
Занимательные игрушки из разноцветных прищепок | 20 |
Правила пользования кабинета учителя – дефектолога
- Ключи от кабинета в 2-х экземплярах (один у логопеда, второй – у заместителя заведующей по АХЧ ).
- Влажная уборка кабинета производится 3 раза в неделю.
- Ежедневно проводится проветривание кабинета.
- Перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом, клавирование логопедического инструментария.
- По окончании рабочего дня проветривается закрытость окон, отключение электрических приборов.
1. Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.
1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
3. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
5. Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. - М.: НПЦ «Коррекция», 1994
6. Н.Л. Белопольская Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005
2. Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
2.1 Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.
2.2 Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
2.3 Умственное развитие
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
- Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
2.3 Нормализация ведущей деятельности
-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
2.5 Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
3. Список методической литературы.
Организация работы, нормативная база
1. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
3. ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л.М. Шипициной М:2003
5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
6. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
7. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008
Методическая копилка
Задержка психического развития
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12. Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КАБИНЕТА В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
Учебный год | Дата проверки | Замечания, рекомендации | Росписи членов комиссии |
Перспективный план развития кабинета
№ | Направления деятельности кабинета | 2012/13 учебный год |
1. | Организация воспитательно - образовательного процесса | Разработка проекта с воспитанниками |
2. | Методическое оснащение | Приобретение дисков по развитию элементарных математических представлений для использования на занятиях |
4. | Материально- техническое оснащение | Организация рабочего места педагога в кабинете. Своевременные заявки на ремонт компьютерного оборудования, мебели и освещения кабинета. |
5. | ТБ и санитарно- гигиеническое состояние | Ежедневные влажные уборки кабинета Утепление окон на зимний период Проветривание кабинета |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
В логопедическом кабинете предусмотрено два рабочих места: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и 12 мест для занятий с детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидульные и подгрупповые занятия с детьми 5-7 лет, посещающими группы компенсирующей направленности МБДОУ ДСКВ № 78 «Серебряное копытце».
В помещении имеется естественное и искусственное освещение, соответствующие требованиям Сан ПиН.
Для детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития созданы необходимые условия для организации коррекционной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
- Настенное зеркало для логопедических занятий 1 шт.
- Лампа над зеркалом 1 шт.
- Зеркало для индивидуальной работы 8 шт.
- Логопедические зонды 2 компл.
- Банка для использованных зондов 1 шт.
- Умывальник взрослый 1 шт.
- Чистое полотенце 1 шт.
- Навесная доска 1 шт.
- Магнитная доска 1 шт.
- Разрезная азбука настольная 1 шт.
- Таблица на дифференциальное дыхание 1 шт.
- Схема для характеристики звука 1 шт.
- Звуковые домики красного, синего и зеленого цвета 3 шт.
- Шкафы для пособий 6 шт.
- Стол канцелярский 2 шт.
- Стулья 2 шт.
- Детские стулья 14 шт.
- Песочные часы 2 шт.
- Метроном 1 шт.
- Магнитофон 1 шт.
- Компьютер 1 шт.
- Секундомер 1 шт.
- Счетные палочки (наборы) 14 шт.
- Цветные карандаши 12 компл.
- Простые карандаши 12 шт.
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
- ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:
- Картинки со звуками С-З-Ц
- Картинки со звуками Ш-Ж-Ч-Щ
- Картинки со звуками Р-РЬ
- Картинки со звуками Л-ЛЬ
- Картинки со звуками П-Б, Д-Т, Г-К, Х
- Картинки на гласные звуки
- Профили артикуляции
- Картинки на дифференциацию звуков
- Звуковые часы
- Дидактические игры по формированию фонематического слуха:
- «Загадки-обманки»
- «Соедини правильно»
- «Обведи правильно»
- «Звуки поменялись местами»
- «Раздели правильно»
- Наборы для составления схем
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- Пальчиковые игры (схемы)
- Шнуровки
- Вкладыши
- Мозаика
- Бусы разных размеров
- Пирамидки
- Цепочки
- Конструкторы
- Массажеры для рук
- Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук:
- «Сложи фигуру из ниток, спичек, палочек, проволоки»
- «Нитки и катушки» (обматывание, нанизывание)
- «Вышивание шнурком»
- «Заплети косичку»
- «Собери горох и фасоль»
- «Собери бусы»
- Дидактические игры по сенсорики:
- «Подбери по форме и цвету»
- «Сложи узор из геометрических фигур»
- «Сложи узор из палочек»
- «Сравни два предмета»
- «Найди фигуру по данной величине»
- РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:
- Игры для поддувания: чашечки, дудочки, самолетики, паровозики
- Книжки с иллюстрациями на развитие воздушной струи
- Схема для дыхания
- Свисток, дудочки
- РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:
- Молоточки
- Металлофон
- Бубен
- Колокольчики
- АКТИВИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ:
Предметные картинки по темам:
- Домашние и дикие птицы
- Домашние и дикие животные
- Животные жарких стран
- Животные крайнего Севера
- Детеныши животных
- Насекомые
- Деревья, кустарники, цветы, грибы
- Овощи, фрукты (муляжи)
- Дом, части дома
- Мебель
- Обувь, одежда, головные уборы
- Посуда, продукты питания
- Профессии
- Игрушки
- Транспорт, правило дорожного движения
- Школьные принадлежности
- Дидактические игры на развитие словаря:
- «Четвертый лишний»
- «Назови правильно»
- «Назови одним словом»
- предметные картинки на подбор антонимов
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ:
- Формирование падежных конструкций (картинный материал)
- Формирование предложных конструкции (картинный материал)
- Формы глагола (картинный материал)
- Единственное и множественное число (картинный материал)
- Согласование числительных с существительными (картинный материал)
- Согласование существительных с прилагательными (картинный материал)
- Образование уменьшительно-ласкательной формы (картинный материал)
- Омонимы (картинный материал)
- Дидактические игры:
- «Образование относительных прилагательных»
- «Подбери предлоги»
- «Рассели по домам»
- «Логопедическое лото»
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- Тексты сказок
- Наглядные пособия для составления рассказов и сказок
- Картинки на составление фразовой речи
- Серии сюжетных картинок
- Сюжетные картинки
- Предметные картинки
- Схемы-описания
- Схемы для составления рассказов
- Настольного театр
- Теневого театра,
- Пальчиковый театр
- Маски (животных и птиц)
- Дидактические игры для развития связной речи:
- «Что сначала, что потом»
- «Кому что нужно?»
- «Составь предложение»
- «Он, она, оно, они»
- «Веселый повар»
- «В огороде у козы Лизы»
- «Маленький художник»
- «Поможем клоуну Роме»
- «За грибами»
- «Катины подарки»
- «Аквариум»
-«Разноцветные листья»
- «Мой, моя, мое, мои»
- «Украшаем елку»
- «Собери семью»
- «У белочки в гостях»
- «Почини игрушку»
- «Живой уголок»
- ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
- Буквы для панно
- Касса букв и слогов
- Схемы слияния гласных и согласных
- Схемы предложений
- Набор фишек
- Азбуки, буквари
- Цифры
- Часы
- Счетные палочки 12 наборов
- Слоги и слова для чтения
- Пакеты для работы с каждой буквой (с материалом: «На что похожа буква?»)
- Папки «Почитай», «Читаем сами»
- Упражнения для подготовки руки к письму
- Дидактические игры:
- «Определи места звука в слове»
- «Найди пару»
- «Сколько слогов в слове?»
- «Прочитай по первым звукам слово»
- «Расставь ударение на схемах»
- «Дифференциация согласных звуков»
- «Составь схему предложения»
- «Определи количество слогов»
- «Подбери картинку к схеме»
- «Построим пирамиду»
- «Составь схему слова»
- «Сколько слогов в предложении?»
- РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ:
- Дидактические игры:
- «Подбери узор»
- «Сложи узор из геометрических фигур»
- «Сложи узор из палочек»
- «Вкладыши»
- Ребусы
- Головоломки
- «Подбери по форме и цвету»
- «Сравни два предмета»
- «Четвертый лишний»
- «Что сначала, что потом?»
- «Разложи круги по цвету»
- «Сложи новую фигуру»
- «Собери картинку из кубиков»
- «Загадка-угадайка»
- «Соотнеси предметы по величине»
- «Цвет и форма»
- «Почитай-ка»
- «Всезнайка»
- «Кто в тереме живет?»
- «Цветные счетные палочки»
- «Что к чему?»
- «Сравни картинки»
- «Что изменилось?»
- « Веселая логика»
- «Соотнеси круги по цвету»
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Модели предлогов
- Дидактические игры:
- «Когда это бывает?»
- «Вчера, сегодня, завтра»
- «Части суток»
- «Опиши свою комнату»
- «Времена года»
- ИГРУШКИ:
- Машинки 6 шт.
- Самолет 1 шт.
- Паровоз 1 шт.
- Вертолет 1 шт.
- Гномики 7 шт.
- Клоун – мягкая игрушка 1 шт.
- Карлсон 1 шт.
- Игрушки-животные 8 шт.
- Телефон 2 шт.
- Домино (птицы, животные, ягоды) 2 компл.
- Конструкторы (деревянные, пластмассовые) по 2 компл.
- Посуда 3 компл.
- Детская мебель 1 компл.
- Детская комната 1 набор.
- Головоломки 3 шт.
- Куклы 5 шт.
- Мячи 3 шт.
- Мягкие игрушки: олень, верблюд, белка, собачка 4 шт.
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
- Погремушки 3 шт.
- Трещотка 1 шт.
- Дудочки 2 шт.
- Свисток 3 шт.
- Металлофон 1 шт.
- Бубны 3 шт.
- ФОЛЬКЛОР:
- Русские народные сказки
- Пословицы
- Поговорки
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Загадки
- Потешки
- Иллюстрации
- Дидактические игры:
- «Собери посуду»
- «Предметы народного быта»
- «Одень Машеньку»
- «Наряди матрешек»
- «Заштопай платье Машеньке»
- «Мозаика»
- «Выложи слово»
- «Составь предложение»
- «Найди осколок»
14. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
- «Знакомство с цветом»
- «Что сначала, что потом?»
- «Жил-был кружочек»
- «Загадай-ка угадай-ка»
- «Учимся читать»
- «Геометрическая мозаика»
- «Подбери узор»
- «Сравни»
Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.
1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
3. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
5. Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. - М.: НПЦ «Коррекция», 1994
6. Н.Л. Белопольская Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005
2. Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
2.1 Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.
2.2 Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
2.3 Умственное развитие
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
- Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
2.3 Нормализация ведущей деятельности
-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
2.5 Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
3. Список методической литературы.
Организация работы, нормативная база
1. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
3. ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л.М. Шипициной М:2003
5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
6. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
7. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008
Методическая копилка
Задержка психического развития
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12. Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...
Паспорт кабинета учителя-дефектолога.
Дан подробный анализ кабинета учителя-дефектолога, работающего со слабослышащими детьми....
Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Паспорт кабинета учителя-дефектолога содержит: общие сведения о кабинете учителя-дефектолога, график работы, перечень мебели и оборудования, перечень учебно-методических и наглядных пособий и дидактич...
Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Коррекционные задачи работы с детьми с нарушением зрения:- формирование навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших...
Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Оснащение кабинета учителя-дефектолога...
Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Приложение к паспорту комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога...
Паспорта кабинета учителя-дефектолога Блиновой О.А.
Основная задача-обеспечение условий для специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями....