Паспорт кабинета учителя - дефектолога.
материал по коррекционной педагогике по теме

Коурова Альбина Витальевна

паспорт кабинета учителя - дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_defektologa.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 78

«Серебряное копытце»

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА

г. Нижневартовск

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и  мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
•    Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
•    Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
•    Соответствие возрасту ребенка  - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
•    Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону
Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия,  демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.

ОБОРУДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА

Наименование

Количество

Центр речевого и креативного развития

Зеркало с лампой дополнительного освещения;

1

Скамеечка или 3-4 стульчика для занятий у зеркала;

3-4 стульчика для занятий у стульчика

Комплект зондов для постановки звуков

1

Комплект зондов для артикуляционного массажа

1

Соски

12

Шпатели

12

Вата

1

Ватные палочки

1 упаковка

Марлевые салфетки

1 упаковка

Спирт

1 баночка

Дыхательные тренажеры

12

Игрушки

10

Пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», перышки искусственные.)

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

1

Логопедический альбом для обследования фонетико – фонематической системы речи

1

Предметные картинки по изучаемым темам

По одному набору на каждую лексическую тему

Сюжетные картинки

1

Серии сюжетных картинок

Алгоритмы

Схемы

Мнемотаблицы

Лото

1

Домино по изучаемым темам

«Играйка» рабочие тетради по РЭМП

12

Серии демонстрационных картин по лексическим темам

По одному набору на каждую лексическую тему

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам

Разнообразный счетный материал

12

Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

Картотека словесных игр

Картотека коммуникативных игр

Настольно – печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи: «Лишняя картинка», «Живой уголок», «Мой, моя, мое, мои», «Два и пять» и др.

Раздаточный материал и материал для фронтальной работы формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения  места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов).

Настольно – печатные дидактические игры для развития навыков  звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.)

Раздаточный материал  и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки)

Разрезной и магнитный алфавит

Слоговые таблицы

12

Магнитные геометрические фигуры

Наборы 4

Геометрические фигуры

Наборы 4

Геометрическое лото

Наборы 4

Геометрическое домино

Наборы 4

Наборы игрушек для инсценировки трех – четырех сказок

Игры и пособия для обучения грамоте

12

Центр сенсорного развития

Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен)

Звучащие игрушки – заместители

Маленькая настольная ширма

1

Магнитофон

1

Кассеты с записью «голосов природы»

5

Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам

Игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибки художника», «Ералаш», «Распутай буквы», Палочки Кюизенера; блоки Дьенеша; занимательные игрушки для развития тактильных ощущений; «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по все лексическим темам.

Центр моторного и конструктивного развития

Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

Разрезные картинки и паззлы по всем изучаемым темам (8-12 частей )

Кубики с изображениями по всем изучаемым темам (8-12 частей)

Массажные мячики разных цветов и размеров и массажные пальчиковые дорожки

15

Мяч среднего размера

1

Малые мячи разных цветов

10

Флажки разных цветов

10

Игрушки – шнуровки, игрушки - застежки

10

Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее

5

Мелкий конструктор типа «Лего» и схемы выполнения построек

2

Мелкие бусины разных цветов и леска для их нанизывания

5

Занимательные игрушки из разноцветных прищепок

20

Правила пользования кабинета  учителя – дефектолога

- Ключи от кабинета в 2-х экземплярах (один у логопеда, второй – у заместителя заведующей по АХЧ ).

- Влажная уборка кабинета производится 3 раза в  неделю.

- Ежедневно проводится проветривание кабинета.

- Перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом, клавирование логопедического инструментария.

- По окончании рабочего дня проветривается закрытость окон, отключение электрических приборов.  

1. Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.

1.    Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
2.    Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
3.    Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
4.    Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006
5.    Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. - М.: НПЦ «Коррекция», 1994
6.    Н.Л. Белопольская Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005

2. Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

2.1 Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.
2.2 Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»  Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
2.3 Умственное развитие
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
- Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

2.3 Нормализация ведущей деятельности

-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ –  4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития  школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция  устной  и  письменной  речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи–  М.,  2005
2.5 Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

3. Список методической литературы.
Организация работы, нормативная база

1.    Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
2.    О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
3.    ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
4.    Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л.М. Шипициной М:2003
5.    Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
6.    Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
7.    Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. –  Волгоград: Учитель, 2008

Методическая копилка
Задержка психического развития

1.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982
2.    Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3.    Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
4.    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
5.    Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
6.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
7.    Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8.    Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9.    Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10.     Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11.    Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12.     Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КАБИНЕТА В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Учебный год

Дата проверки

Замечания, рекомендации

Росписи членов комиссии

Перспективный план развития кабинета

Направления деятельности кабинета

2012/13 учебный год

1.

Организация воспитательно - образовательного процесса

Разработка  проекта с воспитанниками

2.

 Методическое оснащение

Приобретение дисков по развитию элементарных математических представлений  для использования на занятиях

4.

Материально- техническое оснащение

Организация рабочего места педагога в кабинете.

Своевременные заявки на ремонт компьютерного оборудования, мебели и освещения кабинета.

5.

ТБ и санитарно- гигиеническое состояние

Ежедневные влажные уборки кабинета

Утепление окон на зимний период

Проветривание кабинета

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

         В логопедическом кабинете предусмотрено два рабочих места: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и 12 мест для занятий с детьми.

        В логопедическом кабинете проводятся индивидульные и подгрупповые занятия с детьми 5-7 лет, посещающими  группы компенсирующей направленности  МБДОУ ДСКВ № 78 «Серебряное копытце».

        В помещении имеется естественное и искусственное освещение, соответствующие  требованиям  Сан ПиН.

Для детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития созданы необходимые условия для организации коррекционной работы.

ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

  1. Настенное зеркало для логопедических занятий                        1 шт.
  2. Лампа над зеркалом                                                                1 шт.
  3. Зеркало для индивидуальной работы                                        8 шт.
  4. Логопедические зонды                                                                2 компл.
  5. Банка  для использованных зондов                                                1 шт.
  6. Умывальник взрослый                                                                1 шт.
  7. Чистое полотенце                                                                1 шт.
  8. Навесная доска                                                                        1 шт.
  9. Магнитная доска                                                                        1 шт.
  10. Разрезная азбука настольная                                                         1 шт.
  11. Таблица на дифференциальное дыхание                                        1 шт.
  12. Схема для характеристики звука                                                1 шт.
  13. Звуковые домики красного, синего и зеленого цвета                        3 шт.
  14. Шкафы для пособий                                                                6 шт.
  15. Стол канцелярский                                                                 2 шт.
  16. Стулья                                                                                 2 шт.
  17. Детские стулья                                                                        14 шт.
  18. Песочные часы                                                                        2 шт.
  19. Метроном                                                                                1 шт.
  20. Магнитофон                                                                        1 шт.
  21. Компьютер                                                                                1 шт.                
  22. Секундомер                                                                        1 шт.
  23. Счетные палочки (наборы)                                                        14 шт.
  24. Цветные карандаши                                                                12 компл.
  25. Простые карандаши                                                                12 шт.                

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:
  • Картинки со звуками С-З-Ц
  • Картинки со звуками Ш-Ж-Ч-Щ
  • Картинки со звуками Р-РЬ
  • Картинки со звуками Л-ЛЬ
  • Картинки со звуками П-Б, Д-Т, Г-К, Х
  • Картинки на гласные звуки
  • Профили артикуляции
  • Картинки на дифференциацию звуков
  • Звуковые часы
  • Дидактические игры по формированию фонематического слуха:

- «Загадки-обманки»

- «Соедини правильно»

- «Обведи правильно»

- «Звуки поменялись местами»

- «Раздели правильно»

  • Наборы для составления схем

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
  • Пальчиковые игры (схемы)
  • Шнуровки
  • Вкладыши
  • Мозаика
  • Бусы разных размеров
  • Пирамидки
  • Цепочки
  • Конструкторы
  • Массажеры для рук
  • Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук:

- «Сложи фигуру из ниток, спичек, палочек, проволоки»

- «Нитки и катушки» (обматывание, нанизывание)

- «Вышивание шнурком»

- «Заплети косичку»

- «Собери горох и фасоль»

- «Собери бусы»

  • Дидактические игры по сенсорики:

- «Подбери по форме и цвету»

- «Сложи узор из геометрических фигур»

- «Сложи узор из палочек»

- «Сравни два предмета»

- «Найди фигуру по данной величине»

  1. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:
  • Игры для поддувания: чашечки, дудочки, самолетики, паровозики
  • Книжки с иллюстрациями на развитие воздушной струи
  • Схема для дыхания
  • Свисток, дудочки

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:
  • Молоточки
  • Металлофон
  • Бубен
  • Колокольчики

  1. АКТИВИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ:

Предметные картинки по темам:

  • Домашние и дикие птицы
  • Домашние и дикие животные
  • Животные жарких стран
  • Животные крайнего Севера
  • Детеныши животных
  • Насекомые
  • Деревья, кустарники, цветы, грибы
  • Овощи, фрукты (муляжи)
  • Дом, части дома
  • Мебель
  • Обувь, одежда, головные уборы
  • Посуда, продукты питания
  • Профессии
  • Игрушки
  • Транспорт, правило дорожного движения
  • Школьные принадлежности
  • Дидактические игры на развитие словаря:

- «Четвертый лишний»

- «Назови правильно»

- «Назови одним словом»

  • предметные картинки на подбор антонимов


  1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ:
  • Формирование падежных конструкций (картинный материал)
  • Формирование предложных конструкции (картинный материал)
  • Формы глагола (картинный материал)
  • Единственное и множественное число (картинный материал)
  • Согласование числительных с существительными (картинный материал)
  • Согласование существительных с прилагательными (картинный материал)
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы (картинный материал)
  • Омонимы (картинный материал)
  • Дидактические игры:

- «Образование относительных прилагательных»

- «Подбери предлоги»

- «Рассели по домам»

- «Логопедическое лото»

  1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
  • Тексты сказок
  • Наглядные пособия для составления рассказов и сказок
  • Картинки на составление фразовой речи
  • Серии сюжетных картинок
  • Сюжетные картинки
  • Предметные картинки
  • Схемы-описания
  • Схемы для составления рассказов
  • Настольного театр
  • Теневого театра,
  • Пальчиковый театр
  • Маски (животных и птиц)
  • Дидактические игры для развития связной речи:

- «Что сначала, что потом»

- «Кому что нужно?»

- «Составь предложение»

- «Он, она, оно, они»

- «Веселый повар»

- «В огороде у козы Лизы»

- «Маленький художник»

- «Поможем клоуну Роме»

- «За грибами»

- «Катины подарки»

- «Аквариум»

-«Разноцветные листья»

- «Мой, моя, мое, мои»

- «Украшаем елку»

- «Собери семью»

- «У белочки в гостях»

- «Почини игрушку»

- «Живой уголок»

  1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
  • Буквы для панно
  • Касса букв и слогов
  • Схемы слияния гласных и согласных
  • Схемы предложений
  • Набор фишек
  • Азбуки, буквари
  • Цифры
  • Часы
  • Счетные палочки                                                                   12 наборов
  • Слоги и слова для чтения  
  • Пакеты для работы с каждой буквой (с материалом: «На что похожа буква?»)
  • Папки «Почитай», «Читаем сами»
  • Упражнения для подготовки руки к письму
  • Дидактические игры:

- «Определи места звука в слове»

- «Найди пару»

- «Сколько слогов в слове?»

- «Прочитай по первым звукам слово»

- «Расставь ударение на схемах»

- «Дифференциация согласных звуков»

- «Составь схему предложения»

- «Определи количество слогов»

- «Подбери картинку к схеме»

- «Построим пирамиду»

- «Составь схему слова»

- «Сколько слогов в предложении?»

  1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ:
  • Дидактические игры:

- «Подбери узор»

- «Сложи узор из геометрических фигур»

- «Сложи узор из палочек»

- «Вкладыши»

- Ребусы

- Головоломки

- «Подбери по форме и цвету»

- «Сравни два предмета»

- «Четвертый лишний»

- «Что сначала, что потом?»

- «Разложи круги по цвету»

- «Сложи новую фигуру»

- «Собери картинку из кубиков»

- «Загадка-угадайка»

- «Соотнеси предметы по величине»

- «Цвет и форма»

- «Почитай-ка»

- «Всезнайка»

- «Кто в тереме живет?»

- «Цветные счетные палочки»

- «Что к чему?»

 - «Сравни картинки»

- «Что изменилось?»

- « Веселая логика»

- «Соотнеси круги по цвету»

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
  • Модели предлогов
  • Дидактические игры:

- «Когда это бывает?»

- «Вчера, сегодня, завтра»

- «Части суток»

- «Опиши свою комнату»

- «Времена года»

        

   

  1. ИГРУШКИ:
  • Машинки                                                                          6 шт.
  • Самолет                                                                                1 шт.
  • Паровоз                                                                                1 шт.
  • Вертолет                                                                        1 шт.
  • Гномики                                                                        7 шт.
  • Клоун – мягкая игрушка                                                        1 шт.
  • Карлсон                                                                                1 шт.
  • Игрушки-животные                                                                8 шт.
  • Телефон                                                                                2 шт.
  • Домино (птицы, животные, ягоды)                                        2 компл.
  • Конструкторы (деревянные, пластмассовые)                        по 2 компл.
  • Посуда                                                                                3 компл.
  • Детская мебель                                                                1 компл.
  • Детская комната                                                                1 набор.
  • Головоломки                                                                        3 шт.
  • Куклы                                                                                5 шт.
  • Мячи                                                                                3 шт.
  • Мягкие игрушки: олень, верблюд, белка, собачка                        4 шт.

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
  • Погремушки                                                                        3 шт.
  • Трещотка                                                                        1 шт.
  • Дудочки                                                                                2 шт.
  • Свисток                                                                                3 шт.
  • Металлофон                                                                        1 шт.
  • Бубны                                                                                3 шт.

  1. ФОЛЬКЛОР:
  • Русские народные сказки
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Скороговорки
  • Чистоговорки
  • Загадки
  • Потешки
  • Иллюстрации
  • Дидактические игры:

- «Собери посуду»

- «Предметы народного быта»

- «Одень Машеньку»

- «Наряди матрешек»

- «Заштопай платье Машеньке»

- «Мозаика»

- «Выложи слово»

- «Составь предложение»

- «Найди осколок»

       14. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

       - «Знакомство с цветом»

       - «Что сначала,  что потом?»

       - «Жил-был кружочек»

       - «Загадай-ка угадай-ка»

       - «Учимся читать»

       - «Геометрическая мозаика»

       - «Подбери узор»

       - «Сравни»

 

 Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.

1.    Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
2.    Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
3.    Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
4.    Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006
5.    Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. - М.: НПЦ «Коррекция», 1994
6.    Н.Л. Белопольская Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005

2. Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

2.1 Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.
2.2 Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»  Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
2.3 Умственное развитие
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
- Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

2.3 Нормализация ведущей деятельности

-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития  школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция  устной  и  письменной  речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи–  М.,  2005
2.5 Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»:  Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

3. Список методической литературы.
Организация работы, нормативная база

1.    Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
2.    О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
3.    ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
4.    Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л.М. Шипициной М:2003
5.    Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
6.    Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
7.    Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. –  Волгоград: Учитель, 2008

Методическая копилка
Задержка психического развития

1.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982
2.    Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3.    Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
4.    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
5.    Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
6.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
7.    Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8.    Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9.    Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10.     Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11.    Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12.     Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога.

Дан подробный анализ кабинета учителя-дефектолога, работающего со слабослышащими детьми....

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Паспорт кабинета учителя-дефектолога содержит: общие сведения о кабинете учителя-дефектолога, график работы, перечень мебели и оборудования, перечень учебно-методических и наглядных пособий и дидактич...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Коррекционные задачи работы с детьми с нарушением зрения:-  формирование навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Оснащение кабинета учителя-дефектолога...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Приложение к паспорту комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога...

Паспорта кабинета учителя-дефектолога Блиновой О.А.

Основная задача-обеспечение условий для специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями....